Урок литературы в 11-м классе Сергей Есенин как национальный поэт

ХОД УРОКА

Перед уроком звучит песня «Клён, ты мой
опавший…»

Учитель: Ребята, сейчас вы слушали
замечательную задушевную песню. А стихи этого
музыкального произведения принадлежат хорошо
вам знакомому поэту Сергею Есенину. С его
творчеством мы встречались не раз.

Цели урока: И вот сегодня у нас урок, на
котором мы ещё больше узнаем о творчестве
поэта, расширим свои знания по теории
литературы и ответим на вопрос проблемы
урока:
Почему Сергея Есенина
называют национальным поэтом? (Презентация
1
, слайды 1-2)

Эпиграф к уроку: «Сергей Есенин не
столько человек, сколько орган, созданный
природой исключительно для поэзии, для выражения
неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему
живому в мире и милосердия, которое – более
всего иного – заслужено человеком». Максим
Горький (Презентация 1,
слайд 3)

Учитель: Откройте тетради, запишите
проблему урока и эпиграф. Прочтите эпиграф.
Какова основная мысль данного высказывания? (Ответы
учеников)

– А как слова Горького соотносятся с проблемой
урока? (Национальный – свойственный данной
нации, выражающий ее характер; государственный,
принадлежащий данной стране)

Сергей Есенин – это поэт, в творчестве которого
воспета Россия, её сердце – деревня, родные,
близкие с детства ему леса и поля, «страна
берёзового ситца». Всего себя он отдал людям:

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

– Так ли это – выясним в течение работы на
уроке.
Познакомимся с его автобиографией, которую он
написал незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Сообщение
учеников по статье «О себе». Презентация
2
– 5 мин.)

Есенин за свою очень короткую жизнь (слайд 4) (21
сентября 1895 года – 28 декабря 1925 года) оставил
литературное наследие, которое содержит ещё
много загадок. В самом звучании его фамилии есть
что-то природное, лесное, весеннее – и никаких
псевдонимов, столь популярных в его время, не
понадобилось.
Есенин – единственный среди русских великих
лириков поэт, в творчестве которого невозможно
выделить стихи о родине в особый раздел. Всё,
написанное им, проникнуто «чувством родины». (Презентация 1, слайд 5)
Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в
моём творчестве». Обратите внимание, не «тема», а
«чувство». Наверное, именно поэтому родное
константиновское небо представляется поэту в
знаменитом стихотворении «Небо – как колокол» –
гигантским вселенским колоколом, а месяц в
небесной ночной синеве – звонким его языком!!!
Откуда такая интимность к родине? (Презентация
1
, слайд 6) Нам поможет ответить на этот
вопрос стихотворение «В хате». (Ученик читает
стихотворение)

Анализируют ученики. Это
стихотворение стало событием в русской поэзии.
Здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё
очень обыденно, достоверно, непоэтично –
какие-то тараканы…Но всё же оно притягивает
своей наблюдательностью, меткостью зарисовки,
задушевностью интонации. Поэзия обыденности
удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был
лишь объектом сострадания.

– Послушаем ещё одно стихотворение Есенина (Презентация 1, слайд 7)
«Гой ты, Русь, моя родная!..» (Ученик читает
наизусть)
В стихотворении «Гой ты, Русь, моя
родная» настроение поэта на протяжении всего
повествования не меняется. Восторженность,
гордость, обожание – в начале и то же в конце.
«Гой ты, Русь, моя родная» в эту фразу поэт вложил
все свои чувства, которые он питает к России:
гордость, бесконечное восхищение, глубокую
любовь… Это стихотворение также наполнено
звуками и запахами природы. Есенин прислушивался
и слышал природу России: «А у низеньких околиц
звонко чахнут тополя». Автор относится к природе,
как к живому существу, прекрасному и
беззащитному. Читая его стихотворение, перед
глазами сразу возникают картинки, и ты невольно
представляешь себе все: бесконечное поле, тополя,
хаты…

Каждая строчка предстает отдельным пазлом,
соединив который, можно без труда увидеть полную
картину русской деревни. Природа у поэта
многоцветна. Цветные тона усиливают ощущение
необъятности просторов России: «Не видать конца
и края /Только синь сосет глаза». В стихотворении
автор обращается к любимой родине, к России. Он
преклоняется перед ней, «как захожий богомолец».
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» –
чувственное, откровенное признание автора в
любви родной стране.

Учитель: Мы можем смело утверждать,
что мировосприятие Есенина складывалось под
влиянием русской природы. Природа и родина для
поэта не просто однокоренные слова, это
неразрывные понятия. Давайте рассмотрим, как
Есенин изображает природу?

Анализируя произведения Есенина, обратите
внимание на тропы и приёмы, звукопись,
используемые автором для изображения природы.
Работа по группам (группы сформированы так, чтобы
в каждой были ученики, соответствующие как
первому, второму уровням, так и третьему,
четвёртому):

  • 1 группа анализирует стихотворение «Сыплет
    черёмуха снегом…»
  • 2 группа анализирует стихотворение «Край ты мой
    заброшенный…»
  • 3 группа анализирует стихотворение «Край
    любимый! Сердцу снятся… »
  • 4 группа анализирует стихотворение «Чёрная,
    потом пропахшая выть…»
  • 5 группа анализирует стихотворение «Запели
    тёсаные дроги…»
  • 6 группа анализирует стихотворение «О красном
    вечере задумалась дорога»

Учитель: Сегодня анализ лирических
произведений проведём необычно. Опираясь на
произведения, мы с вами будем подтверждать или
опровергать высказывания литературоведов, в
которых говорится о творчестве Есенина.
Литератор (Презентация 1,
слайд 7) (Корнелий Люцианович ) К.Л. Зелинский
писал: «Скромная пленительная природа средней
полосы России воспета Есениным с глубокой и
трепетной любовью, словно живое существо.
Недаром она показана не созерцательно, а в
действии». Согласны ли вы с тем, что Есенин
описывает природу, словно «живое существо»?
(доказывают, опираясь на произведения)

  • «Сыплет черёмуха снегом»; «… никнут шёлковые
    травы» – олицетворение.
  • «Курит облаком болото» – метафора.
  • «Избы забоченились» – олицетворение; «как
    метель черёмуха машет рукавом» – сравнение.
  • «К сердцу вечерняя льнёт благодать; глухо
    баюкают хлюпь камыши» – олицетворение.
  • «Запели тёсаные дроги … бегут равнины и кусты»
    – олицетворение.
  • «О красном вечере задумалась дорога… осенний
    холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному
    двору»; «нежно охает ячменная солом»

Вывод: для того чтобы оживить природу,
автор использует олицетворение, метафоры,
сравнения.



Литературовед (Презентация
1
, слайд 8) (Исаак Станиславович) И.
Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина –
звенящая, шумная, поэтому особенно часто
обращается поэт к приёмам звукового
подражания…». Согласны ли вы с тем, что природа в
стихах Есенина – «звенящая, шумная»? Если да, то
какими выразительными средствами создаются
«звоны» и «шумы» в его стихах? (доказывают,
опираясь на произведения)

  • Сыплет, никнут, ой вы, луга и дубравы, – я
    одурманен весной. (глаголы, обращение)
  • В зеленях твоих стозвонных (аллитерация)
  • В окна бьют без промаха вороны крылом; нашептал
    ковыль.
  • Льнёт благодать, глухо баюкают хлюпь; тихо
    слушают сказ.
  • Бегут от овсяного ветерка; звенят родные степи.
  • Ветер о ком-то шепчет; изба жуёт; дорога узорит;
    нежно охает.

Вывод: природа в стихах Есенина
звенящая, шумная, благодаря обилию глаголов,
использованию аллитерации.

Литературовед (Презентация
1
, слайд 9) ) (Корнелий Люцианович )
К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь
с её красками, запахами движется перед нами, как
большой обжитой мир, родина, данная человеку для
жизни. Всё здесь мило поэту. Строй сравнений,
образов, метафор, всех словесных средств взят
из родной крестьянской жизни, родной и понятной».
Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах
Есенина «движется перед нами, как большой
обжитой мир»?

  • Я одурманен весной (метафора); зыбистым
    бегом (эпитет). Не зыбкий, а зыбистый диалет.
  • В небесном коромысле; (слова из крестьянской
    лексики)
  • Сенокос некошеный;
  • Потом пропахшая выть; в синюю гать;
    на кукане реки. Диалект.
  • Тесаные дроги; просторечие
  • Сверкает по повети; диалект.
    сгинувшем
    в ночи. разговорный стиль

Вывод: любовь к родине передаётся с
помощью лексических средств, хорошо знакомых
автору с детства, то есть диалектизмов,
просторечий.
(Александр Александрович) (слайд 10) А.А.Козловский
утверждает, что «за бросающейся в глаза
красочностью и многозвучностью» ранней лирики
Есенина «всегда виднеется нечто грустное и
печальное. За мироощущением радостного приятия
земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но
обязательно присутствует некая тайна – тайна
краткости, конечности человеческой жизни,
хрупкости человеческого счастья. В самых,
казалось бы, радостных стихах где-то глубоко
внутри затаивается боль. А это, в свою очередь,
обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей,
непреходящей ценности человеческого счастья».
Согласны ли вы с этим высказыванием? (доказывают,
опираясь на произведения)

  • Тайные вести; зыбистым бегом.
  • С тихой тайной для кого-то затаил я в сердце
    мысли; я пришёл на эту землю, чтоб скорей её
    покинуть.
  • Лес да монастырь
  • Грустная песня, ты – русская боль.
  • Опять часовни на дороге и поминальные кресты;
    опять я теплой грустью болен; люблю до радости и
    боли.
  • Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленный
    лист и золото травы

Вывод: чтение стихов Есенина вызывают
грусть, так как они полны печали, которая
передаётся благодаря словам, лексическое
значение которых наполнено грустью, печалью,
тоской.

– А теперь, ребята, вам нетрудно будет ответить
на проблемный вопрос, поставленный в начале
урока. Так почему же Сергея Есенина называют
национальным поэтом? (Вывод ученики пишут
самостоятельно)

Зачитываются 2-3 вывода. Они примерно выглядят
так:

Вывод по уроку: Сергея Есенина можно
назвать национальным поэтом, потому что родная
земля наделила его огромной любовью к близким
людям, к природе, к месту, где он родился. Он
чувствует природу как живое существо, а природа в
его стихах русская, добрая. Крестьянская Русь в
произведениях автора настолько ярко изображена,
что чувствуешь её и понимаешь: она родная,
близкая, русская. В своих произведениях поэт
использовал лексику, близкую и понятную простому
народу. (Выводы учеников содержат выдержки из
произведений поэта.)

Итоги урока: комментирование оценок,
домашнее задание.




Следующий: