Урок литературы в 6-м классе на тему «Художественное своеобразие повести А. С. Пушкина Метель»

Цели:

  • Обобщение знаний по содержанию произведения
  • Научиться анализировать произведение ,уметь
    определить тему, идею, композицию повести.
  • Формирование интереса к анализу произведения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Определение темы урока

- Ребята, я хочу начать сегодняшний урок с
классической музыки, которую написал великий
композитор Георгий Свиридов. Давайте
внимательно ее послушаем. (Звучит музыка
Г.Свиридова «Метель»)

– Ответьте на следующие вопросы:

  • Каковы ваши первые впечатления?
  • Какую картину вы представили?
  • О чем эта музыка?

Именно на произведение «Метель» Свиридов
написал свою композицию. Смог ли композитор
передать то, что хотел сказать нам А.С.Пушкин?
Это нам предстоит выяснить сегодня на уроке.
Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Художественное своеобразие повести
А.С.Пушкина «Метель»
(Написано на
доске)

3. Постановка цели урока

– Какие цели поставим для себя? (Выяснить
сюжет, разобрать)

– Каким образом мы с вами будем достигать цели? (Тема,
идея, эпиграф, композиция, образы.)

– Начнем с темы произведения? О чем это
произведение? (О любви, преданности.)

4. Изучение нового материала

– Проведем словарную работу.
На доске написаны слова: Вещий сон – сон,
который сбывается. Гласить – сказать.
Сетовать – жаловаться. Заговор – договорено.

Начнем разбирать произведение. Внимательно
прочитаем эпиграф, который взят из баллады
Жуковского «Светлана». О чем говорится в
эпиграфе? («Кони мчатся»,, «снег», «храм»,
«метелица», «черный ворон»).

– Чей это сон? Светланы или Марии Гавриловны?
Светлана видит вещий сон, ее что-то тревожит
(-зима, метель) должно что-то произойти?

В класс вносим «Черный ящик».

– Угадаем, что лежит в ящике? (Письмо,
шкатулка, шаль)

– Кому принадлежат эти вещи? (Марье
Гавриловне.)

Начнем разбирать образы героев

1) Центральным персонажем является образ Марьи
Гавриловны. Охарактеризуем образ. Найдите в
тексте описание героини.

2) Образ Владимира. Попытаемся дать
характеристику этому герою. (Предмет,
несерьезное отношение автора, бедный армейский
прапорщик). Какие свидетели были?(40 летний
корнет Дарвин, землемер Шмит в усах и шпорах,
мальчик 16 лет, фамилии нет, в конце
полусумасшедшее письмо, смерть.)

3) Образ Бурмина. (Нет имени, хитрый, бедность,
черные глаза.)

Слово дается ученику, пересказ из текста
образа Бурмина.

Сцена в церкви наизусть пересказывает один
ученик
.

4) Образ метели. Какие атрибуты метели?
(Холод, дрожь, ветер сильный)

5. Физкультминутка Изображаем метель
(протираем руки, изображаем холод, дрожь.)

На доске схема:

Метель соединяет их судьбы, перечеркивает все.
Метель сыграла злую шутку в жизни. героев.
Почему повесть так названа?(-главный герой в
повести — метель.)
Приступаем к раскрытию для нас новой
терминологии, как композиция.(на доске
определение слова) Композиция – это
построение художественного произведения. Зачин,
развитие действия, кульминация, развязка.

Зачин – жизнь Марьи Гавриловны и любовь с
Владимиром.
Развитие действия – приписка, согласие Маши на
брак.
Кульминация – венчание Маши «не он, не он».
Развязка – рассказ Бурмина.

6. Подведение итога урока

– Итак, еще раз посмотрим эпиграф, все ли так
случилось? Как меняются чувства? Почему рассказ о
давно прошедших днях дан в конце повести? Можно
ли догадаться по последней строчке, как дальше
развернутся события?

7. Самооценка

Тест по произведению «Метель»

1. Жанр произведения – …

а) рассказ
б) роман
в) повесть

2. «Метель» была написана Пушкиным в …

а) Болдино
б) Одессе
в) Михайловском

3. Персонаж .рассказавший о том, что произошло в
церкви в метельную ночь

а) Марья Гавриловна
б) Бурмин
в) Владимир

4. Начавшая перед побегом Маши метель

а) изменила ее планы
б) было предзнаменованием
в) никакого впечатления

5. Тема произведения

а) трагическая любовь
б) счастье человека
в) превратности судьбы

8. Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Какова
дальнейшая судьба героев ?»

Следующий: