Урок литературы в 11-м классе Тема любви в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой

Цели:

  • углубить знания ребят о жизни и творчестве
    М.Цветаевой и А.Ахматовой;
  • продолжить эстетическое и нравственное
    воспитание учащихся на поэтических текстах
    художественной литературы;
  • повысить познавательный интерес к творчеству
    поэтесс.

Эпиграфы:

…Пусть сердце рвётся от любви на части.
А.Ахматова

Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
М.Цветаева.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока. Обращение к
доске.

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами
разговор о любви. Мы уже говорили с вами, как
изображали это чувство в своей поэзии А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев. Кого-то из вас
уже посетило это чувство, у кого-то всё ещё
впереди. Говорить мы будем о творчестве двух
поэтесс: А.Ахматовой и М.Цветаевой, которые своим
творчеством смогли глубоко проникнуть в души
многих людей. Мы живём в начале XXI века, они жили в
первой трети XX, но их поэзия до сих пор задевает
за живое, не оставляет человека равнодушным. И
неслучайно в качестве одного из эпиграфов к
уроку я выбрала слова А.Ахматовой: “…Пусть
сердце рвётся от любви на части”.

3. Результаты мини-опроса.

- Накануне мы провели мини-опрос: “Что такое
любовь?”. Вам предложили продолжить фразу:
“Любовь – это…”. (Показ видеозаписи с
размышлениями ребят).

Это были ваши размышления, а теперь давайте
послушаем, как об этом писали А.Ахматова и
М.Цветаева. (Звучит стихотворение А.Ахматовой
“Любовь”).

- А с чем сравнивает любовь в этом стихотворении
поэтесса?

Ведь Ахматова входила в поэзию в ту пору,
которая известна теперь как серебряный век в
истории русского искусства. Её стихи вызывали
желание говорить об открывшемся в них мире
женской души, страстной, нежной, гордой.

4. Чтение и анализ стихотворений
А.Ахматовой учащимися.

Стихотворение “А ты думал – я тоже такая…”

- О чём это стихотворение? Назовите метафоры,
сравнения, используемые автором.

Стихотворение “То пятое время…”

- В одном из своих стихотворений Анна Ахматова
назвала любовь “пятым временем года”.

- Да, стихи Ахматовой вызывают желание говорить
о мире, рамки которого были очерчены
любовью-чувством, составлявшим в её стихах
содержание человеческой души.

Стихотворение “Сердце к сердцу не приковано”.

- В своих стихах поэтесса является в
бесконечном разнообразии женских судеб:
любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и
оставленной.

Стихотворение “Столько просьб у любимой
всегда…”

- В стихах о любви она говорит о том, какими
переживаниями живёт сердце героини. Когда
Ахматова говорила о любви, она говорила о том,
что, по её мнению, составляет ценность
человеческого существования. Поэтому мир
любовной лирики поэтессы предстаёт перед нами
реальным.



Стихотворение “Разлука”

-Ребята, а вам понравилось это стихотворение?
Содержание одного стихотворения перекликается с
содержанием другого?

5. Слово учителя и М.Цветаевой.

- Вспомним, что одновременно с Анной Ахматовой
вошла в литературу Марина Цветаева. Даже их
первые книги назывались сходно: “Вечерний
альбом” у Цветаевой, “Вечер” у Анны Ахматовой.

(Обращение к эпиграфу, слова М.Цветаевой)

Для полного выражения обуревавших её чувств
Цветаевой не хватало даже её громкой,
захлёбывающей речи, и она говорила: “Безмерность
моих слов – только слабая тень безмерности моих
чувств”. Она была женщиной с головы до пят
отчаянной в любви. (Звучит песня “Я тебя отвоюю
у всех земель, у всех небес…” на стихи
М.Цветаевой в исполнении И.Аллегровой)

6. Чтение и анализ стихотворений
М.Цветаевой учащимися.

- А теперь пусть звучит поэзия М.Цветаевой.

Стихотворение “Вчера ещё в глаза глядел”.

Она не только умела быть счастливой, но умела и
страдать, как самая обыкновенная женщина.

Стихотворение “Как правая и левая рука”.

И всё-таки счастью подчинённости в любви она
предпочитала несчастье свободы. Мятежница
просыпалась в ней, и “цыганская страсть разлуки
бросала её в бездомное куда-то.

(Звучит романс на стихи М.Цветаевой в
исполнении А.Пугачёвой “Мне нравится, что вы
больны не мной”)

7. Чтение отрывка из школьного сочинения.

- Я хочу прочитать вам отрывок из школьного
сочинения, написанного выпускником прошлых лет:

“Я не знаю ни одного поэта в мире, который бы
столько писал о разлуке, как М.Цветаева. Она
требовала достоинства в любви и требовала
достоинства в расставании, гордо забивая свой
женский вопль внутрь и лишь иногда его не
удерживая”.

- Изображение чувства любви у А.Ахматовой
похоже на изображение чувства любви у
М.Цветаевой?

8. Заключительное слово учителя.

- Эти два поэта мощью своего творчества
показали, что женская любящая душа – это не
только хрупкая свечка, не только прозрачный
ручеёк, но и пожат души, похожий на чудовищный
костёр.

Будь вечно с ним: пусть верности научат
Тебя печаль его и нежный взор.
Но если сны безгрешностью наскучат,
Сумей зажечь чудовищный костёр!

9. Обзор выставки книг.

10. Итог.

(на фоне песни В.Высоцкого “Баллада о любви”)

-Сегодняшний урок мне хотелось закончить
словами великого Гёте:

Мой друг, для счастья,
Любя, живи, —
Найдёшь ты счастье
В своей любви!




Следующий: