Урок литературы в 11-м классе по жизни и творчеству Б. Пастернака

Цели урока:

  1. Познакомить с биографией, гражданской позицией
    писателя Б.Пастернака,
  2. Научить видеть взаимосвязь событий, чувств,
    стихотворений.

Задачи:

  • обогащение учащихся знаниями о поэтах
    Серебряного века,
  • развитие речи, совершенствование навыков
    анализа поэтического произведения,
  • воспитание чувства гордости, человеческого
    достоинства на примере жизни писателя, чувства
    прекрасного к миру, философского восприятия
    жизни.

Оформление урока:

Эпиграфы:

Давай ронять слова,
Как сад – янтарь и цедру.
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.

Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламенённой чьей-нибудь.

О знал бы я что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют.

Но быть живым, живым и только,
Живым — и только до конца.
И дольше века длится день
И не кончаются объятья.

Портрет Б. Пастернака, книги с нотами, шахматы,
картины Серова, Репина, Врубеля, портреты Блока,
Маяковского, Цветаевой Ахматовой, Сталина, книги
Б.Пастернака, роман “Доктор Живаго”,
Нобелевская премия, свеча, рукописи, гитара,
газеты.

Презентация фотографий, слайды эпох с
названиями на каждый период жизни и творчества. (Приложение)

Музыкальное сопровождение (мелодия песни
“Мело, мело по всей земле”).

Ход урока

Звучит песня “Зимняя ночь”, и девушка зажигает
свечу.

Во время исполнения песни идёт показ
презентации фотографий поэта.

- Свеча горела на столе, свеча горела…

Почему так часто писатели обращаются к образу
свечи?

(это символ надежды, творчества, поиска…)

- Мы сегодня снова зажгли свечу, чтобы
поговорить о Борисе Пастернаке, чтобы

Ронять слова
Как сад – янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.

Слайд: Давай ронять
слова…(фотография молодого Пастернака).

- Ваше слово о поэте после самостоятельного
знакомства дома?

- Что на ваше интервью о поэте ответили
родители?

- Не странно ли, что родители не знают этого
поэта? Пожалуй, нет. Ведь столько лет имя
оставалось под запретом и вот вернулось,
заговорило, засверкало! Почему?

“Нить судьбы” назовём мы наше исследование,
чтобы понять зачем, почему, как, когда, где, кем
забылось это имя и теперь снова вернулось к нам.

Перед вами прошли портреты поэта разных лет. А
вот что говорили о нём:

“Он был поразительно красив: с выдающимися
скулами и тёмными глазами, и в меховой шапке он
выглядел как какой-то персонаж русской сказки”.
(О. Карлайл)

“Пастернак похож одновременно на араба и его
лошадь”. (М. Цветаева).

“Первое впечатление: лицо давнего друга”. (З.
Масленникова).

“На улицах прохожие часто оглядывались на
Борисика, не зная, кто он. Он ведь был очень
красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд
горделивый и мечтательный, высокий рост,
гармоничная походка, звучный голос”. (Ю.
Анненков).

- Что помогает понять в Пастернаке его
внешность?

Творческий путь поэта – это “судеб
скрещенье”, много человеческих судеб
переплелись с этой, да и судьба России не
отделима от неё. Поэт и эпоха неразделимы.

Запишем годы жизни:1890 – 1960 годы. Попробуйте
определить вехи, “протянуть времён связующую
нить”. Чем объясните свой выбор? Пусть вам
помогут предметы на столе и выученные вами стихи,
пусть всё это заговорит. Кто начнёт?

(в ходе беседы определяем первый этап в жизни
поэта).

На доске появляется запись: 1890-1912 годы.

“Февраль. Достать чернил и плакать!” 1912 год.

Чтение с комментариями. (Это стихотворение –
своеобразная визитная карточка поэта. Он родился
10 февраля в Москве, когда “грохочущая слякоть
весною чёрною горит”. Мир здесь представлен
очень образно: чернила, слякоть, проталины,
колёса, грачи, лужи, ветер. Всё говорит о
приближении весны, хотя используются чёрные
краски. Думаю, что такое внимание к предметам у
поэта от отца. Его отец – Леонид Осипович –
преподаватель Московского училища живописи,
ваяния и зодчества. В семье частыми гостями были
художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто
рисовал Л.Толстого, первым иллюстрировал его
произведения.)

- Что известно о матери поэта?

Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – пианистка
европейской известности. Она прекрасно играла.
Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки
себя не представлял. Больше всего любил Скрябина.
Собирался стать музыкантом, но случайность, вера
в предопределение всё изменила. Музыкантом не
стал, но сколько стихов навеяно музыкой, в
скольких упомянуты её творцы!

“Годами когда-нибудь в зале концертной”

- Живопись, музыка – это ещё не Пастернак. Его
всегда отличало глубокое мышление, поиск сути.
Что вам известно об источниках этого?

(Вариант ответа: В своей исследовательской
работе “Литература и шахматы” я встретилась с
интересным открытием: наши писатели, почти все,
играли в шахматы. Пастернак не стал исключением.
Мало того, фигуры шахмат ожили в его строчках. В
1912 году он поехал в Марбург изучать философию. И
вдруг – удивительная встреча, которая заставила
его писать стихи. Пастернак впервые влюбился и -
получил отказ, но появилось стихотворение,
которое мне близко, потому что я тоже, как
Пастернак, увлечена поэзией и шахматами).

“Марбург” 1916 год. Чтение с элементами анализа.

- Как видим, в отчем доме сложились все
предпосылки для будущего писателя: музыка –
живопись – философия. Это ещё раз доказывает: все
мы родом из детства, семья – основополагающее
начало каждого из нас. Дорожите ею!

Первый период становления Пастернака можно
считать завершённым: выбор сделан, путь в поэзию
открыт. Что дальше?

На доске появляется запись: 1913-1930 годы.
Сестра моя — жизнь. Фотография Пастернака этого
периода.

- Можете ли объяснить или предположить, почему
из поэтов серебряного века у нас оказались
портреты А. Блока и В. Маяковского?

Предполагаемые ответы: А. Блок – представитель
символизма. Окружающий мир видел в символах и
особом предназначении. Пастернаку он был близок
по восприятию мира. В. Маяковский — футурист, для
которых главным было преобразование мира, поиск
новых образов. Много ассоциативных восприятий
встречается и у Пастернака.

Становление Б.Пастернака происходило под
влиянием окружения. 10-е годы появление разных
течений. Сначала поэт увлёкся символизмом, но не
столько им, сколько видением мира А.Блока,
А.Белого. Позже его привлекает футуризм, но самое
умеренное его отвлетвление “Центрифуга”.

- Поэзия Пастернака ориентирована на вечные
законы бытия, природы, а не на переделку мира и
отказ от прошлого. Ни к одному из течений не
примкнул, выбрал свой путь, и уже в 1922 году вышел
сборник “Сестра моя — жизнь”. Здесь много света,
лёгкости, по-пастернаковски звучит тема любви: в
этом году он женится на художнице Евг. Влад.
Лурье.

- Кто хотел бы прочитать строки о любви?

“Любимая – жуть…” 1922 год. Чтение. Разговор об
особенностях художественного языка поэта.

- Мне хотелось бы лиричность поэзии Пастернака
доказать исполнением песни на его стихи.

“Никого не будет дома” 1931 год (исполняю песню).

- Что представили?

И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская
позиция, утверждающая: не я, а мир; не я, а жизнь; не
я, а любимая!

Всё это войдёт в сборник “Второе рождение”, 1932
год. Но период 30-ых годов станет для поэта
нелёгким и займет особое место.

На доске появляется запись: 1932 по 1946 год. Слайд
“О знал бы я, что так бывает…” (фотография
Пастернака).

- Что можете предположить об этом периоде?

- Почему рядом с портретами поэтов портрет
вождя И.В.Сталина?

- 30-е годы для России – трудное время. Началось
время нелепых подозрений, необоснованных
репрессий. Пастернак делает всё возможное, чтобы
обезопасить близких людей: поддерживает
Ахматову, Мандельштама. Он не молчит: выступает
на 1 съезде писателей в 1934 году, но изменить
ничего не может. Зато может остаться самим собой.
По-новому начинает звучать тема поэта и поэзии.

“О знал бы я, что так бывает…” 1931 год. Чтение с
комментариями.

(В словах таятся горечь, боль, сомнение.
Предназначение поэта в том, чтобы встать в один
ряд с вечными понятиями “почва” и “судьба”.
Миссия поэта жертвенная; в этом его трагедия и
величие).

- Репрессии не коснулись Пастернака, хотя
кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин
сказал о нём, как о юродивом: “Оставьте в покое
этого небожителя”. А позже станет известно, что
на Пастернака был собран материал, достаточный
для “десяти лет без права переписки”. Он всегда
чувствовал неловкость, мучился оттого, что
другие сидят, а он на свободе, не подозревая, как
близко к краю пропасти подошёл. Это станет
кризисом.

Его творчество переместилось в прозу и в
область перевода. Он переводит с английского
Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи,
с польского Словацкого, с грузинского
Бараташвили.

- Как коснулась поэта великая Отечественная
война?

(В 1943 году он совершает поездку на фронт, в
расположение армии, освобождающей Орёл.
Результат – стихи, очерк “В армии” и новые
мысли, воплотившиеся в “Стихотворения Юрия
Живаго” в 1946 году).

Добавляется запись на доске: 1946-1960.Слайд: “Быть
живым. Живым и только…” (фотография Пастернака)

- 1946-1960 годы – “третье рождение”. Согласны ли с
такой формулировкой? Среди наших ещё не
говорящих предметов – роман “Доктор Живаго”,
Нобелевская премия.

(Роман “Доктор Живаго” — особое детище
Пастернака. Росла потребность высказаться о себе
и об эпохе. После войны, когда не оправдались
надежды на обновление жизни, он приступил к
своему роману, чтобы дать исторический образ
России за последнее сорокапятилетие. В течение 10
лет писался роман, наступал 1955 год, роман
закончен, разослан в списках друзьям. Отдал в
редакцию журнала “Новый мир”. Но некоторые были
против публикации. Отдал и опубликовал в Италии в
1957 году. Через два года переведён на 24 языка. Анна
Ахматова вспоминает: “Борис был счастлив, мы –
ждали взрыва”).

- От себя хочется добавить: роман заканчивается
смертью Юрия Живаго, но автор помещает в
завершении стихи Живаго. И перед нами истины,
которые утверждает писатель: история – дом
родной, которым нужно дорожить, который
соединяет прошлое, настоящее и будущее. Мне очень
нравятся строчки из “Гефсимановского сада”:

Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

- Роман принёс мировую славу. 23 октября Шведская
Академия словесности и языкознания объявила о
присуждении Пастернаку Нобелевской премии по
литературе 1958 года. Не каждому присуждается
такая премия! Кто ещё из русских писателей имел
такое признание до Пастернака? (И. Бунин). У
Пастернака родится стихотворение, совсем не
выражающее радость. Почему?

“Нобелевская премия” 1959 год. Чтение с
элементами анализа.

- Настроение поэта объясняется биографическими
фактами.

- Подготовленное сообщение. Можно использовать
материал журнала “Новый мир” 1990 год, №2.

- Травля по всей стране, исключён из Союза
писателей. Когда узнал, что Ивинская может
лишиться работы, принял серьёзное решение:
отказаться от премии.

А газеты не унимались: “Я внимательно, с
карандашом в руках, прочитал “Доктор Живаго”. Я
почувствовал себя буквально оплёванным. Мы
должны сказать Пастернаку: ты нам сегодня здесь
не нужен!”,

“Доктор Живаго – плевок в наш народ”,

“Пастернак своим романом и своим поведением
поставил себя вне советской литературы и вне
советского общества…”

Ему предложили покинуть страну, пригрозили
высылкой из страны – это когда тебе 68 лет!

Посёлок Переделкино. Здесь последние годы
провёл Б. Пастернак. Его стали называть
затворником. Но он им не был, не был и политиком,
он философ. И появляются мудрые стихи, строчки из
которых становятся афоризмами.

“Единственные дни” 1959 год.

“Быть знаменитым некрасиво” 1959 год.

(чтение учащихся с комментариями).

Слайд: Борис Пастернак?!…(свеча)

- Нить судьбы Пастернака закончилась, но не
прервалась. Мы связаны временем, историей,
традициями.

- Какой бы эпиграф выбрали для биографии и
творчества Пастернака?

(ответы детей).

- Любимый композитор Пастернака Скрябин мечтал
создать оперу на собственный сюжет, где главным
героем должен был стать философ – музыкант –
поэт, мечтающий создать произведение искусства,
которое преобразует жизнь, превратив её в
праздник для человечества. Опера не была
написана. Но похоже Скрябинская идея получила
воплощение в реальном образе: музыкант – поэт –
философ. Кто это? Разве не Борис Пастернак?!

М. Цветаева, подчёркивая, что поэзия
Б.Пастернака утверждает жизнь как высшую
одухотворённую ценность, в статье “Световой
ливень” свои размышления о Пастернаке завершила
словами:“И никто не захочет стреляться и никто
не захочет расстреливать”. Наверное, это и есть
то главное, для чего дано человеку слово. И мы,
живущие в 21 веке, не только читаем, но и поём стихи
Бориса Пастернака, веря в лучшее, надеясь, что

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал…(январь 1919 год)

И времён связующая нить заставляет звучать
инструмент нашего времени гитару и наши сердца.

Ученики исполняют под гитару песню на стихи
Пастернака “Снег идёт”, 1919 г.

Домашнее задание:

На выбор предлагается написать эссе “Мой
Пастернак”, или размышление “Нить судьбы”, или
проанализировать одно из стихотворений Б.
Пастернака.

Следующий: