Урок литературы в 11-м классе по теме «Во весь голос». Тема поэта и поэзии

Цель: показать пути решения поэтом
темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я»
Маяковского.

Задачи:

  • художественное осмысление роли поэзии и
    назначения поэта;
  • умение сопоставить произведения разных поэтов,
    работать со словом;
  • умение находить в тексте способы выражения
    авторского отношения к миру;
  • овладение историко-литературными знаниями.

Оборудование урока: плакаты из «Окон
РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи
С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь
советская».

На доске написаны слова:

«Маяковского ведут массы…, это гений масс,
потому что и он их ведет. Маяковского ведет
история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с
явления себя миру: с показа, с громогласия…

Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем
громче орал – тем больше народу слушало…Первый
в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор.
Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает,
чего-то от вас добивается – какими угодно
средствами, вплоть до грубейших, неизменно
удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем
залом. Всем веком».

М. Цветаева

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Работа с цитатой.

– Как вы понимаете слова М. Цветаевой,
сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М.
Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается
внутренняя связь Маяковского и Цветаевой.

III. Сообщение заранее подготовленного
ученика
о выставке, посвященной 20-летию
творчества В. Маяковского.

Слово учителя. При жизни Маяковского
вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он
пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ.
Надежда, если современники не поняли, потомки
поймут. «Во весь голос» – вступление к
ненаписанной поэме о пятилетке.

Разъяснение непонятных выражений

ярый враг воды сырой – при вспышке холеры
Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал
не пить сырой воды
очки-велосипед – круглые очки без душек
ассенизатор – тот, кто удаляет и
обезвреживает нечистоты
водовоз – в значении, что вода – это то, что
жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило» – строчка из
популярной в те годы песни «Сама садик я садила,
сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки»
– молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин,
принадлежащие группе литераторов, которых
Маяковский неоднократно критиковал за
эстетство.
«тара-тина, тара-тина» – строка из
стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп – отдел массовой агитации,
пропаганды и партпросвещения, существовавший до
1930 года при местных комитетах партии
ЦКК – центральная контрольная комиссия,
партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь – неологизм Маяковского,
образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима
имеется в виду водопроводная система Рима –
акведуки – является архитектурным памятником
античности из Леты выплывут – Лета – в
древнегреческой мифологии река забвения (утрата
памяти) в подземном царстве

Заранее подготовленные ученики читают
наизусть поэму «Во весь голос»

(Перед чтением обратить внимание на
интонацию)

Беседа с классом:

1. О чем это произведение?

(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания
боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали»,
«года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)

2. Кто является лирическим героем
стихотворения? (Образ автора во многом
тождественен лирическому герою. Это одна из
граней самого Маяковского.)

3. В какой форме написано произведение? (Разговор
с предполагаемым собеседником.)

4. В каких стихотворениях поэта мы уже
встречались с подобной формой? («Разговор с
фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею
Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)

5. К кому обращается Маяковский в данном
произведении? Приведите примеры.

(К потомкам:

«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с
потомками, а не ожидать, что им будут
рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я
обращаюсь непосредственно к потомкам в своей
поэме, которая называется «Во весь голос».

В.В. Маяковский. Выступление в Доме
комсомола
Красной Пресни. 1930)

6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным
замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт
начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто
грубых выражений? Против каких явлений в поэзии
он выступает?

(Автору важно предостеречь потомков от
высокомерно-пренебрежительного подхода к
социальной поэзии, который усвоили его
современники («певец воды кипяченой и ярый враг
воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость
оценок своего творчества, вводя грубые
самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был
певцом воды кипяченой, так как во время голода и
эпидемий это занятие приобретает великий смысл
на пути к счастливому будущему». Вспомните
работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому
социальный заказ, и поэт не чурался никакой
работы, если считал, что она поможет
строительству социализма.

В предсмертной записке Маяковский напишет:
«Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого
ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков,
поэт рассказывает «о себе сам».

Маяковский отстаивает свою дерзкую,
независимую и даже вызывающую поэзию.

Автор использует будничную разговорную речь.
Это не стилизация «под простонародность», таким
образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В
борьбе с пороками Маяковский не боялся
прибегнуть к антиэстетическим чувствам.
Неэстетический образ поэта-ассенизатора
укладывается в эстетическую систему
Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и
выражения вульгарного стиля.

Уже с первых лет революции поэт заявлял, что
поэт революции должен быть «активным борцом», не
гнушаться никакой черной работы, если эта работа
полезна. «Поэт тот, кто полезен».

Еще в предреволюционные годы Маяковский
заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно
для жизни. Мы не признаем бесполезного
искусства».

В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский
писал: «Наша постоянная и главная ненависть
обрушивается на романсово-критическую
обывательщину».)

7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием
использует Маяковский, называя бесполезную
поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский
утверждает себя от противного, используя
антитезу.)

Ученикам предлагается по тексту найти
антитезу.

(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает
параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не
«ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в
раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием.
Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо
кастетом кроиться миру в черепе»

Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку
приравняли перо»

Стихотворение «Господин народный артист» «И
песня, и стих – это бомба и знамя»

8. С какой интонацией говорит о поэзии
Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое
«ирония».)

9. Какие изобразительные средства использует
автор поэмы «Во весь голос» в центральной части
произведения, когда говорит о своих стихах?

(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи
– солдаты. Автор использует метафоры и
развернутые метафоры. Стать воином потребовала
эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный
и призванный» создает образ поэта-солдата
революции. Это повлекло за собой целю цепь
ассоциаций:

«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»

Стих для Маяковского обретает силу лишь
тогда, когда он становится «оружием класса,
оружие революции»)

11. В критике особенно много споров вызывали
строки Маяковского:



«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»

Некоторые считали, что Маяковский все годы,
прожитые им при советской власти, фальшивил,
ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я
поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое
перо в услужение, заметьте – в услужение,
сегодняшнему часу, настоящей действительности и
проводнику ее – советскому правительству и
партии»

(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал
не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет,
роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им
абсолютно добровольно и отвечала убеждениям
Маяковского. Ранее он писал:

«Поймите ж –
Лицо у меня
Одно –
Оно лицо, а флюгер»

Да, были другие чувства и мысли. Было желание
писать о другом:

«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –

Перед всем, про что не успел написать», но
когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату
долга»)

IV. Групповая работа

Сопоставительный анализ вступления к поэме
«Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь
советская». Каковы нравственные ценности
Маяковского и Есенина?

Общее: оба демократизировали образ
автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром
факты собственной биографии, их поэзия дышит
воздухом эпохи.

Разное:


С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».

«Цветите,
юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев»

Есенин не с молодыми, он уступает им
дорогу. Сам же пойдет своим путем.

«Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката»

Будущее этих
здоровых и ловких зависело от него. Его поэзия
для них. «Здоровы и ловки» во многом благодаря
ему так, как Маяковский подготовил почву для
нового поколения.
Маяковский с
ними, молодыми.

Общее:


С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«Отдам всю душу Октябрю и маю, но только
лиры милой не отдам»

Принимаемая
разумом новая жизнь слабо воспринимается
сердцем. Подлинно драматический разлад.

Здесь несовпадение с самим собой:
«лирическое чувствование утрачивает былую
цельность, распадается на противоречащие друг
другу моменты…

Для Есенина, с его даром «всю душу
выплеснуть в слова», это заявление нелогично, ибо
представить себе есенинскую музу, не совпадающую
с его душой, невозможно. Но Есенин расторгает
нерасторжимый союз лиры и души, ведь ему нужно
показать читателю, как далеко зашел разлад героя
с сами собой»
(А.Марченко)

«…наступал на горло собственной песне»

В этих словах горечь, трагедийность. Но
горечь заглушается сознанием победы над самим
собой во имя будущего.

«Вот сколько лет прошло, а забыть этой
исповеди Маяковского, его отчета за всю свою
жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту,
за счастье тех, кто будет после него, я не могу.
Навсегда врезалось это в мою память, будто
выжжено в ней».

С. Образцов

V. Беседа с классом

1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в
коммунистическое далеко»?

(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как
живой с живыми говоря»

«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».

Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив
бескорыстного творческого служения поэта,
рыцарски преданного революции.

«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»

Маяковский уверен, что он придет в будущее не
стихом, а трудом стиха.

Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры
поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях
социализм.)

VI. Групповая работа

Сопоставительный анализ поэмы «Во весь голос и
стихотворения С.Есенина «Мы теперь уходим
понемногу». В чем разница в позициях лирических
героев Есенина и Маяковского?
Общее: подведение итогов, осмысление
прожитого.

Разное:


С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил».

«Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле».

Смысл жизни для лирического героя
Есенина в самой жизни; ему дорого все, что
происходит в настоящем.

«Есенин переходит от ощущения
кратковременности бытия и прощального зрелища
земной красоты к мысли о людях, окружающих поэта
«здесь». Горестное чувство увядания и конца как
бы обостряет страстное чувство поэта не только к
«своей» жизни, но вообще к драгоценному факту
жизни, к людям, с которыми делишь хлеб и землю».

Марк Щеглов

«Пускай нам общим памятником будет,
построенный в боях социализм».

Главное
для лирического героя Маяковского –
устремленность в будущее. Смысл жизни – это
построение прекрасного будущего, которое
обязательно наступит, когда «проституция»,
«туберкулез», «чахоткины плевки», «поэтические
рвачи и выжиги будут …теплиться «слабым
напоминанием прошлого
».

1.Почему поэма оптимистична?

(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но
выстраданной веры в будущее. И нет нужды
искусственно облегчать звучание «Во весь голос».

Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую
интонацию. Это не просто «братание с жизнью».
Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых
десятилетия…

И насколько же больше в этих словах,
одновременно грустных, тяжелых и победных,
в этом по-маяковски грубоватом и крепком
«протопаем», – насколько больше во всем этом
силы и мужества
, чем в безумно-веселых
выкриках».

З. Паперный)

VII. Заключительное слово учителя

Несмотря на то, что Маяковский (вместе с
футуристами) ратовал за новое искусство, если
рассмотреть его поэзию по существу, то легко
установить ее связь с русской культурой.
Гуманистический пафос поэзии Маяковского
сближает ее с русской классикой – это
гражданственность его поэзии, живой отклик на
современные события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал,
чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали
жить в согласии с ним, и тогда окажется, что
никакого мифа не было, все окажется правдой.
Поразительная поэтическая честность, с которой
он служил идеологии…Он был более предан
идеологии, чем сами творцы ее. Поистине
трагическая преданность…»

Используемая литература

  1. Л.С.Азерман «Время понимать. Проблемы
    русской литературы советского периода» –
    Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1997 год
  2. «Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для
    общеобразовательных учреждений» под ред. Ю.И.
    Лыссого. – Москва, Мнемозина, 1998 год



Следующий: