Урок литературы в 6-м классе. Мир смутных вопросов и ощущений по повести В. Г. Короленко Дети подземелья

Цели:

  • создать условия для осмысления IV-VI глав повести
    В. Г. Короленко “Дети подземелья”, понимания тех
    изменений, которые происходят в сознании
    главного героя под влиянием жизненных
    обстоятельств;
  • способствовать переосмыслению понятия
    “человек в ситуации нравственного выбора”.

Оборудование:

  • учебник под ред Г. И. Беленького;
  • таблица с объяснением слов;
  • раздаточный материал (кроссворды).

Эпиграф:

…лучше иметь в груди кусочек человеческого
сердца вместо холодного камня.

В. Г. Короленко

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический
настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение
темы и цели урока.

Читая художественное произведение, мы
стараемся понять то главное, что хотел донести до
нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих
отношений, пытаются пробудить в наших душах
добрые и искренние чувства, интерес и уважение,
бережное отношение к человеку.

Владимир Галактионович Короленко, обладая
уникальным литературным талантом, сумел
проникнуть в тайники человеческой души и
показать, что самый великий дар, данный человеку,
- это чуткое сердце, способное воспринять
состояние других людей, понять их, проникнуть в
их внутренний мир, посочувствовать им, разделить
с ними радость и горе. Таким даром – чутким
сердцем – обладал и сам писатель. В основе его
мироощущения лежат сострадание, сочувствие,
ощущение чужой боли как своей.

Сегодня мы продолжим изучение повести В.Г.
Короленко “Дети подземелья”, обратившись к IV, V и
VI главам. Наша задача – понять, какие изменения
происходят в сознании Васи под влиянием встречи
с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные
уроки мы можем извлечь, наблюдая за
взаимоотношениями героя с представителями
“дурного общества”.

III. Словарная работа.

Работа проводится по таблице.

Уточним значение слов, которые будут нужны нам
на уроке.

Нравственность – внутренние духовные
качества, которыми руководствуется человек;
правила поведения, определяемые этими
качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое
отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие,
вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь
кому-нибудь или простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.

IV. Изучение нового материала.

1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком
увлекло Васю?

2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по
степени сложности. А вы для себя выберите те, на
которые сможете ответить. Начнем с наиболее
простых вопросов. (Предлагаются
дифференциронные задания.)

1) “4” Каким увидел Вася Валека в первый раз?

“5” Какая деталь в портретной характеристике
Валека особенно привлекла Васю?

2) “4” Выделите в IV и V главах описания внешности
Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова
использует в них автор?

“5” О каком отношении Васи к Марусе говорят эти
эпитеты, сравнения и слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами?

3. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал
невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

4. Дифференцированные задания.

Подведем итог нашим наблюдениям.

“4” Чем Валек и Маруся не похожи на обычных
детей, каких знал Вася до знакомства с ними?

“5” Что сделало их такими?

“5” Почему Вася не понял смысл загадочных слов
Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”

“4” Когда раскрылась мальчику эта загадка?

5. Дифференцированные задания.

Обратим внимание на описание подземелья.

“4” Выделите в тексте повести детали,
характеризующие подземелье.

“5” Какое впечатление произвела на Васю
обстановка подземелья?

6. Как вы понимаете слова о “серых камнях”,
которые “высосали жизнь” из Маруси? Что
“неумолимое, твердое и жестокое, как камень”,
“высасывало” румянец, блеск глаз и живость
движений девочки?

Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив
таблицу. Разделите страницу тетради на две
колонки и озаглавьте левую из них “серый
камень”. Запишите под этим заголовком слова,
которые вы связываете в вашем сознании с этим
понятием.

(Ученики записывают слова “голод”, “холод”,
“боль”, “страх”, “ужас”, “безжалостность”,
“черствость”, “равнодушие”, “жестокость”,
“бесчувственность”, “несправедливость”.)

(Вывод. Серый камень является символом
жестоких, несправедливых законов общества.)

7. Не меньшее потрясение испытывает Вася,
познакомившись не только с тем, где живут его
друзья, но и узнав, как они добывают средства к
существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V
главы.

Дифференцированные задания.

“4” Что переживает Вася, узнав, что его друзья
– нищие и воры?

“5” Какие чувства борются в душе героя?

“4” Какие “смутные вопросы и ощущения”
тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие
и воры?

“5” Как решил для себя эти проблемы Вася?
Почему их называют проблемами нравственного
выбора?

Слово учителя

Ребята, серому камню, символизирующему
человеческую жестокость и несправедливость,
противостоит в повести человеческое сердце.
Продолжаем работу по заполнению таблицы.
Озаглавьте правую колонку “человеческое
сердце” и запишите слова, которые вы связываете
с этим понятием.

(Ученики записывают слова “доброта”,
“чуткость”, “сочувствие”, “сострадание”,
“милосердие”, “терпимость”, “понимание”,
“душевное тепло”, “справедливость”,
“великодушие”, “искренность”.)

В результате работы учащихся составляется
следующая таблица:

“Серый камень” Человеческое сердце
Голод, холод, боль, страх, ужас,
безжалостность, черствость, равнодушие,
жестокость, бесчувственность, несправедливость
Доброта, чуткость, сочувствие,
сострадание, милосердие, терпимость, понимание,
душевное тепло, справедливость, великодушие,
искренность
Символ жестоких, несправедливых
законов общества
Закон совести

8. Сопоставьте ваши наблюдения со словами
эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек
человеческого сердца вместо холодного камня”.
(В. Г. Короленко.)

Если бы все люди жили по законам человеческого
сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не
было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь”
из людей, обитающих в трущобах.

9. Работа в парах.

А теперь разгадайте кроссворд по содержанию
повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали
зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко
характеризует отношение Васи к отверженным
детям.

  1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на
    Марусю. (Грусть.)
  2. Должность отца Васи. (Судья.)
  3. Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
  4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси?
    (Кукла.)
  5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком
    и Марусей. (Часовня.)
  6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме .
    (Одиночество.)
  7. Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
  8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье.
    (Черемуха.)

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.
Учитель дает толкование лексического значения
этого слова.

Гуманизм – гуманность, человечность,
человеколюбие.

Слово учителя

Вася живет по законам своего сердца, и он
откликается на сердечное участие, тепло и
внимание тех, кого называют “дурным обществом”.
Однако социальное положение этих людей не
закрывает от него их душевных качеств:
искренности, простоты, доброты, стремления к
справедливости. Именно здесь, в “дурном
обществе”, Вася находит настоящих друзей и
проходит школу истинного гуманизма.

10. Почему Валека и Марусю нельзя назвать
“дурным обществом” для Васи?

V. Обобщение.

1. Какие изменения произошли в сознании Васи под
влиянием встречи с новыми друзьями?

2. Какие нравственные уроки мы можем извлечь,
наблюдая за взаимоотношениями Васи с
представителями “дурного общества”?

Слово учителя

Повесть В. Г. Короленко “Дети подземелья” учит
каждого из нас ставить себя на место другого
человека, видеть мир глазами других людей,
понимать его так же, как и они. Надо уметь
сострадать человеку, сочувствовать ему, быть
терпимым по отношению к другим людям.

В заключение я хочу процитировать
замечательные слова великого русского писателя
Л. Н. Толстого: “Милосердие состоит не столько в
вещественной пользе, сколько в духовной
поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде
всего в неосуждении ближнего и уважении к его
человеческому достоинству”.

VI. Домашнее задание.

Прочитать главы VI, VII, VIII.

Дифференцированные задания.

“4” Подготовить пересказ на тему: “Последняя
осень Маруси”.

“5” Ответить письменно на вопрос: “Что имел в
виду Тыбурций Драб, когда сказал Васе: “Может
быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через
нашу”?

VII. Рефлексия.

Каждый учащийся получает листок, на котором
должен продолжить и записать предложение:
“Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке,
это…”.

Следующий: