Урок литературы в 11-м классе по теме Поэзия, опаленная войной. Урок-презентация с применением групповой формы работы


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-презентация с применением
групповой формы работы

Используемые технологии: информационно-коммуникационные
технологии, технология “Дебаты”, развитие
критического мышления через чтение и письмо,
метод проектов

Цели урока:

  • Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой
    Отечественной войны; показать, что поэзия, как
    самый оперативный жанр, соединяла высокие и
    патриотические чувства с глубоко лиричными
    переживаниями лирического героя; показать, какой
    след оставила война в семьях учащихся.
  • Развивающие: развивать познавательные
    способности учащихся; коммуникативные и
    информационные компетентности; раскрывать
    творческий потенциал учащихся.
  • Воспитательные: способствовать становлению
    мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать
    чувство патриотизма и гордости за страну и ее
    народ.

Методические приемы

: работа в группах, чтение
и анализ стихотворений, защита проекта, беседа,
межпредметные связи (связь литературы с историей
и информатикой).

Оборудование:

мультимедийная презентация
“Ради жизни на Земле”, подготовленная учениками
выставка сборников стихотворений о Великой
Отечественной войне; медиапроектор; памятка
“Анализ стихотворения”.

Предварительная работа:

учащиеся класса
распределяются на творческие группы, каждая
группа выполняет индивидуальное задание.

  • 1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,
  • 2-я – И.Уткина,
  • 3-я – М.Джалиля,
  • 4-я — К.Симонова,
  • 5-я А.Суркова,
  • 6-я – группа “Поиск” (члены Музея школы № 30)
    собирает материал по теме “Моя семья в годы
    Великой Отечественной войны” и готовит
    презентацию “Никто не забыт, ничто не забыто”.

Ход урока

1. Организационный момент. Цели и задачи

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.



- Вспомним всем до боли известные и знакомые
строки:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

- Какому историческому событию они посвящены?

Да, событиям Великой Отечественной войны…

- Война…Какие ассоциации вызывает у вас это
слово?

(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)

- Прошли уже десятилетия с тех пор, как
отгремели залпы Великой Отечественной войны, но
память людей хранит подвиги, совершавшиеся день
за днем все долгие годы войны. И сегодня мы
поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной
войной.

Цель нашего урока

– понять ту боль, что
перенес мир в годы Великой Отечественной войны;
вспомнить славных поэтов Великой Отечественной
войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду
в народ, подаривших миру жизнь и счастье;
показать, какой след оставила война в каждой
семье; выявить особенности поэзии периода
Великой Отечественной войны и ее роль в грозные
годы.

2. Презентация “Ради жизни на земле” Приложение1

1 слайд —

Да, война – это страшное испытание
для всего народа, это испытание и для нашей
литературы.

2 слайд

— Великая Отечественная война оказала
огромное воздействие как на дальнейший ход
истории, так и на развитие мировой и особенно
русской культуры.

На великую народную беду сразу откликнулись и
поэты.

Внимание: вопрос. Как вы думаете, какую роль
играла в те суровые годы поэзия?

Поэты почувствовали себя призванными
поддерживать высокий патриотический подъем на
фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в
преодолении всех выпавших на долю страны и
народа испытаний.

3 слайд

– В поэзии с первых дней войны прежде
всего проявила себя

ЛИРИКА.

Почему лирика периода Великой Отечественной
войны стала явлением уникальным?

Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали
о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее
тяготах, сражениях, трагедии отступления на
начальном этапе, о победных походах, о женщинах и
детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных
поэтов : и признанных лириков, и молодых
фронтовиков.

Многие военные стихи становились популярными
песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач,
“Землянка” А. Сурков и др.)

Каковы, по-вашему, особенности лирики военного
времени?

В ходе дебатов выясняем, что

  • отсутствует деление на гражданскую, интимную,
    философскую и т.д.;
  • 3 основные группы жанров: лирические (элегия,
    ода, песня), сатирические (высмеивающие врага),
    лироэпические (баллада, поэма);
  • многогранность и глубина лирики;
  • раскрытие сознания героя-освободителя, подвига
    труженика тыла;
  • музыкальность стиха соседствует с простотой
    изложения;
  • создается образ Родины как всей страны, так и
    образ малой родины (родного города, села).

4 слайд.

Поговорим о тех, кто сражался, кто
сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух
русского народа, чтобы укреплять мужество
защитников.

3. Выступления групп по плану

О жизни писателя и его творчестве.

Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору
учащихся).

Анализ стихотворений, подготовленный
учащимися самостоятельно.

5 слайд – Ю.Друнина

(1924-1991).

Юлия Владимировна со школьной скамьи, в
17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944
г. была батальонным санинструктором.
Демобилизовалась сержантом медицинской службы.

Стихотворения “Я только раз видала
рукопашный”, “Целовались. Плакали и пели…”

6 слайд – И.Уткин

(1924-1991)

Иосиф Павлович был военным корреспондентом
фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г.
Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с
Западного фронта в Москву, погиб в авиационной
катастрофе.

Стихотворения “Если я не вернусь, дорогая…”,
“Сестра”.

7-8 слайд – М.Джалиль

(1906-1944)

Муса Мустафиевич Джалилов — татарский поэт. В
1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды
действующей армии. В июне 1942г. На Волховском
фронте был тяжело ранен и взят в плен. В
концентрационном лагере вел активную подпольную
работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму
Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944
г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю
посмертно присвоено звание Героя Советского
Союза.

Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.

9 слайд – К.Симонов

(1915-1979)

Константин (Кирилл) Михайлович известность как
поэт и драматург приобрел еще до войны.

24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну
фронтовым корреспондентом. Написанное во время
войны стихотворение “Жди меня” стало широко
известным, его переписывали солдаты и посылали в
письмах своим любимым.

Стихотворения “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины…”

10 слайд – А.Сурков

(1899-1983)

Алексей Александрович на финской и Великой
Отечественной войнах был военным
корреспондентом. Автор знаменитой песни
“Землянка”.

Стихотворение “Землянка”.

4. Беседа по вопросам

Почему же прозвучавшие стихотворения и другие
стихотворения поэтов оказались так необходимы
людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал
в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям,
потому что она обращалась к душе каждого
человека, передавала его мысли, чувства,
переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

Поэзия не боялась правды, даже горькой и
жесткой.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

В чем значимость поэзии периода Великой
Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как
геройство, а как проверка на человечность, просто
как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.

Главное то, что поэзия военных лет уловила
самую суть войны:

“Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…”)

А что же отличало поэзию периода Великой
Отечественной войны?

(Предельная искренность. В каждом
стихотворении – неприкрашенная правда.)



А кто, по-вашему, главный герой поэзии,
опаленной войной?

( Герои поэзии военного времени — это и русские
воины-освободители, и простые труженики тыла, это
и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

Это люди разной национальности, разных
возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые
испытания, выпавшие на их долю.)

5. Выступление группы “Поиск”

А сейчас группа “Поиск”, куда вошли члены
Музея школы № 30 г.Сызрани, защитит проект “Никто
не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы
Великой Отечественной войны” и поведует нам о
тех, кто славно защищал нашу Родину, кто и явился
героем поэзии, опаленной войной.

11 слайд — 1 чтец:

Мы – поколение, вступающее в
жизнь. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о
горьком победном пути.

Цель нашего проекта “Никто не забыт, ничто не
забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной
войны” — понять ту боль, что мир перенес в годы
Великой Отечественной войны; вспомнить славных
защитников Родины, героев поэзии, опаленной
войной; показать, какой след оставила война и в
наших семьях.

2 чтец

:

Я знаю, никакой моей вины в том,
другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше,
Кто моложе – остались там,
И не о том же речь,
Что я их смог, но не сумел сберечь…
Речь не о том, но все же, все же, все же….
Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней
Слышны её рассказы, вздыбившие землю…

3 чтец

: Огромное горе войны коснулось каждой
семьи…Пройдемся по улицам города Сызрани,
постучимся в любой дом, и нам ответят: “Да, здесь
живет семья участника Великой Отечественной
войны…” Сегодня в нашем городе осталось 1080
живых свидетелей грозных событий войны…

12 слайд – 4 чтец:

Великая Отечественная война
оставила свой след в каждой семье. Не обошла она и
семью ученицы 11 А класса Буториной Анны. Ее
прадед – Шапошников Виктор Сергеевич,- когда
прогремела война, отправился на Сталинградский
фронт, где мужественно сражался за Отчизну, и
погиб под станцией Новая Кудрючинская.

1 чтец

:

Я шлю письмо из сорок первого.
Взгляни на снимок, человек родной.
На нем я вместе с нашими ребятами.
Ты посмотри, какой я молодой…

4 чтец

: В семье Буториных сохранились письма с
фронта, в которых прадед дает обещание родным
отомстить “проклятым фрицам” за гибель брата,
который в 17 лет ушел на фронт и не вернулся.

А вот еще письмо женщины, чей отец похоронил
прадеда Ани в братской могиле. Она подробно
описывает гибель прадеда Виктора в январе 1943
года.

2 чтец: Да, семья Ани была такой же, как и
сотни других семей. В годы войны наши деды и
прадеды сражались и умирали. И хоть многие из них
не получили звания героя, но мы их помним, любим,
гордимся ими. Память о них хранит поэзия,
опаленная войной…

13 слайд – 3 чтец



: Взгляните, вот зенитчик
Богачев Николай Осипович – гвардии старший
сержант – старший брат деда нашего ученика
Максима Пестова. Он славно сражался за Родину и
погиб в июле 1944-го.Награжден орденом Красного
знамени. Его имя занесено в Книгу памяти.

14 слайд – 4 чтец

: А вот еще один герой из
народа. Это дедушка 11-классника Дергачева
Дмитрия – Битюгов Василий Иванович. Какие
проникновенные письма он писал своей дочери:
“Дорогая дочка Тамарочка!!!

Я скоро вернусь, скоро победа! Я привезу тебе
красивую куклу….Жди меня, родная….”

Это лишь несколько строк из письма, а их
сохранилось всего 5.

1 чтец

: Мы, волжане, по праву гордимся теми, кто
вписал свою яркую строку в летопись Великой
Победы.

6. Выводы: 15 слайд

Краткий обзор поэзии периода Великой
Отечественной войны показал, что подвиг народа
не остается в прошлом. Каждая семья помнит своих
ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и
передавать ее будущим поколениям!

7. 15 слайд – домашнее задание
(ученики выбирают самостоятельно)

Какую роль сыграла литература в годы Великой
Отечественной войны?

Каковы же особенности лирики военного времени?

Выучите наизусть стихотворение любимого поэта
о Великой Отечественной войне и проанализируйте
его.

Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли
вызывает лирика военных лет?”

Подготовить проект “Военная лирика
поэтов-земляков”.

8. Рефлексия

  • Какое впечатление произвел на вас сегодняшний
    урок?
  • Оцените свою работу на уроке и работу групп.



Следующий: