Урок литературы в 11-м классе по теме Роман М. А. Булгакова Мастер и Маргарита. Особенности композиции и проблематика

Цели урока:

  • познакомить с особенностями композиции,
    жанровым своеобразием и проблематикой романа
    М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”,
  • помочь понять разноплановость,
    разноуровневость повествования (от
    символического до сатирического);
  • выяснить авторскую позицию по отношению к
    героям произведения;
  • формировать умение публичных выступлений;
  • воспитывать нравственное отношение к
    окружающим.
  • Оборудование:

    презентация
    учителя, компьютер, мультимедиапроектор,
    экран, учебники, тетради, текст романа
    М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

    Эпиграф:

    Но то, что было истинно великим,
    Останется великим навсегда.

    Н.Тихонов

    Тип урока:

    повторительно-обобщающий

    Задачи:

    определить художественные
    особенности романа, выявить уровень восприятия
    произведения.

    Основной дидактический метод:


    лекция с элементами беседы.

    Частные методы и приемы:

    слово
    учителя, индивидуальные сообщения учащихся,
    работа с текстом, выполнение теста.

    Компьютерная презентация
    представлена в Приложении 1



    Ход урока

    1. Сообщение темы, цели и эпиграфа урока (1, 2
    слайд).

    Роман М.А.Булгакова – значительный
    памятник русской художественной литературы XX
    века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.

    Более 10 лет работал писатель над своим
    произведением, так и не завершив и не увидев его
    напечатанным. История его создания – сама по
    себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что
    было пережито, что составляло его талант и опыт,
    он отдал роману “Мастер и Маргарита”, ставшему
    поистине живой книгой. Смех и печаль, радость и
    боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.

    “Мастер и Маргарита” – это поэма о
    нравственности, об ответственности человека за
    добро и зло, о “настоящей, вечной и верной
    любви”, эта книга настраивает на думы и
    размышления о вечных духовных ценностях.


    2. Лекция с элементами беседы.

    А. Особенности жанра романа (3, 4 слайд).

    – К какому жанру можно отнести роман?
    (бытовой /картины московского быта 20-30 годов/,
    фантастический /элементы фантастики/,
    философский /вечные проблемы/,
    автобиографический, любовный, сатирический)

    Б. Особенности композиции (5 слайд).

    – Каковы особенности композиции
    романа?

    Композиция романа многоплановая: это
    “роман в романе”. В рамках одного произведения
    сложно взаимодействуют два романа:
    повествование о жизненной судьбе Мастера и
    созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба
    Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба
    Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

    – Какой композиционный приём
    использует автор в своём произведении?

    М.А. Булгаков использует особый
    композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся
    предложения, завершающие одну главу и начинающие
    следующую.

    – Приведите примеры из текста.

    “– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) –
    В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около
    десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти
    часов утра, досточтимый Иван Николаевич, –
    сказал профессор (гл. 3, ч. I) ” и т.д.

    В. Пространственные и временные рамки
    романа (6 слайд).

    – Когда и где происходит действие
    романа?

    Время действия романа относится сразу
    к двум эпохам, разделённым почти двумя
    тысячелетиями. Обе линии произведения –
    современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и
    евангельская (1 день в Древнем Риме) –
    перекликаются друг с другом, соединяясь на
    разных повествовательных уровнях текста. Давнее
    прошлое не ушло безвозвратно, а существует
    параллельно с современностью.

    В романе о Понтии Пилате время точно
    рассчитано. События начинаются “ранним утром14
    числа весеннего месяца нисана”, заканчиваются в
    субботу, на рассвете 15 нисана. В Москве действие
    происходит “однажды весною” в течение 4 дней. И
    “один миг” о полуночи – бал у Воланда.

    Г. Система образов романа (7 — 12 слайд).

    – Чем определяется система образов
    романа?

    Система образов романа определяется
    сюжетными линиями романа. (Сообщения учащихся о
    героях романа).

    – Какие средства художественной
    выразительности использует Булгаков, описывая
    жизнь москвичей?

    В ершалаимских главах все точно,
    каждое слово употреблено в его прямом значении. В
    романе о Мастере речь персонажей изобилует
    вульгаризмами, газетными штампами. (“Входила
    милиция в числе двух человек”, “ В руках имелся
    примус” и другие). Некоторые изречения стали
    афоризмами.



    Жизнь москвичей Булгаков изображает
    сатирически, используя такие приемы как гротеск
    и фантастику. (Таинственное перемещение Степы
    Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм
    председателя комиссии, подписывающий документы
    и другие).


    3. Тест по содержанию романа с последующей
    самопроверкой (13,14 слайд).

  • В чём проявляется своеобразие композиции
    романа “Мастер и Маргарита”? А) кольцевая
    композиция; Б) хронологический порядок развития
    событий; В) параллельное развитие трёх сюжетных
    линий; Г) параллельное развитие двух сюжетных
    линий.
  • “Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой
    веры и создастся новый храм истины”. В чём смысл
    этого изречения? А) Иешуа – новый царь Иудейский,
    воздвигнувший новый Храм; Б) речь идёт не о вере, а
    об Истине; В) автор передаёт смысл библейской
    притчи; Г) Иешуа – подстрекатель разрушения
    храма в Ершлаиме.
  • Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
    А) соответствие библейскому сюжету; Б)
    противопоставление библейскому сюжету; В) автор
    показывает бедность героя; Г) подчёркнута
    внутренняя свобода героя, противопоставленная
    иерархическому миру.
  • Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте:
    “Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно
    совершает …”. Какие слова пропущены в данном
    афоризме? А) зло; Б) истина; В) добро; Г) благо.
  • Узнай портрет. “Усики у него, как куриные перья,
    глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые
    настолько, что видны грязные белые носки”.
  • Узнай портрет. “Маленького роста,
    пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном
    костюме… из кармана торчала обглоданная куриная
    кость”.
  • Найдите двойников героям романа: Мастер – …;
    Алоизий – …; Иван Бездомный –… ; Наташа – …
  • Почему у Маргариты нет в романе двойника? А) она
    одинока; Б) этим подчёркивается её избранность и
    неповторимость; В) исторически не было
    параллелей в библейском и потустороннем мире; Г)
    её двойником является Гелла.
  • Кому принадлежит в романе миссия наказывать за
    пороки? А) Понтию Пилату; Б) Мастеру; В) Маргарите;
    Г) Воланду.

  • 4. Итог урока (15,16 слайд).

    – Почему эпиграфом к уроку выбраны
    слова Н.Тихонова “Но то, что было истинно
    великим, Останется великим навсегда”?

    – Какие выводы можно сделать по итогам
    урока?

    Исследователями неоднократно
    отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” -
    двойной роман. Он состоит из романа Мастера о
    Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера.
    Эти романы, во-первых, противопоставлены, а
    во-вторых, образуют такое органическое единство,
    которое и выводит “Мастера и Маргариту” за
    пределы собственно романного жанра. Это
    двуединое произведение посвящено не судьбе
    отдельного человека, семьи или хотя бы группы
    людей, как-то между собой особенно связанных, а
    рассматривает судьбы всего человечества в его
    историческом развитии, судьбу человеческой
    личности как составляющей человечество.

    Это философское произведение: по
    глубине и остроте проблем, затрагивающих
    коренные вопросы бытия; по обилию ассоциативных,
    свободных связей внутри и вне текста; по
    внутренней полемичности самого художественного
    мышления автора, выстраивающего собственные
    концепции, отталкиваясь от традиции…

    Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”
    – это великая книга, потому что в ней высказаны
    великие идеи: о величии человека и об
    аморальности власти как проявления насилия над
    человеком; о красоте любви и людей, способных на
    любовь; о сострадании и милосердии, отваге и
    верности своему призванию как высших
    человеческих качествах, о неразрывности добра и
    зла, жизни и смерти…

    Такие рукописи действительно не
    горят!..

    –Прочитайте стихотворение
    А.А.Ахматовой “Памяти М.А.Булгакова”. Каким
    словом А.Ахматова передает психологическое,
    душевное состояние писателя именно в тот период,
    когда он работал над романом “Мастер и
    Маргарита”?


    5. Объяснение домашнего задания.

    Подготовить рабочие материалы к
    классному сочинению “Особенности композиции и
    проблематика романа М.А.Булгакова “Мастер и
    Маргарита”.

    Презентация




    Следующий: