Урок литературы в 11-м классе по теме Судьба человека в годы Великой Отечественной войны


Цель:

  1. Проследить по тексту рассказа Шолохова “Судьба
    человека” и другим произведениям, прочитанными
    учащимися, как человек покорял судьбу или
    подчинялся, ломался в ситуациях, требующих от
    человека выбора, большой работы души (Б.Васильев
    “А зори здесь тихие”, В.Быков “Сотников” и др.).
  2. Воспитание у учащихся собственной
    позиции к ситуации, требующей выбора.

Ход урока

Эпиграф:



“И хотелось бы думать, что
этот русский человек, человек несгибаемой воли,
выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот,
который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все
преодолеть на своем пути, если к этому позовет
его Родина”.



Вступительная беседа

Ребята, рассказ называется “Судьба человека”
и в других произведениях судьбы людские. Давайте
попробуем с вами определиться с пониманием слова
судьба, какой смысл вкладываете вы?

Давайте посмотрим, как это слово, его значение
объясняется в словаре (уч-ся работают с толковым
словарем).

“Судьба” — 1. Складывающийся независимо от воли
человека ход событий, предопределяющий все, что
происходит в жизни.

Участь, доля, жизненный путь (словарь русского
языка).

От человека в годы Великой Отечественной войны,
в минуты особых испытаний, проверок требуются
особые усилия, душевные затраты, выдержка,
проявление собственной позиции, но во благо
других, определенный выбор. А можно ничего не
выбирать, не предпринимать, а просто принимать
как должное, мириться, не поднимать головы. И это
тоже судьба.

Работа со смыслами.

Домбак — что тебе предначертано судьбой, то и
принимай, а там будь, что будет, судьба всегда
найдет человека.

Мухомедзянова — Судьба — испытание для человека.
Судьба — это выбор, который должен сделать
человек. Судьбу можно одолеть, а можно не
сопротивляться.

Едакина — Судьбу человека предопределяют
всегда обстоятельства.

Гайтанов — Война ломает судьбы людей.
Складывает их жизнь по обстоятельствам.

Писарева — Зори бывают свои у каждой судьбы.

Баранова — На войне все решает человек, а иногда
судьба. Остаться морально честным и сильным,
здесь не важны обстоятельства, а все зависит от
человека.
Кузнецов — Из судьбы одного человека
складывается судьба целого народа.

Дороничев — Всегда оставаться человеком, какие
бы испытания тебе ни приготовила судьба.

Кравчик — М.Шолохов верит в добрые чувства
народа, в торжество жизни, с этим связаны образы
детей.

Учитель. “Человек, словно в зеркале мир,
многолик. Он ничтожен и он же велик ”.

Стягивание смыслов.

Ребята, давайте, из этих смыслов попробуем
выделить общие, главные.

  • Судьба — испытание для человека, судьба — это
    выбор, который должен сделать человек. (От этого
    зависит: потеряет он себя или возродится с новой
    силой).
  • Судьбе можно сопротивляться, а можно
    подчиняться.
  • Зори у каждой судьбы свои, только нельзя давать,
    чтобы они потухли, угасли.
  • Вера в добрые чувства, в торжество жизни

Дискуссия по выделенным ведущим смыслам
(работа ведется на основании выбора уч-ся)

Коллективно обсуждаются все смыслы с
использованием примеров из
прочитанных текстов, жизненных наблюдений.

Предложить работать в группах по выбору уч-ся -
какой смысл считают
для себя наиболее значимым, объединиться в
группах по интересам.

Подведение итогов урока

Протолковать высказывания, которые подобрали
учащиеся о человеке, о
смысле его жизни, о его назначении, о его выборе, о
его определении. Например:

  1. “Человек — самая слабая в природе тростинка, но
    это тростинка мыслящая” (Паскаль)
  2. “Человек отличается от всех других созданий
    способностью смеяться” (Аддисон)

Д/з Концепция Шолохова о человеке и мире.

  • Концепция мира и человека
  • Герой пейзажа в композиции рассказа
  • Роль пейзажа в композиции рассказа
  • Мотив ребенка

Вывод.

На данном уроке учащиеся называли главные
смыслы по теме урока, проговорили каждый свой
смысл, аргументирую примерами из прочитанных
текстов.



Все были вовлечены в целе-и смыслообразование,
сами участники выделяли множество смыслов,
ценностей, в ходе работы произошла взаимная
дополнительность разных смыслов. Обсуждение
разных смыслов, сотрудничество в решении
проблем, ситуации пробуждения сопереживания,
эмоциональной вовлеченности и сопричастности –
все это позволяет развивать в процессе
совместной деятельности позитивную мотивацию.
Основные приемы — составление карты смыслов,
снижение смыслов для выделения главного, общего.
Прием дискуссии с использованием приемов из
почитаемых текстов. Групповая форма работы
позволяет учесть интересы обучающихся.
Воспитательное значение урока – учить верить в
добрые чувства, в торжество жизни.




Следующий: