Урок литературы в 11-м классе Свобода – болезненная фантазия по роману Е. И. Замятина Мы

Цель: формировать умениеанализировать текст, провести исследование: как Е.И.Замятин решает «вечные» вопросы в своем произведении. Помочь понять учащимся, почему роман «Мы» — антиутопия. Воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, в своих силах.

Форма: урок – исследование, семинар с элементами дискуссии.

Ход урока

Человек – свободен…он за все платит сам:
за веру, за неверие, за любовь, за ум –
человек за все платит сам, и потому он –свободен!..
М.Горький

1) Орг. момент

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости: литературоведы, философы, критики, филологи, журналисты. Я думаю, они помогут нам провести исследование, как в романе решаются «вечные» вопросы. Давайте, используя стилистику писателя, запишем их в виде математических уравнений.

Записано на доске:

  1. Личность = человек как носитель каких-нибудь свойств.
  2. Любовь = вселенское счастье, мировая душа.
  3. Идеал свободы = идеал равенства.

2) Слово учителя

Свой роман Замятин назвал словом, ставшим лозунгом, призванным объединить людей, строителей нового мира.

- Какой мир строят герои романа?

Единое Государство покорило весь земной шар и готовится к еще более славному подвигу: «стеклянным, электрическим, огнедышащим Интегралом проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной».

Все в ЕГ подчинено приятно-полезной функции. ЕГ подчинило себе Голод – изобретена нефтяная пища (алгебраически = сумме внешних благ) и Любовь – эта стихия была побеждена, т.е. организована, математизирована, и провозглашен лозунг: «всякий из нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер». Даже для счастья выведена формула: «блаженство и зависть — числитель и знаменатель этой дроби».

Слово «мы» действительно стало символом сознания масс. Тогда многие литературные группы претендовали говорить от имени масс [см. ст. «Литературная борьба 20-х гг.»]

У Замятина в категоричности «мы» звучит запрет на «я». В романе автор полемизирует с пролеткультовским движением, которое говорило о «безбрежной» коллективности, культе индустрии.

« Мы идем – одно миллионноголовое тело, и в каждом из нас – та смиренная радость, какою, вероятно, живут молекулы, атомы, фагоциты… Вот я – сейчас в ногу со всеми – и все-таки отдельно от всех…Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность – только засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб: здоровый глаз, палец, зуб – их будто бы и нет. Разве не ясно, что личное сознание это только болезнь…»

3) Семинар с элементами дискуссии

- Почему герой романа Д-503 называет себя «больным, ненормальным, неблагоразумным»?

Работаем по группам. Каждая получает свое задание [см. Приложение 2]

Человек Д-503 становится личностью, индивидом, когда у него появляется душа, способность к творческому воображению.

«Я – неблагоразумен, я – болен, у меня – душа, я – микроб. Но разве цветение — не болезнь?.. Я растворяюсь в ее коленях, в ней, я становлюсь все меньше – и одновременно все шире, все больше, все необъятней. Потому что она – это не она, а вселенная. А вот на секунду я и это пронизанное радостью кресло возле кровати – мы одно: и великолепно улыбающаяся старуха у дверей Древнего Дома, и дикие дебри за Зеленой Стеной, и какие-то серебряные на черном развалины, дремлющие, как старуха, и где-то невероятно далеко сейчас хлопнувшая дверь – это все во мне, вместе со мною, слушает удары пульса и несется сквозь блаженную секунду…я пытаюсь рассказать, что я — кристалл, и поэтому во мне – дверь…»

- Вспомните высказывание Сатина о Человеке из пьесы Горького «На дне». Какую важную черту отмечают в человеке Замятин и Горький?

«…Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они…нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном! Понимаешь? Это – огромно! В этом — все начала и концы… Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!»

— Познав любовь, человек начинает уважать себя, ощущает себя частичкой вселенской души, частью целого.

4) Дискуссия «Существует ли свобода на самом деле?»

Но Д-503 живет в математически выверенном, рациональном обществе. Все, выходящее за рамки разумного,- «эпилепсия», «болезненная фантазия». Герой романа считает, что «личное сознание – болезнь», значит «своб
ода – болезненная фантазия»?

Существует ли свобода на самом деле? (см. Приложение 1)

Вдохнув свободы за Зеленой Стеной, Д-503 считает возможным обретение счастья. Почему оно не состоялось?

Вывод: в романе Е.Замятин показывает общество, которое на самом деле не существует. Счастье в таком виде, каком желает видеть герой, оказывается невозможно, потому что сам Д-503 не знает другой формулы.

Задание 10 стр. 286 [Русская литература ХХ века. 11 кл.: В двух частях. Ч.1:Учебник-практикум для общеобразоват. Учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого]

Сравните сцены беседы Великого Благодетеля с героем Д-503 (зап.36) и «Легенду о Великом Инквизиторе» Достоевского из романа «Брать Карамазовы»

- Каким образом осуществился рай земной, открытый Великим Инквизитором, в романе Замятина?

Запись 11 стр. 583 текста.

«Да! Вдумайтесь. Тем двум в раю – был представлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья…Они выбрали свободу – и что ж: понятно – потом века тосковали об оковах. Об оковах – понимаете, вот о чем мировая скорбь. Века!»

- Свободен ли человек в своем выборе?

Если древний род представлял собой коллективную личность, то современная Замятину масса «мы» — коллективную безличность, агрессивную, подавляющую.

— Как Д-503 становится безличным?
Благодетель говорит, что 1-330 не любила его, а использовала в своих целях, чтобы завладеть Интегралом. Т. о. ему не только экстирпируют (прижигают) фантазию, но лишая веры в любовь, опустошают душу. Из обезличенного Д-503 превращается в безликого, бездушного и равнодушного к смерти любимой, он перестал чувствовать. Неужели истина жестока и победит разум?

- Как вы думаете, почему роман заканчивается трагически?

Итог урока:

Человек, осуществляя выбор, равняется на ценности общества, сообразно времени, ему необходима коллективная защита (справедливость, основанная на законе), чтобы он мог проявить свою индивидуальность.

Замятин хотел показать, каким может быть общество, распределявшее счастье поровну, во что может превратиться, если воплотить в жизнь теорию о всеобщем благе. Роман Замятина – антиутопия, которая, в противовес утопии, не только отрицает возможность создания идеального общества, но исходит из убеждения, что любые попытки его построить приводят к катастрофическим последствиям. Тому подтверждение романы других писателей – фантастов.

Работа с выставкой книг писателей-фантастов.

Д/з: Подумайте, идеал свободы может быть равен идеалу равенства. Какова в этом роль государства?

Оценки.

Следующий: