Урок литературы в 11-м классе Сады души моей…. Особенности поэтического творчества Н. С. Гумилева


Цели урока:

  • познакомить учащихся с этапами духовного
    развития поэта;
  • развивать навыки интерпретации поэтического
    произведения в контексте художественной
    культуры и традиций; выработать у учащихся
    умение соотносить определенные языковые
    средства, приемы их использования, сочетаемости,
    взаимоотношения с содержанием произведения, его
    идейной принадлежностью к тому или иному
    направлению, идейным замыслом, вкусами и знанием
    языка писателя;
  • формирование положительного отношения к
    взаимодействию и сотрудничеству; повышение
    качества межгрупповой (интерактивной)
    деятельности.

Оформление урока: репродукции картин
П. Гогена, на доске — незаполненная таблица
(можно использовать интерактивную доску), а также
рисунки учащихся, на которых изображены символы.



Ход урока

1. Работа с формулировкой темы урока.
Объявление целей урока. Порядок работы.

Ребята, как вы понимаете это необычное
сочетание — «сады души:»?

У каждого человека две жизни. Одна — среди
своих современников, человеческая жизнь с
подъемами и падениями, со всеми мелочами
жизненных отношений, а другая — длительное
постижение своего внутреннего мира, а применимо
к поэту — «сад» — творчество как результат
работы души, воплощение души в творчестве.

Творческий путь Гумилева, необычного и
талантливого поэта, продолжался примерно 20 лет (с
момента публикации первого стихотворения до дня
смерти). Естественно, за этот период времени
меняются восприятие окружающего мира, интересы,
характер поэта. И сегодня наша задача -
проследить за этими изменениями состояния души,
под влиянием чего эти изменения происходили и в
чем выражались.

Для этого творчество Н. С. Гумилева мы пока
формально (по названиям сборников) разделили на 3
этапа. Три группы работали со стихотворениями
определенного периода творчества. Результат
работы каждой группы должен стать частью общей
характеристики поэтического творчества
Гумилева.

С каких позиций характеризуется творчество
любого поэта?

(содержания и формы)

Я предлагаю в ходе работы заполнять таблицу,
где мы будем фиксировать особенности содержания
и формы стихотворений (в каждой группе секретари
на 2-х листах бумаги фиксируют эти особенности,
которые после рассмотрения каждого этапа
творчества помещаются на таблице).


Этапы творчества (сборники)СимволФормаСодержание
1этап«Путь конквистадоров» 1905г.

«Романтические
цветы» 1908″г.

«Жемчуга» 1910г.

2 этап«Чужое небо» 1912г.

«Колчан» 1916г.

«костер» 1918г.

3 этапШатер» 1921г.

«Огненный столп» 1921г.
(вышел после смерти поэта).

Но прежде мне хотелось бы узнать о ваших первых
впечатлениях от произведений Гумилева, которые
вы попытались выразить в символах.

1 этап творчества

Представитель от 1 группы выходит к доске,
помещает символ — нарисованные пальму и жирафа и
объясняет выбор группы: в стихотворениях первых
трех сборников в основном присутствуют яркие,
экзотические образы людей, животных,
литературные герои (например, Дон-Жуан),
мифологические (Агамемнон), исторические
(Каракалла), некоторые стихотворения носят
названия экзотических стран («Озеро Чад»);
создается такое впечатление, что лирический
герой совершает виртуальное путешествие не
только в пространстве, но и во времен

и.

- Вы верно выбрали слово для характеристики
творчества раннего Гумилева — «путешествие»,
которое связано с мотивом странничества. Что
понималось под словом «странничество» в
русской литературе?

(поиск духовного идеала, совершенства, для
поэта он начался с освоения земного
пространства).



- Обратите внимание на символ. Не правда ли,
получилась красочная картинка? Может ли она
послужить иллюстрацией в детской книжке?

- Значит ли это, что стихи раннего Гумилева в
какой-то степени детские, а, следовательно, -
наивные и легкомысленные? (кстати, критики именно
так и оценили первые шаги поэта).

Нельзя однозначно на этот вопрос ответить, не
рассмотрев более детально стихотворения.

Чтение наизусть и анализ стихотворения
«Мореплаватель Павзаний:» (1906 г.)

Можно ли это стихотворение пересказать? О чем
это говорит?

(о наличии сюжета)

- Кто является героями событий? Давайте
обозначим каждую строфу именем героя.

- Какую особенность вы заметили?

(четкая, стройная композиция -
зеркально-кольцевая, причем она проявляется и
внутри каждой строфы — 5 строф, в каждой — по 5
строк).

- Какие средства выразительности использует
автор для характеристики персонажей?

(Эпитеты, обозначающие яркие цвета)

- Что объединяет эти прилагательные,
обозначающие цвет?

(цвета богатства, знатности, исключительности)

- Не показалось ли вам странным, что такими
«знатными» цветами автор характеризует и
императора, и животное — крокодила? Что автор
хотел подчеркнуть тем самым — их сходство? Или
герои находятся в оппозиции?

(сходство — оба хищники, 3 строфа указывает на
различия: «солнце уходило» — император «вышел»,
чтобы «встретить крокодила»).

- В чем суть этого конфликта? Почему автор
называет крокодила «нарушителем гармоний»?

(проявляется романтическая ирония автора, так
как вряд ли можно назвать гармоничным мир
императора: мир войн, денег, гетер, зверинцев, мир
человеческий, в котором правят животные страсти -
это для животных естественно быть хищником, у
людей должны быть другие законы); этому миру
противопоставлен мир, который гармоничен,
свободен, — мир солнца, моря, крокодила;
император же будто находится в плену, он зажат в
тиски толпы своих подданных).

Как обнаруживает автор свои симпатии?

(через кольцевую композицию, начинает и
заканчивает стихотворение описанием крокодила).

- Официально Гумилев объявил о новом
направлении в литературе — акмеизме — в 1912
году, до этого времени своими учителями он считал
символистов, В. Брюсова и К. Бальмонта.

Признаки какого направления наблюдаются в этом
стихотворении

?

(уже проявляются признаки акмеизма,
например, филигранность и совершенство формы:
композиция, выверенный ритм, цветовые эффекты,
звуковой состав; анализ формы стихотворения
помог нам понять содержание стихотворения)

- Как вы думаете, в процессе творчества Гумилев
задумывался над совершенством формы, ведь он
считал стихи ремеслом, которым может овладеть
каждый?

(скорее всего, нет; не отдавал себе отчета в
этом, но подсознательно чувствовал).

Чтение наизусть стихотворения «Жираф» и
его краткий анализ-впечатление.

Чем интересно это стихотворение? Только
описанием экзотического жирафа?

В стихотворении 2 плана: экзотический мир, в
котором живут жираф, черная дева, жираф
(фольклорные африканские образы),- это
воплощение мечты лирического героя, и реальный
мир, который наводит на лирическую героиню тоску
и грусть.

Лирический герой, желая отвлечь от грустных
мыслей лирическую героиню, пытается увести ее в
мир мечты, но лирическая героиня в финале плачет
от невозможности преодолеть реальность.

- Почему именно это животное автор делает
героем своего стихотворения?

Это самое высокое животное, ему видно то, чего
не замечают другие, жираф, к тому же, яркое,
притягивающее к себе взгляд солнечно
оранжево-желтым цветом. Рисуя образ жирафа, с
плавными, изысканными движениями, лирический
герой словно призывает героиню возвыситься над
своей печалью, с достоинством переносить
жизненные невзгоды.

- Как образ животного соотносится с характером
самого поэта?

Поэт сам был тем гордым, изысканным человеком,
который верил в свою мечту и стремился воплотить
ее в жизнь.

- Как помогает понять содержание форма
произведения? Например, стихотворный размер?

Амфибрахий создает грустную, нежную и
успокаивающую интонацию, используется кольцевая
композиция.

Возвращаемся к вопросу, заданному перед
началом анализа стихотворений:



- Можно ли стихи молодого автора назвать
детскими?

С одной стороны, видна наивность автора в его
желании уйти от тоски повседневного в сказку,
желание обойти правду вымыслом, но, с другой
стороны, за этим скрываются минуты раздумья
взрослого человека, необъяснимая тревога. Сказка
нужна для того, чтобы оттенить сложные,
запутанные отношения цивилизованных людей,
стремящихся чаще всего к материальному
благополучию, обладающих духовной пустотой.

Творчество Гумилева и традиции русской
литературы.

-Такое состояние души лирического героя, когда
он пытается уйти в свою мечту, идеальный мир,
характерно для какого литературного
направления?

(романтизма, который выразился в мечте о
земном рае, о внешнем преображении жизни)

Творчество Гумилева и мировое искусство

- Можете ли вы доказать другими примерами, что
Гумилев придерживался в своем творчестве
традиций русского романтизма?

(в стихотворении «Ягуар» и поэме Лермонтова
«Мцыри» — явное сходство в сюжетной линии,
показана исключительность характеров и
обстоятельств, тоска по свободе, по
героическому).

- Скажите, в своем стремлении к экзотическому,
декоративному, к изображению рыцарей, капитанов,
путешественников в масштабах мирового искусства
Гумилев был одинок?

(подобный стиль у Киплинга: образы моря,
героических людей, Африка; не зря поэт Борис
Корнилов назвал Гумилева «царскосельским
Киплингом»).

- Посмотрите на репродукции картин
французского художника Поля Гогена. Гумилев,
когда бывал в Париже, посещал выставки этого
художника и часами любовался на его картины. Как
вы думаете, что могло привлечь поэта в этих
картинах?

(непохожесть на предыдущую живопись, яркость
колорита, необычная композиция, выбор объекта
изображения — экзотика; то же самое мы можем
наблюдать и в стихотворениях Гумилева).

Вывод: Гумилев действовал в духе
общих мировых тенденций, которые были связаны с
поиском новых форм и тем в искусстве

Завершая разговор о первом этапе творчества
Гумилева, я хочу предложить на ваше обсуждение
оценку первых сборников поэта Ахматовой:
«Невнимание критиков безгранично. Что они
вычитывают из молодого Гумилева, кроме озера Чад,
жирафа, капитана и прочей маскарадной рухляди?»

Согласитесь вы с этой оценкой?

(видимо, нельзя назвать так стихи, в которых
автор проявляет себя как поэт, уже выработавший
свой индивидуальный стиль).

итоги работы группы озвучиваются и размещаются
на доске(см.Приложение)

2 этап творчества

Выходят двое учащихся, читают наизусть
стихотворения «Отравленный» и «Война», крепят
символы в таблицу — розу (символ любви) и
дуб(символ мужественности)

- Что отличает эти стихотворения от предыдущих?

Если раньше Гумилев путешествовал во времени
мысленно, то теперь это время конкретно — 1914 год -
«Война»). Это не экзотическая страна, это Россия.
И не вымышленные рыцари и капитаны, исторические
герои, удаленные от нас веками, он сам становится
участником событий. Исчезает декоративность, она
тут неуместна (эпитет «ярко-красный» — это цвет
смерти, страдания), присутствует предельная
конкретность. Это реальный мир, зримый.

- Каково отношение автора к войне и к ее
участникам?

Прославляет доблесть, труд воина, милосердное
отношение к поверженному.

Заметно сходство этих стихотворений со
стихотворениями А. С. Пушкина «Памятник» и «Я
вас любил:» («:и милость к падшим призывал»,
«:так дай вам бог любимой быть другим»).

- Какие признаки акмеизма присутствуют в
этих стихотворениях?

Предметы реального мира несут на себе
психологическую нагрузку.

Вывод: выбрав в качестве
символов, характеризующих второй этап
творчества поэта, розу и дуб, вы оказались правы,
так как Гумилев, не отказываясь от своих
излюбленных тем (например, тема Африки), активно
развивает в сборниках «Чужое небо» и «Колчан»
темы любви и мужественности.

итоги работы группы озвучиваются и размещаются
на доске (см. Приложение)

4) 3 этап

Учащийся помещает на доске символ — Лотос и
объясняет свой выбор(символ мудрости).

- Попробуем выяснить, в чем проявилась мудрость
поэта в его последней книге «Огненный столп»,
которая издана была уже после смерти поэта?

- Что означает это сочетание огненный столп?

В книге Моисея говорится о том, что сам Господь
шел перед народом Израиля, скитающимся по
пустыне в поисках Земли Обетованной, днем в виде
облачного, а ночью — в виде огненного столпа.
Особенно грозным было явление огненного столпа у
Черного моря, когда евреев догнали египетские
войска и им грозила неминуемая гибель. Тогда
огненный столп встал позади израильтян и светил
им, а египтян ослеплял.

Сборник открывает стихотворение «Память»,
работа над которым позволит нам выяснить, как
соотносится название сборника с его содержанием.

Чтение наизусть и анализ стихотворения
«Память»

- Как вы понимаете смысл 1 строфы?

Змея сбрасывает кожу, чтобы обновить тело, душа
змеи растет, но она стареет, так как не
обновляется. У человека все по-другому. Он не
может прожить свою земную жизнь (т. е обновить
тело) дважды, но у него есть другая возможность -
«менять душу», т. е. развиваться духовно, ведь
настоящая личность проходит через разные этапы
своего духовного становления. В основе первой
строфы — предостережение: человек может
повторить судьбу змеи.

- В стихотворении нашла отражение восточная
теория о переселении душ. Сколько душ сменилось в
теле лирического героя и каково отношение к ним
автора?

  • 1 душа — «колдовской ребенок», он стремится к
    уединению, изображен на фоне природы, лирический
    герой с трудом верит, что отношение к жизни у него
    могло быть таким.
  • 2 душа — некто — под вывеской поэта, который
    хотел быть Богом и царем, автору не нравится эта
    юношеская самонадеянность, неразборчивость в
    творчестве, претензии на гениальность (имеется в
    виду сборник «Путь конквистадоров»)
  • 3 душа — «избранник свободы» и «Мореплаватель
    и стрелок», стремящийся познать земное
    пространство. Автор воспевает отвагу, мужество,
    бесстрашие лирического героя, так как он
    напрягает все силы, чтобы преодолеть преграды и
    воплотить свою мечту в жизнь (этот этап как раз
    отражен в таблице).

- Что объединяет судьбу лирического героя с
судьбами других людей?

Судьбы человеческие несовершенны, от каких-то
ошибок мы бы и хотели отказаться, но это
невозможно, человеку свойственно заблуждаться,
состояние 1 и 2 души — это как раз время
заблуждений, так как душа была сосредоточена на
своих личных интересах. Но тем не менее автор
смиренно принимает и эту часть прожитой жизни.

- Почему эта третья, любимая, уходит, уступая
место четвертому, — угрюмому и упрямому, который
променял веселую свободу на бой?

Душа поэта подчиняется не собственным
желаниям, мечтам, интересам, а священному долгу -
откликнуться на жизнь страны и всего народа -
это война 1914 года. Но это испытание для героя -
прежде всего физическое.

- В чем же теперь видит свой долг лирический
герой, который обретает 4-ю душу?

(строительство храма — Нового Иерусалима -
Земли Обетованной)

- Какой смысл вкладывается автором в этот образ?
Вспомните отрывок из книги Моисея.

Это для поэта — символ настоящего творчества,
поэзии, которая силой слова способна вести за
собой, преобразить людей, помочь им в стремлении
к святости, творчества, которое способно
покарать преступивших Божий закон и
покровительствовать слабым. И в этом поэт
приравнивается к Богу (сравнить со второй душой,
обратим внимание на отношение к творчеству:
раньше — ремесло, теперь — прозрение, интуиция,
тайна, божественный дар).Только теперь он
стремится преобразовать уже не земное
пространство, а внутреннее, духовное.

- Что сложнее для поэта — постижение земного
пространства или внутреннего, духовного?

Творчество «сжигает душу», это процесс
мучительный в нравственном отношении, но цель
«стены Иерусалима на полях моей родной страны» -
благородна. Как Иисус Христос отдает свое тело в
жертву ради истины, так поэт отрекается от
собственного «я» ради преображения человека.

- В двух последних строфах — образ путника. Кто
он?

Разные толкования: смерть, Христос, сам автор.
Но то, что лев и орел, которые сопровождают
путника, в библейской мифологии трактуются как
Марк и Иоанн, ученики Христа, дает нам основание
полагать, что это — Иисус Христос.

- Почему же эта душа должна умереть? Почему бы ей
не перейти в другое состояние?

Она приблизилась к совершенству, так как
обратилась к христианским ценностям; чтобы
принести свои плоды, она должна умереть.
Лирический герой не может смириться с тем, что
все завершаемо, тленно, и потому бьется над
продолжением себя. Он надеется, что его душа
останется в творчестве. (Сравнить со
стихотворением А. С. Пушкина «Памятник»: «Нет,
весь я не умру, душа в заветной лире мой прах
переживет:»)

- О чем говорит тот факт, что некоторые образы
могут трактоваться по-разному?

Обращение к символизму. Читая это
стихотворение, мы и не вспоминаем об акмеизме.
Подобно символистам, он пытается интуитивно
передать ощущения человека, стоящего перед лицом
Вечности, Смерти, Бога. И мужество Гумилева как
поэта еще и в том, что он не ограничил себя
рамками созданного им нового направления -
акмеизма.

итоги работы группы озвучиваются и размещаются
на доске (см. Приложение)

4. Итоги урока

- Каковы были истоки творчества Гумилева?

Романтические традиции русской литературы -
Лермонтова, Пушкина, мировая литература, влияние
символизма, собственные наработки, в духе нового
направления — акмеизма и , конечно, талант поэта.

- В чем особенность творческого пути поэта?
Какие изменения произошли в содержании и форме?
(по таблице)

- от внешней яркости и декоративности к
предельной простоте и глубокому содержанию;

- от постижения пространства земного к
постижению духовной сущности человека;

- при значительном изменении содержания многие
элементы формы остаются почти неизменными.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: