Урок литературы в 11-м классе по творчеству М. Цветаевой на тему Но душу Бог мне иную дал…

Цель урока:

  • подготовка к активному и
    сознательному усвоению нового материала
    – особенности художественного мира М.Цветаевой;

  • закрепление умений
    самостоятельно применять знания, осуществлять
    их перенос в новые условия.

Задачи урока.

  • Образовательные:

    1. продолжить знакомство с
      отличительными особенностями
      художественного мира М.Цветаевой;

    2. способствовать выработке
      умения определять стилевое
      своеобразие поэтессы;

    3. формировать навыки
      аналитической работы, умение выделять
      и толковать словообразы поэтической
      речи;

    4. формировать навыки
      самостоятельного учебного труда:
      планировать работу, осуществлять
      самоконтроль, подводить итоги,
      работать в оптимальном режиме,
      экономить время.

  • Воспитательные:

    1. это очередной урок в системе
      других уроков, на которых утверждается
      безоговорочная ценность человеческой
      жизни и мира, который создает личность,
      особенно если эта личность творческая,
      микрокосмос одной души;

    2. формировать осторожное
      отношение к миру другого человека,
      помня, что человек раним;

    3. способствовать укреплению
      читательского интереса к поэзии М.Цветаевой.

  • Развивающие: развивать

    1. эмоциональные,
      интеллектуальные, нравственные
      аспекты личности учащегося,

    2. способность видеть и
      понимать подтекст произведения,

    3. оформлять свои чувствования
      и ощущения в грамотную речевую форму,

    4. умение активно мыслить,

    5. навыки самоанализа.

Оформление урока: на
доске запись темы урока, эпиграфа урока,
портрет М.Цветаевой, план анализа
лирического произведения (в форме плаката),
прикреплены слова для интеллектуальной
разминки, на скрытой стороне доски – плакат
с фразой М.Цветаевой, оформлен стенной
стенд «Материалы к уроку», посвященный
жизни и творчеству М.Цветаевой, подборка
книг Марины Цветаевой и о Марине Цветаевой,
которые использовались в подготовке к
уроку.

На перемене перед уроком звучат
записи песен и романсов на стихи М.Цветаевой
с целью настроить ребят на работу с
лирическим произведением, создать
определенную атмосферу.

Учащиеся садятся по группам в
соответствии с номерами блоков вопросов
предыдущего домашнего задания (4 группы),
отдельно формируется группа экспертов по
одному человеку от каждой группы (учитывается
желание учащихся).

Содержание урока

Мы продолжаем знакомство с
творчеством Марины Цветаевой.

Цель нашей работы – изучение
художественного мира ее поэзии,
рассмотрение особенности цветаевской
концепции мира. На пути к этой цели нам
предстоит решить целый ряд задач, связанных
со стилистическим анализом стихотворения,
проверкой и закреплением ваших умений и
навыков, наблюдением над особенностями
поэтики М.Цветаевой.

Чтобы лучше, активнее думалось,
проведем небольшую интеллектуальную
разминку.

Задание:

на доске 5 слов (мысль,
молния, чувство, луч, звезда). Составьте в
течение 1 минуты целостную по смыслу фразу. (
По истечении заданного времени
прослушиваются 2-3 фразы и одна по выбору
записывается всеми в тетрадь.)

Слова «мысль» и «чувство» не
случайны. Они определяют два пути
аналитической деятельности: работу ума и
работу сердца. Одно не может обойтись без
другого. Мы на уроке еще раз в этом убедимся
и вернемся к этим словам.

Поэзию М.Цветаевой многие
считают сложной для восприятия, понимания и
даже просто для чтения. Смущает многое: не
женская сила, звучащая в стихах,
неожиданный разрыв фразы знаком «тире».
Изломанные строки, надрывность
чувствований, страсть взахлеб. Но такова
Марина Цветаева.

Она очень рано ощутила свое
предназначение, и уже первые сборники («Вечерний
альбом»-1910 г., «Волшебный фонарь» -1912 г.)
представляют нам стремительно
развивающегося автора, идущего своей
творческой дорогой.

Цветаева уже все предугадала, все
вызнала у себя о самой себе:

Я знаю, что ни перед кем
Не буду я права.

По Цветаевой, суть жизни
выражается в постоянной двойственности:
чистота – греховность, свет – тьма, быт –
бытие, земное – божественное.

Два солнца стынут – о Господи,
пощади! –
Одно – на небе, другое – в моей груди.

«Поэт прежде всего – строй души»,
- считает М.Цветаева. Эти слова мы взяли
эпиграфом к нашему уроку.

Самим воспитанием, окружением
Цветаевой было определено, что самое важное
в жизни – это духовное. В этом вся Марина
Цветаева: «У меня все – пожар! ..Мне больно,
понимаете? Я ободранный человек, а вы все в
броне…»

Весной 1911 года в письме к М.Волошину
Цветаева пишет: «Тело другого человека –
стена, она мешает мне видеть его душу. О, как
я ненавижу эту стену!»

Уже нет ее, той стены. Но остается
с нами и в нас поэзия М.Цветаевой, ее «крылатая»
душа которую ничто не мешает увидеть.

Стилистический анализ
стихотворения

.

Перед вами стихотворение М.Цветаевой
«Между воскресеньем и субботой». Наша
следующая задача – провести
стилистический анализ лирического текста,
пройти сложным путем от формы к содержанию,
от творчества Цветаевой – к ее душе.

Учитель читает стихотворение.

Проведем предварительную
подготовку по группам к дальнейшей работе (раздаются
распечатанные задания каждой группе;
группы работают в течение 5-7 минут).

Приступим к анализу. Каждая
группа, готовившая ответы на предложенные
вопросы, вступит в работу в свою очередь.

Начнем с первой группы.

Вопросы к анализу стихотворения

(приведены
возможные ответы учащихся).

(Вопросы 1 группы, данные
для предварительной подготовки.)

  1. Вы заметили, очевидно, как
    непохожа первая строфа на остальные. Что
    в ней не так, как в других? Как это
    соотносится с внутренним состоянием
    лирической героини?

  2. Найдите в тексте другие
    примеры, подтверждающие эту
    двойственность мировосприятия.

(Двойственность.«Между
воскресеньем и субботой», «На одно крыло –
серебряная, на другое – золотая», «меж
Забавой и Заботой пополам расколота»).

А теперь работаем все
вместе (вопросы ко всему классу).

  1. Человеку свойственно быть и
    веселым, и грустным – и в этом тоже
    двойственность.

  2. С чем сравнивает грусть М.Цветаева?
    Найдите это слово.

(Поэтесса сравнивает грусть с
корочкой: «Коли грусть прошла по жилушкам, /
Не по нраву – корочка…»)



  1. Какие ассоциации возникают у
    нас при этом? Как они углубляют
    восприятие?

(Возникают ассоциации, связанные
с проглатыванием корочки – больно, трудно,
неприятно. Сразу становится понятно: грусть
лирической героини так же неудобна и
неприятна окружающим, как корочка).

Жизнь человека полна преодолений.
Но, по гениальной формуле М.Цветаевой, поэт
– это «утысячеренный» человек. Ему в тысячу
раз сложнее, потому что сердцем он видит и
чувствует все гораздо острее обыкновенных
людей. Таким была она сама. К тому же ее «душа
родилась крылатой».

Работаем со второй группой.

  1. Найдите, с помощью какого
    художественного приема, на примере
    какого образа рассматривается
    лирическая героиня стихотворения?

(М.Цветаева использует прием
аллегории при создании образа лирической
героини. Образ, который помогает нам яснее
представить мироощущение лирической
героини, — птица).

  1. Глядя на внешность птицы,
    подумайте, что важнее для нас: описание ее
    или впечатление от нее?

(Важнее впечатление, ведь
восприятие стихотворения идет прежде всего
на чувственном уровне, на уровне
впечатления).

Снова работаем все вместе.

Птица – широко распространенный
фольклорный образ.

  1. Какие еще слова или формы слов
    можно отнести к фольклорным? Почему?

(Крылушко, перышко, щеченьки,
золотенький, проснулася. Потому что
подобные формы слов характерны для
народной речи: в них звучит напевность,
ласка, родство какое-то).

  1. Мягкая, лирическая, напевная
    интонация резко обрывается одним словом,
    явно кульминационным. Найдите это слово. («Наслаждайтесь!»).

  2. Как оно должно быть
    произнесено? Какие чувства, по вашему
    мнению, вложены в это слово?

(Слово произносится уверенно,
твердо. Лирическая героиня вложила в него
понимание своей участи, предопределенность
и твердое решение пройти уготованный путь
до смертного конца. Звучит даже некоторый
вызов. А может быть, желание раздарить себя
всем, пока еще это возможно. Берите, люди,
наслаждайтесь!)

В работу включается третья
группа.

  1. Сразу же за этим резким словом-вызовом
    стоит тире – характерный и характерный
    знак М.Цветаевой. Какую задачу тире
    выполняет в данном случае?

(Это тире ломает плавность и
напевность речи, меняет тему разговора.
Знак заполняет паузу, подготавливает нас к
новой мысли. Тире словно мостик между тем,
что было, и тем, что будет. Целый вихрь
чувств проносится в этом промежутке. Это
экспрессивный знак).

  1. Найдите еще тире в
    стихотворении. Какова их роль?

(В первой и второй строфах тире
словно переносит наше внимание с одного
предмета на другой, определяя важность того
и другого. В третьей строфе максимально
выделено слово «корочка», усилена его
образность. Такое же максимальное
выделение слов мы наблюдаем в последней
строфе. Здесь тире замещает запятые, тем
самым усиливая экспрессивность речи,
эмоциональность).

Вопросы ко всем, ребята.

  1. В последней строфе Цветаева
    употребляет слово «канет». С каким
    оборотом оно ассоциируется? (Кануть в
    Лету
    ).

  2. Почему именно «канет»
    выбирается для финала? Что оно означает?
    Забвение?

(Кануть в Лету – это оказаться в
забвении. Пророческие слова М.Цветаевой о
будущей ее эмиграции. Но разве можно забыть
то, что не забывается, – красоту? Нельзя,
значит, забвения нет).

Рядом с фольклорными образами
явно прослеживаются и библейские.

Вопросы к четвертой группе.

  1. С чем ассоциируется суббота в
    биографии М.Цветаевой? (В этот день она
    родилась
    ).

  2. А с чем связано слово «воскресение»?
    (С воскрешением Христа).

  3. Почему в первом стихе именно
    так поставлена очередность: «Между
    воскресеньем и субботой», а не между
    субботой и воскресеньем, что было бы
    логично?

(Потому что воскресение Христа –
начало нового мира, основа всему. Потом
только будет день ее рождения. И здесь связь
между крылатой душой лирической героини и
Христом. Поэтому «серебро мое – суббота!
Воскресенье – золото!»)

Вопрос к группе экспертов.

  1. Скажите, какова, по вашему
    мнению, степень близости автора и
    лирической героини в этом стихотворении?
    (Они абсолютно совпадают. Можно сказать,
    что
    это одно лицо.)

  2. А как вы это поняли? (Крылатость
    души – общая черта
    ).

Вопросы ко всем, ребята.

  1. Дважды в стихотворении дается
    образ «птицы вербной». С чем
    ассоциируется эпитет «вербная»? (Вербное
    воскресенье).

  2. Какой праздник следует далее? (Праздник
    Пасхи,
    Воскресение Христово).

Значит, после страданий и гибели
придет воскресение и воскрешение.

  1. А в чем оно – воскрешение поэта?
    (в вечной жизни его поэзии, в памяти
    благодарных читателей
    ).

Вернемся к словам разминки (открывается
часть доски). Перед вами фраза М.Цветаевой: «Мысль
– молния, чувство – луч самой дальней
звезды».

  1. Как вы считаете, что дороже:
    мысль или чувство? Почему?

(Дороже чувство. Оно приходит
трудно и уходит не сразу, а может быть, не
уйдет никогда. Поэт как дальняя звезда: его
нет с нами, но свет его поэзии озаряет нашу
жизнь).

Какого читателя ждет М.Цветаева? (Чувствующего).

К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя как отдышу, -
Из самых недр – как на смерть осужденный –
Своей рукой – пишу:
Друг! Не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
Ртом не достать! – Через летейски воды
Протягиваю две руки. (…)
Со мной в руке почти что горстка пыли –
Мои стихи!

Если можно, ученица исполнит
песню на стихи М.Цветаевой «Уж сколько их
упало в эту бездну…»), или прозвучит запись
этой песни.

Обратимся к группе экспертов:

  1. Дайте, пожалуйста, оценку нашей
    общей сегодняшней работе.

  2. Какой вопрос, по-вашему, был
    самым сложным? (А для вас, ребята? – вопрос
    ко всем).

  3. А какой вопрос оказался
    простым? (А для вас, ребята?).

Вопрос ко всем:

В начале урока я говорила о том,
что трудно, по мнению многих, понять поэзию
М.Цветаевой. Теперь вам легче это сделать?

Спасибо всем за урок.

(Домашнее задание дано в
распечатке).




Следующий: