Урок литературы в 11-м классе Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В. Брюсов и К. Бальмонт

Цели урока:

  • формирование любви и уважения к литературе
    серебряного века через индивидуальность поэтов
    В.Брюсова и К.Бальмонта;
  • формирование умений
    сравнительно-сопоставительного анализа
    стихотворений В.Брюсова и К.Бальмонта;
  • освоение теоретико-литературных понятий.
  • Оборудование:

    портреты В.Брюсова и
    К.Бальмонта, мультимедийная установка.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя.


    В Столетних листьях вдруг заговорило,
    И оживилась тишина.
    Какая мысль? Какая страсть? Какая сила?
    Она невыразима и ясна.
    Младенчески проплыл и канул мимо
    шум… Вырезаны буквы на стволе.
    Невыразимо. Все невыразимо,
    Что стоит выраженья на земле…

    Пред вами отрывок из стихотворения
    В.А.Жуковского “Невыразимое”. Что, на ваш взгляд,
    можно считать выразимым, а что невыразимым в
    стихотворении?

    - Выразимое – конкретно осязаемое, невыразимое
    – то прекрасное, что мы не можем сказать словами.

    Поговорим сегодня о невыразимом, о поэзии и
    поэтах серебряного века. Подробнее остановимся
    на поэтах – символистах В.Брюсове и К.Бальмонте.


    3. Беседа по теории литературы.

    Где возник символизм как литературное
    направление?

    Чем было вызвано его возникновение в России?

    В чём особенности символизма как литературного
    направления?

    Перечислите старших и младших символистов?


    4. Продолжение слова учителя.

    Серебряный век русской поэзии. Эпоха
    Возрождения духовности и культуры, творческой
    свободы, рождение ярких индивидуальностей, таких
    как, например, В.Брюсов и К.Бальмонт.

    “Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей
    литературы обо мне было две строчки. И они
    будут”.

    Давайте разберёмся, какие основания имел
    говорить о себе так 30-летний поэт В.Брюсов.

    5.

    Учащиеся раскрывают личность поэта В.Брюсова
    через презентацию, в которой представлены
    наиболее яркие моменты его жизни. Учащиеся
    читают наизусть понравившиеся стихи В.Брюсова.

    Приложение

    6. Продолжение слова учителя.

    “Поэт Божьей милостью…. Это о К. Бальмонте.
    М.Цветаева говорила: “Изучив 16 языков, Бальмонт
    говорил и писал на особом, 17 языке, на
    “бальмонтовском”.

    Давайте разберём, что это за “бальмонтовский
    язык”?

    7.

    Учащиеся раскрывают личность поэта К.Бальмонта
    через презентацию, в которой представлены
    наиболее яркие моменты его жизни. Они читают
    наизусть понравившиеся стихи.

    Приложение

    8. Беседа с учащимися.

    Одинаковое ли настроение создаётся у нас при
    прочтении лирики В.Брюсова и К.Бальмонта?

    - Нет. В поэзии В.Брюсова больше разума, в поэзии
    К.Бальмонта больше чувств.


    9. Остановимся подробнее на сопоставительном
    анализе стихотворения В.Брюсова “Юному поэту” и
    К.Бальмонта “Я – изысканность…”

    Похожи ли стихи этих поэтов? У кого больше
    чувств и почему?



    Почувствовали ли вы особую манеру письма
    каждого? В чём эта особенность?

    В чём, на ваш взгляд, отличие от поэзии
    А.Пушкина?

    - У поэзии золотого века – это ощущение
    гармонии, полноты жизни, любви; у поэзии
    серебряного века – дисгармония, разочарование,
    душевная усталость

    Почему стихотворение “Юному поэту” считают
    декларацией нового искусства? Докажите, что это
    стихотворение поэта-символиста.


    10. Возьмём для анализа стихотворение
    К.Бальмонта “Сонет”.

    Что такое сонет?

    - Стихотворение из 14 строк, обладающее строгой
    системой рифмовки

    Красив ли “Сонет”? В чём его красота?

    Слышите ли вы музыку, читая “Сонет”?

    Попробуем провести параллель между данным
    стихотворением Бальмонта и стихотворением
    В.Жуковского “Невыразимое”. Почему именно
    Жуковского?

    (ученики полностью читают стихотворение
    “Невыразимое”)

    Что выразимо и невыразимо у Жуковского?

    - Невыразимо то, что не может сказать словами ни
    язык, ни кисть, ни вдохновение, что возникает в
    человеческой душе при созерцании красоты.
    Невыразимое можно только почувствовать сердцем.

    Есть ли в “Сонете” строчка, восходящая к
    Жуковскому?

    - “Я слушаю, как говорит молчанье”.

    Что общего невыразимого через душу поэта?


    11. Слово учителя.

    Но не только у К.Бальмонта есть “Сонет”. Есть
    он и у В.Брюсова. Удивлены? Это “Сонет к форме”.
    Это стихотворение вошло в сборник “Юношеское” и
    было написано в 1895 году, когда поэту было чуть
    больше 20 лет. Оно написано поэтом-символистом, но
    никаких неясных намёков, наоборот, все фразы
    отточены и ясны.

    В стихотворении присутствует определённая
    лексика. Перечислите ключевые слова.

    - Контур, грани, черты, отточенность, сонет,
    образы, мечты, завершённость и т.д.

    Что такое контур?

    - Очертание, образ.

    А запах? Это видимый или невидимый миг?

    Почему связи тонкие? Почему властительный?

    - Итак, контур, запах нельзя разорвать.

    Что такое бриллиант? Кто его оттачивает?

    - Ювелир.

    Почему именно такое сравнение использует
    автор?

    - Поэтическое мастерство сродни филигранной
    работе ювелира.

    Какие художественные средства и с какой целью
    использует автор?

    - Метафоры, эпитеты, сравнения. Они придают
    стихотворному тексту изящество и экспрессию.

    Определите размер написания стихотворения.

    - Классический сонет, состоящий из 14 строк: двух
    катрен и двух терцин.


    12. Заключительное слово учителя.

    Поэта и ювелира объединяет умение придать
    форму своим переживаниям, т.е. воплотить то, что
    невидимо другим, по законам красоты. А поэзия
    Серебряного века всегда осуществляла “тонкие
    властительные связи между контуром и запахом
    цветка”.

    13. Домашнее задание

    .

    Сделать письменный анализ стихотворений
    В.Брюсова и К.Бальмонта.


    14. Оценки

    .

    Приложение 1

    Приложение 2




    Следующий: