Урок литературы в 11-м классе по теме Знакомство с поэзией Н. А. Заболоцкого

Цель урока: Знакомство с жизнью и особенностями поэзии Николая Заболоцкого.

Задачи урока:

  • проверить самостоятельную работу учащихся по подготовке сообщений о жизни  и творчестве Н.А.Заболоцкого;
  • формировать умение работать с текстом стихотворения, анализировать его;
  • формировать умение отбирать материал в соответствии с планом, конспектировать;
  • формировать умение работать в паре, редактировать работы друг друга.
  • развивать речь учащихся на уровне составления письменного текста  в жанре эссе;
  • воспитывать у учащихся интерес к поэзии.

Оформление доски:

  • портрет Н.А.Заболоцкого,
  • запись темы урока,
  • эпиграф,
  • записанный на доске план урока,
  • перечень стихотворений, рассматриваемых на уроке.

Оборудование:

  • у каждого ученика незаполненная таблица, содержащая перечисление этапов жизни поэта (приложение1).
  • кроме того, на каждой парте лист с напечатанным отрывком из письма поэта другу (приложение 2).
  • на стенде прикреплены карточки со словами: экспрессия, обличение, задушевность, мелодичность, гармония, философичность, ирония, лиричность, бунтарство, пошлость, бездуховность, сарказм и др.
  • аудиозапись песни «Не позволяй душе лениться»,
  • видеозапись отрывка фильма «Доживем до понедельника»

Как мир меняется!
И как я сам меняюсь.

Н.А.Заболоцкий

Ход урока

I. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

- Прочитайте эпиграф к уроку и определите цель нашего урока. (Проследить, как менялась поэзия Заболоцкого на разных этапах его жизни)

- Хотелось бы начать урок со стихотворения, написанного в последний год жизни и опубликованного уже после смерти поэта «Не позволяй душе лениться». Это стихотворение прозвучит как песня, автором музыки и исполнителем которой является Станислав Коренблит.

Послушайте, определите основную мысль этого стихотворения и подумайте, как содержание этого стихотворения соотносится с эпиграфом нашего урока.

(Звучит аудиозапись).

- Какая мысль звучит лейтмотивом стихотворения? (не позволяй душе лениться, душа обязана трудиться)

- Какая связь этой мысли с эпиграфом урока? (Только труд души способен изменить человека, работая над собой, человек развивается)

II. –Это одно из самых известных стихотворений поэта, ставшее, можно сказать, его визитной карточкой. Звучит как творческое, да и жизненное кредо Заболоцкого, как завещание следующим поколениям. Посмотрим, как поэт следовал этому правилу, работал над собой в течение своей непростой жизни.

- Возьмите листы с таблицами. Первый столбик «Этапы жизни» заполнен, та же запись на доске. Послушаем выступления друг друга и самостоятельно заполним второй столбик «Факты биографии. Творческие достижения». Записываем основные положения. В конце урока заполненные таблицы я соберу и оценю.

(По каждому пункту плана выступают учащиеся с тем материалом, что нашли дома во время самостоятельной подготовки. Учитель дополняет, комментирует)

III. -У нас остался незаполненным третий столбик таблицы «Черты поэзии, мотивы, интонации».

- Почитаем стихи разных лет. После слушания вы запишете ключевые слова, отражающие мотивы, настроения, интонации каждого стихотворения. Можете пользоваться словами, помещенными на стенде, или подобрать свои слова.

1. «Вечерний бар» (1926). Читает учитель.

- Какие картины рисует поэт? (бытовая зарисовка, изображение пьяного веселья в баре, улицы ночного город)

- Какие слова можно записать, которые передают характер, настроения этого стихотворения? (деэстетизация, ирония, бунтарство, дисгармония, духота и др.)

- Над чем иронизирует автор? Против чего бунтует? (против пошлости, бездуховности, мещанства)

2. «На рынке» (1927). Читает учитель (Учащиеся самостоятельно делают записи в третий столбик).

- Какая основная тема звучит в стихах Заболоцкого-обериута? Где изображен человек? (Тема – человек в городе, оторванный от природы).

- В конце 20-х годов поэт отходит от поэтики изображения вещного мира, от городской темы. Прекращает существование ОБЕРИУ. Идет внутреннее развитие поэта, меняется его взгляд на мир. Заметные изменения в его творчестве наметились в 1931-32 годах. Появляются стихи со следующими названиями: «Утренняя песня», «Начало зимы», «Весна в лесу», «Осень», «Венчание плодами», поэма «Торжество земледелия».

3. «Утренняя песня» (1932) Читает наизусть подготовленный ученик.

- Какая новая тема звучит в стихотворении? (тема природы, единства природы и человека)

- Какие слова запишете в третий столбик? (торжественность, ликование, гармония, величие, умиротворение и др.)

- Итак, у Н.А.Заболоцкого начинает активно звучать тема природы, величия природы. И человек изображается ее венцом. Этот год 1932 четко делит все творчество поэта на два периода. Когда Николай Алексеевич готовил  к изданию свои стихи, он разделил их на два тома: до 1932 года и после 1932 года.



4. Находясь в заключении и в ссылке,  Николай Заболоцкий не писал стихов, или они не сохранились. Но чтобы понять, что происходило в душе поэта, прочитаем отрывок из письма, написанного в лагере, другу. (У каждого на парте распечатанный на листках текст: «Она (природа) на меня производит такое впечатление, что иной раз я весь перерождаюсь, оставаясь с ней наедине. Эта могучая и мудрая сила таким животворным потоком бьется в душу, что сам я в эти минуты делаюсь другим человеком»)

- Как природа воспринимается поэтом? Выпишите ключевые слова, показывающие восприятие Заболоцким природы (перерождаюсь, мудрая, могучая сила, животворный поток, делаюсь другим человеком)

5. Вернувшись в Москву в 1946 году, Николай Заболоцкий возвращается к поэзии.

«Лебедь в зоопарке» (1948) Читает наизусть подготовленный ученик под музыку Сен-Санса «Лебедь»

- Какие новые интонации зазвучали в этом стихотворении? (гармония, величие красоты природы, грация, торжество природы над человеческой цивилизацией)

- С помощью каких художественных приемов автор выражает идею торжества красоты природы? Выполните самостоятельно небольшой анализ стихотворения.

(Учащиеся работают в парах, делают записи в тетрадях)

-Зачитайте ответы:

  • подбор лексики высокого стиля (диво, дева, лоно вод, грезы, мантия, аметисты, мерцают, изваяние) для описания лебеди, и сниженной лексики для описания города (скрежещут, скрипят, истошно кричат, прилеплены).
  • аллитерация и ассонанс (звуки л, н, м, в, о, а, э, и для создания  образа лебеди и звуки р, ж, щ для создания образа города)
  • эпитеты, сравнения (высокая лебедь, вся она, как изваянье, дивные два аметиста, головка ее шелковиста)
  • анафора (повторяющийся союз «и» придает стихотворению замедленность, плавность, былинность)

- Какова идея стихотворения? (Красота природы вечна, она возвышает и очищает человеческую душу)

6. В последние годы жизни Заболоцкий больше размышляет о красоте человека, его месте в мире природы. Появляются стихотворения «Портрет», «О красоте человеческих лиц», «Старая актриса», «Последняя любовь», «Генеральская дача» и др.

«Некрасивая девочка»(1955) Читает наизусть подготовленный ученик.

- Какой основной вопрос звучит в стихотворении? (Что есть красота?)

- Найдите слова, которые дают ответ на этот вопрос? (ни тени зависти, ни умысла худого, грация души)

IV. Напишите свое размышление-ответ на вопрос «Что есть красота? » в жанре небольшого эссе.

(Учитель записывает тему мини-сочинения на доске, ученики пишут в тетрадях. Тихо звучит музыка Сен-Санса «Лебедь»).

- После завершения работы прочитайте друг другу, отредактируйте.

- Прочитать вслух несколько работ, обсудить.

V. Многие стихотворения Н.А.Заболоцкого стали песнями. Одна из них уже несколько десятков лет звучит в исполнении В.Тихонова в фильме «Доживем до понедельника». Послушайте песню «В этой роще березовой» и подумайте, в какой том включено это стихотворение, до 1932 года или после?

(Идет видеозапись отрывка фильма «Доживем до понедельника»)

- Удалось ли нам выполнить цель урока? Подведите итог. (На протяжении всей жизни шла внутренняя работа души поэта Н.А.Заболоцкого, менялось его восприятие мира, менялась его поэзия. К концу жизни он пришел к мысли о неразрывности природы и человека, о возвышении человека через гармонию с природой)

VI. – Сдайте заполненные таблицы. Запишите домашнее задание: наизусть понравившиеся 2 стихотворения Н.Заболоцкого.

Приложение 1. (распечатывается на каждого ученика)

Творчество Н.А.Заболоцкого (1903 – 1958)

Этапы жизни

Факты биографии и творчества         

Особенности поэзии

1.Семья. Детские годы.

2.Образование. Начало литературной деятельности. Первый сборник.

3.Отход от прежних литературных взглядов. Переводческая деятельность.

4. «Литературное молчание».

5.Возвращение к писательству. Последние годы жизни. Выход последних книг.

Приложение 2.  (распечатывается на каждого ученика)

«Она (природа) на меня производит такое впечатление, что иной раз я весь перерождаюсь, оставаясь с ней наедине. Эта могучая и мудрая сила таким животворным потоком бьется в душу, что сам я в эти минуты делаюсь другим человеком» (из письма Н.А.Заболоцкого)




Следующий: