Урок литературы в 11-м классе Творчество В. Я. Брюсова


Тип урока

: урок-исследование.

Цели урока

: познакомить учащихся с
творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова,
показать значение творчества поэта для русской
поэзии, путём анализа стихотворений поэта
выявить особенности его поэтики; подготовить
учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и
целей урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок,
посвящённый творчеству необычного человека,
яркого поэта начала 20 века — В.Я.Брюсова.

Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с
творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова,
определить место поэта в русской поэзии.
Анализируя некоторые стихотворения, мы
попробуем определить особенности его поэтики.

II. Опрос по пройденному материалу.

Давайте вспомним особенности творчества
поэтики символистов.

- Что такое символизм?

- Что такое символ?

- Чем же символ отличается от аллегории?

- Кто же стал основоположником русского
символизма?

- В чём новаторство символистов?

- Какие темы чаще всего привлекали символистов?

- Был ли символизм однородным течением?

III. Работа по теме урока.

Слово учителя

: Да, Серебряный век поэзии
отмечен созвездием феноменальных поэтических
дарований: З.Гиппиус, В.Соловьёв, Д.Мережковский:
Но В.Я.Брюсов — одна из наиболее ярких звёзд в
созвездии символизма. Он был литературным
критиком, переводчиком, историком, пушкинистом,
занимался редакционно-издательской
деятельностью, теорией стиха, исследованием
культуры. Современники называли его «живой
классик». И сегодня у нас с вами есть возможность
познакомиться с фактами его жизни и
особенностями его творчества.

Знакомство с биографией поэта:

Слово учителя:

Я просила вас
познакомиться с биографией поэта самостоятельно
по материалам учебников, Интернета,
дополнительной литературы. Расскажите, о каких
интересных фактах биографии В.Брюсова вы узнали?

Слово учителя:

В поэзию В.Я.Брюсов
ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к
примеру, скандально известный моностих
В.Я.Брюсова «О, закрой свои бледные ноги!»: Как
вы думаете, чего этим стихотворением хотел
добиться поэт?
(Это намеренный эпатаж
публики, хотел озадачить, хотел прославиться,
громко заявить о себе.)

Слово учителя

: Да, а главное — заявить о
праве поэта на свободу творчества. И эта
свобода творчества стала определяющей у
В.Я.Брюсова. Именно поэтому лирический герой
стихотворений В.Я.Брюсова — это сильная
личность, персонаж из истории или мифа, навеянный
философией Ницше. Его герой, безусловно, своим
мужественным началом близок самому поэту,
мечтающему о прорыве за пределы возможного. Отсюда
и его поэтические эксперименты. У нас с вами есть
возможность не только слышать интересные
сообщения о творчестве поэта, но и увидеть
некоторые экспериментаторские приёмы.

Презентация по творчеству поэтов Серебряного
века

(комментарий учителя)

Слово учителя

Безусловно, только
экспериментами В.Я.Брюсов не ограничивался. Его
творчество развивалось, окрашивалось событиями
истории и собственной жизни. И появление разных
сборников стихотворений В.Я.Брюсова как нельзя
лучше иллюстрируют разные периоды творчества
поэта.

Так, к началу 1890-х г.г. наступила пора увлечения
В.Я.Брюсова произведениями французских
символистов: Бодлера, Верлена, Малларме.
В.Я.Брюсов пишет несколько статей о французских
поэтах и в период с 1894 по 1895г.г. он издаёт (под
псевдонимом Валерий Маслов) три стихотворных
сборника «Русские символисты», куда вошли
многие из его собственных стихотворений. В
третьем выпуске и было помещено то самое
скандальное «О закрой свои бледные ноги» (у
Брюсова именно так оформлено стихотворение: без
запятой после междометия «О» и с точкой в конце
стиха), обеспечившее поэту неприятие критики и
гомерический хохот публики по отношению к
сборникам и самому В.Я.Брюсову. С иронией отнёсся
к его стихотворениям и Владимир Соловьёв,
который даже пародировал стихи В.Я.Брюсова.
Впрочем, позднее и сам В.Я.Брюсов отзовётся о
своих этих первых сборниках:

Демонстрация слайдов презентации:


Мне помнятся и книги эти
Как в полусне недавний день.
Мы были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.
(сборник «Tertia Vigilia», 1900)

- Где в стихотворении явные приметы символизма?



Слово учителя:

Но уже в 1895г. в свет выходит
первый сборник стихотворений исключительно
брюсовских стихотворений — «Chefs d,oeuvre»
(«Шедевры»).

- Как бы вы отнеслись к такому названию
сборника молодого поэта?
(Дал намеренно
вызывающее название. Это самомнение,
самоупоённость, самонадеянность,
самовлюблённость.)

Слово учителя

Да, и в предисловии к книге
В.Я.Брюсов написал, что не ждёт понимания ни от
критиков, ни от читателей. Эта книга, как он
говорил, «завещана вечности и искусству». Но
никто и не подозревал о сомнениях, мучивших
поэта, о его порывах всё порвать или сжечь. Ведь
внимательный, вдумчивый читатель увидел бы, что
основная тема сборника — это стремление уйти от
будничной действительности к новому миру. В
дневнике поэта мы находим: «Юность моя — юность
гения».

Несмотря на то, что сборник «Шедевры» это
сборник «молодых» стихов, есть в нём
стихотворения, заслуживающие внимания. В них
поэт не только ищет новые формы, создаёт
экзотические рифмы, но и необычные образы. Одним
из таких стихотворений является написанное в
1895г.
стихотворение «Творчество» (читает
ученик
)

Анализ стихотворения:

Давайте мы сейчас вместе попробуем
проанализировать это стихотворение.

- Определите тему сти

хотворения?(Поэт
передаёт чувства, ощущения рождения нового
произведения, шедевра. Это не создание, а
угадывание.)

- Почему это стихотворение можно назвать
символистским?

(Есть характерная лексика,
образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны,
луна.)

- Какие художественно-выразительные средства
использует поэт в этом стихотворении?

(Цветопись:
фиолетовый, лазоревый (не лазурный)

Звукопись (аллитерация) : повторение сонорных л,
р, м, н.)

- Зачем?

(Это стихотворение благодаря этому
приёму звучит как завораживающий поток звуков.
Брюсов старается максимально использовать
музыкальность в стихотворении, следуя
поэтическим завещаниям французского символиста
Поля Верлена: «Музыка прежде всего!»)

- В чём особенности композиции?

(Строфы
стихотворения оригинально связаны: последняя
строка становится 2-й в следующей строфе. Это как
бы сцепляет все строки стихотворения, создавая
поток сознания и ощущений.)

- Как же создаётся образ творчества?

(Постепенно,
ведь действительность невозможно познать, она
угадывается в переплетении теней и звуков).

- Какое состояние лирического героя передаёт
Брюсов?



(Это состояние муки, угадывания того,
что потом будет облачено в поэтическую форму).

- Можно ли говорить о двоемирии, о
переплетении мира реального и мира мечты?
Давайте понаблюдаем за тем, как преображается
реальный мир?

-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной?
(Опишите, найдите в тексте)(Поэт уже всё видит
по-другому, и если в начале стихотворения
говорится о тени «несозданных созданий», то в
конце речь идёт о творениях воплотившихся,
созданных, написанных, но тем не менее полных
тайн.)

- Какое впечатление произвело на вас это
стихотворение?

Слово учителя У Брюсова очень много
стихотворений посвящено теме творчества. И все
они разные. Но объединяет их одна общая мысль:
творчество должно быть свободно, оно
продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко,
иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и
яркого света.

Брюсов развивается как поэт стремительно. В
1897г. появляется следующий стихотворный сборник
В.Я.Брюсова «Me eum esse» («Это я»).

Здесь поэт незначительно прогрессирует
сравнительно со сборником «Шедевры». В нём
автор ещё видится нам холодным мечтателем,
отстранённым от «внешнего мира». И наиболее
известное стихотворение этого сборника

«Юному

поэту» (читает ученик наизусть)

- Какова основная мысль стихотворения?

Слово учителя

Область познания, цель
искусства — грядущее, поэт самоценен, он
заслуживает поклонения. Сам поэт
художественному дару, искусству поклоняется как
божеству. Именно в этом стихотворении ярко
выражены претензии В.Я.Брюсова на роль теоретика
нового направления: «я даю тебе три завета».

В 1900г. В.Я.Брюсов стал одним из инициаторов и
руководителей издательства «Скорпион»,
объединившего сторонников нового искусства.
Именно в «Скорпионе» был издан сборник
стихотворений поэта под названием «Tertia Vigilia»
(«Третья стража»). (
В сторожевой службе
римских войск ночью были 4 смены караула. Третья
стража приходилась на самое глухое время ночи — 3
часа после полуночи.)

- Как вы думаете, почему сборник носит такое
название? Каков подтекст?

Слово учителя На этот сборник Брюсов
возлагал большие надежды: » Это мои лучшие вещи,
может быть, лучшее, что я мог написать в стихах:»

Индивидуальное опережающее задание

ученику
познакомиться со сборником стихов «Третья
стража» самостоятельно и попробовать
охарактеризовать этот сборник.

Слово учителя:

Многим ценителям творчества
Брюсова больше других нравится именно этот
сборник его стихов. Вот, например, стихотворение «К
самому Себе
«, написанное в 1900г. (Чтение
наизусть стихотворения учителем).

- Как же относится к самому себе поэт в этом
стихотворении?

Слово учителя Одним из наиболее
примечательных стихотворений этого сборника
является также стихотворение «Ассаргадон». О
своём восприятии этого стихотворения расскажет
учащийся (фамилия, имя) Восприятие и
истолкование стихотворения — опережающее
индивидуальное задание учащемуся

Слово учителя:

Итак, после «Tertia Vigilia» Брюсов
окончательно завоёвывает признание в
петербургских литературных кругах, куда его ввёл
К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как
Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г.
следующий стихотворный сборник «Urbi et Orbi»
(«Граду и Миру»).Эта книга, как и прежняя
состояла из нескольких циклов (на слайде
презентации). Как пояснил позднее автор, название
должно было показать, что он обращается не только
к тесному «граду» своих единомышленников, но и
ко всему «миру» русских читателей.

Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к
теме города, эта тема настолько притягательна,
что он идёт к ней, прокладывая дорогу тем, кто
идёт за ним: З.Гиппиус, Белому, Вяч. Иванову,
Ф.Сологубу и, конечно, А.Блоку, который восхищался
сборником «Граду и Миру». Вот что он пишет в
своём письме Брюсову: «Каждый вечер я читаю «Urbi
et Orbi» : Что же Вы ещё сделаете после этого?.. Это
одна из драгоценнейших книг нашего времени!..»,
далее Блок говорит о том, что он никогда «не
предполагал возможным» так писать стихи о
городе и человеке. Город у Брюсова безмерно
соблазнителен; прекрасен и ужасен. Он поприще
трагедии одинокой души, переживающей своё
одиночество в толпе. Брюсова вдохновляют уже не
синтетические образы. Город стал для поэта
явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во
многих его стихах этого сборника чувствуется
неоднозначное отношение поэта к образу города. С
одной стороны, он воспевает культурные и
материальные ценности, «дух движения» города
(«Париж», «Мир», «Венеция»). С другой стороны
город наводит ужас, человек теряется перед силой
незримых чудовищ, уродливой действительностью -
«Конь Блед», «Довольным», «Фабричная». Брюсов
в одном из стихотворений так определил такое
видение темы города: «борьба города с людьми».
Интересно, что в этом сборнике Брюсов всё чаще и
чаще обращается к гражданской теме. Классическим
примером гражданской лирики и одним из наиболее
известным в сборнике является стихотворение «Каменщик»
(ученик читает наизусть).

-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех
жизненных путей он выбирает путь труда, дабы
изведать тайны «жизни простой и мудрой».)

Слово учителя: Напомню только ещё раз, что
этот сборник стихов был встречен русскими
символистами как огромное событие. Критики
убедились, что Брюсовым создан собственный стиль
- звучный, чеканный, живописный.



Слайд презентации:


Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно
жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
(«По улицам узким:», 1901г.)

Слово учителя

Как несомненная поэтическая
удача был встречен и сборник стихов «Stephanos»
(«Венок») — 1906г. Сам Брюсов писал, что этот
сборник завершил его поэзию и надел на неё
воистину «венок». А, по мнению поэта-символиста
Вячеслава Иванова, «каждое стихотворение в этом
сборнике — новое открытие в царстве поэтических
форм». Здесь Брюсов преднамеренно взвешивает
все составные элементы, продумывает
соразмерность частей, стремясь, по выражению
поэта, «алгеброй гармонию проверить». И теперь
книги Брюсова начинают выходить большими
тиражами, теперь Брюсов получает право диктовать
литературной жизни свои законы. Очень яркое
стихотворение в этом сборнике — «Памятник»,
написанное в 1912г. (ученик читает наизусть)

Слово учителя

Вы знаете, что тема памятника
занимает большое место в творчестве русских
поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили
сравнительный анализ стихотворений «Памятник»
Державина и «Я памятник себе воздвиг:» Пушкина.
Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна
тема.

- Какая?

(Каждый из поэтов подводит как бы
итог своему творчеству, определяет, за что он
будет «любезен народу».)

- Как Брюсов говорит о своих заслугах?


За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,
И у далёких грёз в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.

Слово учителя

У Брюсова лирический герой
противопоставлен тем, кто не понял поэта -
«толпе»: Мой памятник стоит, из строф
созвучных сложен.//
Кричите, буйствуйте, его
вам не свалить!
Теперь на пике славы Брюсов всё
чаще говорит, что устал от декадентства. Он хочет
обратиться к прочному и незыблемому -
творчеству Пушкина, которое он всегда высоко
ценил. Но это обращение не бескорыстно. Брюсов
неустанно изучает стихотворную технику Пушкина,
желая стать «новым Пушкиным». В итоге, вождь
символистов становится одним из видных
пушкинистов начала века. Он посвятил поэту и
литературе о нём 82 статьи, не считая неоконченных
статей и набросков. Постепенно символизм
утрачивает ведущую роль, уступая место новым
литературным течениям. Начинает колебаться и
слава Брюсова как вождя символизма. Критики всё
чаще говорят, что последние его стихи хуже
прежних.

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с
большевиками, но годы Первой Мировой войны
совпали для Брюсова с периодом тяжких
переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается
выработать новую поэтическую манеру, соединить
дорогую его сердцу античность и революционную
действительность. В результате появляются
странные и неудачные, даже непонятные строки:

Слайд презентации:


Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув — Эс-эс-эс-эр?
«СССР», 1923г.

Слово учителя:

Как видим, тяжёлые
испытания, выпавшие на долю страны и самого поэта
не проходят бесследно. Красноречивы даже
названия циклов из его последних поэтических
сборников:»Душа истаивает:», «Стихи о голоде»,
«Это всё — кошмар!». Брюсов попытался создать
«научную поэзию», он вводит в стихи темы и
термины из области точных наук: «Мир электрона»
(1922г.), «Мир N измерений» (1924). Некоторые из них
порой превращаются в ребусы.

Слайд презентации::

Дальше!.. Вопль толп; радио
с небоскрёба:
Дальше!.. Жизнь волн; Марс в союз;
враг с планет. -
И: : Вновь у башни троянской
(из гроба!)
Старцев спор, выдать Елену иль нет:
«Тетрадь», 1923г.

Заключительное слово учителя

: Так Брюсов
пишет теперь о том, что ничто на свете: ни
технический прогресс, ни революция, ни
космические кризисы — не в силах уничтожить
любовь, которая властвует над миром.

Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал
удовлетворения от таких стихов, но неустанно
продолжает верить в неслучайность своего
существования. Он считает, что в его жизни всё: и
личные и исторические катастрофы, неустанный
труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение
наркотиками — имеет свой смыл.

Да, творческая судьба этого поэта сложна,
интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает
сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир -
это мир страстей и переживаний, это мир
свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с
которых мы начали знакомство с творчеством этого
поэта: В.Я.Брюсов — одна из наиболее ярких звёзд в
созвездии символизма.

IV. Выводы по уроку, подведение итогов.

V. Рефлексия.

Ответ на вопрос: В поэзии
Брюсова я открыл для себя, что:




Следующий: