Урок литературы в 11-м классе Художественные открытия модернистского искусства XX века. Футуризм


Цели:

  • дать новые знания по теме урока,
    систематизировать и обобщить изученное;
  • показать своеобразие модернистского искусства
    рубежа веков;
  • расширить знания учащихся по литературе и
    живописи;
  • продолжить формирование целостного взгляда на
    предмет литературы;
  • продолжить развитие образного мышления
    учащихся;
  • продолжить развитие эстетического сознания и
    творческой активности учащихся;
  • продолжить формирование разносторонне
    развитой личности;
  • продолжить формирование патриотических и
    гражданственных чувств старшеклассников.

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийное средство обучения для показа
    презентации в формате Microsoft Office PowerPoint;
  • репродукции картин: К. Малевича “Чёрный
    квадрат”, П. Пикассо “Авиньонские девицы”, В.
    Кандинского “Деталь к композиции IV”,
  • портрет В. Хлебникова;
  • сборники стихотворений поэтов-футуристов;
  • стихотворение Толстяковой М. “Посвящение
    любимой картине”;
  • цветные полоски (красные, жёлтые, зелёные,
    коричневые, чёрные);
  • цветные листы, соотносимые со звуками русского
    языка (красный – б; золотой – з; жёлтый – ж;
    голубой – к; слоновой кости – л; синий – м; алый –
    н; чёрно-красный – п);
  • карточки с отрывками из стихотворений В.
    Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова;
  • индивидуальные сообщения 2-х
    учеников-ассистентов;
  • доска с записью (при отсутствии компьютерной
    презентации).

Методические приёмы: лекция учителя с
элементами беседы, учебный эксперимент,
самостоятельная работа учащихся, индивидуальные
сообщения.

Приложение 1, Приложение
2

Ход урока

Перед уроком готовится доска (если нет
возможности использования мультимедийных
средств обучения):

Макет доски


Футуризм
“речетворчество”
“заумь”
цветомузыка

Futurum (лат.) – будущее



Первое декабря.

“О, сколько нам открытий чудных…”

Художественные открытия модернистского
искусства ХХ века. Футуризм.

Слова – хамелеоны,
Они живут спеша.
У них свои законы,
Особая душа.
К.Д. Бальмонт

“Чёрный
квадрат” 1913 г.

Портрет В.
Хлебникова 1885-1922гг.

Василий Кандинский (1886-1944 гг.)

Казимир
Малевич (1878-1935 гг.)

Пабло Пикассо (1881-1973 гг.)

Давид Бурлюк

Велимир Хлебников

Игорь Северянин

Владимир Маяковский

(Обучающиеся рассаживаются по местам.)

I этап. Лекция учителя

Учитель:



Кто сказал, что это не искусство?
Это, между прочим, красота!
Почему так смотрите вы грустно,
И не светят радостью глаза?

Посмотри на чёткость этих линий,
На контраст красивейших цветов.
Пусть цветов так много в тех картинах –
Надо только два. И всё, шедевр готов!

Как надоели все пейзажи –
Реальность, что видна в окно;
Не нравятся портреты даже,
А это то, что ждали все давно.

Малевич – гений вот великий:
Придумать тот сюжет он смог,
Какой никто нигде не видел,
Вообразить никто не мог.

Восхищена чудеснейшим его твореньем,
Дрожу я с головы до пят:
Не отрывая глаз, смотрю я в упоенье
На манящий меня “Квадрат”.

Это стихотворение “Посвящение любимой
картине” написала ученица 9 “Б” класса
Толстякова Мария. А на доске – знаменитый
“Чёрный суприматический квадрат” Казимира
Малевича. Полотно написано в 1914-15 гг., и оно –
своеобразный прорыв эпохи. Рядом – портрет
русского поэта Серебряного века Велимира
Хлебникова. По силе влияния, которое он оказал на
поэтов-современников, его можно назвать лицом
эпохи. Вместе они – символ авангардистского
искусства начала ХХ века.

Итак, начало новой эпохи. Она ознаменовалась
многочисленными открытиями, кардинально
изменившими жизнь человечества. “Дух
просвещения”, стремление к открытию нового,
непознанного, был растворён в воздухе.
Пожалуйста, зачитайте историческую справку.

1-й ученик-ассистент зачитывает историческую
справку:


1907 г. – Р.О. Фессендер осуществил передачу
человеческой речи на расстояние в 320 км.
– Б.Л. Розинг изобрёл первую электронную систему
воспроизведения телевизионного изображения с
помощью электронно-лучевой трубки.
1909 г. – К. Торрес сконструировал калькулятор
для решения алгебраических уравнений.
– Ж. Клод создал первую неоновую лампу.
1910 г. – Г. Юнкерс построил первый
цельнометаллический самолёт.

Учитель: Спасибо. Это лишь краткий
перечень научных открытий начала века. Но
открытия были и в искусстве. В 1907 г. Пабло Пикассо
провозглашает: “Смерть хорошему вкусу!” – и
совершает переворот в живописи, представив на
суд зрителей “Авиньонских девиц”. (Демонстрация
репродукции.)
И дело не в объекте изображения
(девушки из публичных домов изображались
художниками и ранее), а в новой художественной
манере. Фигуры в искажении, ракурс, при котором
предмет показывается сразу в двух плоскостях –
спереди и сбоку, цветовая гамма, весьма условно
прорисованные фрукты – всё это подступы к
будущему кубизму. В России в 1910 г. Василий
Кандинский создаёт свою картину. (Демонстрация
репродукции.)
Как вы думаете, как она
называется? (Варианты названий.) Вообще-то она
называется “Деталь к композиции IV” или второе
название “Казаки”. В её основу легли
впечатления художника от въезда в Москву отряда
казаков во время революционных волнений 1905-06 гг.
С трудом зритель находит фигуры казаков, их
красные пики, мост, похожий на радугу, и радугу,
соединяющую небо с землёй. Живопись становится
почти беспредметной. Искусство обращается к
точным наукам. Например, художник К. Малевич
разрабатывал проекты городов-спутников,
курсирующих по околоземной орбите. В. Кандинский
привносит геометрию в живопись. В своей книге “О
точке и линии” он пишет: “Контакт между острым
треугольником и кругом производит не меньший
эффект, чем палец Бога, протянутый Адаму на
картине Микеланджело”. Пройдёт 5 лет, и только
один квадрат будет темой и идеей одной из самых
скандальных картин мира.



А мы возвратимся в 1910 год, который становится
годом рождения русского футуризма, – в свет
выходит I футуристический сборник стихов “Садок
судей”. Его авторы – Давид Бурлюк, Велимир
Хлебников, Алексей Кручёных. Зачитайте
литературоведческую справку.

2-й ученик-ассистент зачитывает
литературоведческую справку:

Футуризм (от лат. futurum – будущее)
авангардистское направление в европейской
культуре 1910-1920-х гг. Футуризм стремился создать
“искусство будущего”, декларировал в
манифестах и художественной практике отрицание
традиционной культуры (наследие “прошлого”). В
поэзии (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных, И.
Северянин) – характерные приёмы языкового
эксперимента (“слова на свободе”, или “заумь”).

II этап. Беседа и учебный эксперимент

Учитель: Спасибо. В 1912 г. выходит
декларация футуристов “Пощёчина общественному
вкусу”. В ней поэты заявляют: “Только мы – лицо
нашего времени… Прошлое тесно”. Итак, какова поэтическая
концепция “нового искусства”
? В. Хлебников
выразил её так: “Чары слова, даже непонятного,
остаются чарами и не утрачивают своего
могущества”. Поэт проводил смелые эксперименты
с языковым материалом – словом, пытался создать
общечеловеческий язык, похожий на язык птиц,
занимался “речетворчеством”. Вот пример такого
языка и стихотворения:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Да, на первый взгляд – бессмыслица, но! В статье
“Художники мира!” В. Хлебников пытается
обосновать, закрепить определённое цветовое
значение за тем или иным согласным звуком.
Получается своеобразная формула: цвет в звук =
образ.

– Как вы считаете, в этом есть рациональное
зерно?

(Кто-то согласен, кто-то нет.)

– Давайте проведём эксперимент! Я буду
описывать состояние человека, а вы подберёте к
нему соответствующий, на ваш взгляд, цвет, т.е.
покажите соответствующую цветную полоску.

Эксперимент:

У вас сильно болит голова, вы больны, у вас нет
сил (чёрный).

Вы приняли лекарство, и вам стало легче, болит,
но можно терпеть (красный, коричневый).

Вот боль проходит, о ней лишь воспоминание, вы
прекрасно себя чувствуете (жёлтый, зелёный).

Учитель: Вы одинаково показали
цветовые ощущения. Эта новая методика
диагностики и адекватной оценки больным своего
состояния берётся медициной на вооружение
только сейчас, а самому принципу – 100 лет! Давайте
вернёмся к стихотворению “Бобэоби пелись
губы…” и теперь его проанализируем.

Итак, “б” – это красный. А губы человека? Они
красные. Значит, “пелись губы” красно. “М” –
это синий, вероятно, взор, т.е. глаза синие. “П” –
чёрно-красный, т.е. коричневый. А брови довольно
часто именно такого цвета. “Л” – слоновая кость.
Это цвет кожи аристократического лица. “З” –
золотой. Вместе с ассонансом “гз” – это и цвет
цепи, и её звон. Вслед за поэтом мы спускаемся
взглядом вниз по лицу, а цепочки обычно носят на
шее. Действительно, “на холсте…соответствий”
мы увидели лицо. Как видите, не такая уж и
бессмыслица!

Мы говорим о звуках. Серебряный век невозможно
представить без музыки. Музыка – это тоже звуки.
Русский композитор Александр Николаевич Скрябин
в 1910 году ввёл партию цвета в симфоническую поэту
“Прометей”. Это – прообраз современной
цветомузыки.

А теперь обратимся к стихотворению В.
Хлебникова “Заклятие стихом”, 1910 г.:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных
смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей,
Смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Мы обнаруживаем здесь огромное количество
новых слов – неологизмов, речевых открытий В.
Хлебникова. Давайте попытаемся расшифровать
некоторые из них.

  1. смехачи – суффикс как в словах “пугач,
    толмач” – “деятель”. Всё вместе – “тот, кто
    смешит”.
  2. смеянствуют – суффикс как в слове
    “странствуют” – “процесс во времени”. То есть
    – “занимаются смехом”.
  3. смеяльно – (как?) – наречие + глагольный
    суффикс -л- “воздействие
    смехом”.
  4. рассмешищ – суффикс как в слове
    “посмешище” – существительное от глагола
    “рассмешить” “сам всех
    смешит”.

А смысл названия? “Заклятие” – заклинание,
настоятельная просьба, мольба, призыв.
Действительно, мало кто не улыбнётся, прочитав
это стихотворение.

III этап. Практическое занятие

Учитель: А теперь перейдём к
практическим занятиям. У каждого из вас есть
отрывок из стихотворения поэта-футуриста.
зависимости от количества учащихся в классе
учитель готовит лист для самостоятельной работы
для каждого ученика или для группы учеников.
Остальные в это время могут написать
отзыв-миниатюру об услышанном в ходе лекции
учителя для закрепления материала и последующей
проверки учителем степени усвоения нового
материала.)
Прочитайте, найдите примеры
словотворчества. Один неологизм, самый
интересный, на ваш взгляд, – объясните.

IV этап. Подведение итогов урока

Учитель: Итак, мы сегодня слегка
прикоснулись к сокровищам модернистского
искусства ХХ века. Оно неисчерпаемо и
многогранно. Говоря словами К.Д. Бальмонта,
поэта-символиста,

Слова – хамелеоны,
Они живут спеша.
У них свои законы,
Особая душа.

Мы попытались приблизиться к пониманию
загадочной души поэтических слов, почувствовать
их иррациональную красоту. На следующих уроках
мы будем анализировать творчество поэтов
Серебряного века русской литературы.

V этап. Домашнее задание

Учитель: Индивидуальные задания-доклады
о жизни и творчестве поэтов Д. Бурлюка, В.В.
Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова.
Подготовиться к анализу лирического
произведения по плану (в тетрадях).




Следующий: