Урок литературы в 11-м классе по теме Маяковский и футуризм


Цели

1. ознакомить с творчеством раннего
Маяковского, Маяковского-футуриста

2. уметь анализировать поэтическое
произведение, раскрыть дух бунтарства и эпатажа
в лирике

3. отрабатывать умение строить поиск информации
по заданной теме в источниках разного типа и
создание устных и письменных высказываний

4. использование мультимедийных ресурсов для
систематизации информации



5. дать понятие о футуризме не только как о
литературном течении, но и направлении в
искусстве и архитектуре

Оборудование:

  • презентация,
  • карточки (4 комплекта),
  • тексты стихотворений «Нате!», «Скрипка и
    немножко нервно», «Ода революции», «Лиличка»
    (отрывок);
  • карточка- задание для анализа стихотворения для
    каждой группы.
  • Ход урока

    Учитель: Здравствуйте! Садитесь.

    Звучит отрывок (в записи) из поэмы В.
    Маяковского «Во весь голос»



    Слушайте,
    товарищи потомки,
    агитатора,
    горлана-главаря.
    Заглуша
    поэзии потоки,
    я шагну
    через лирические томики,
    как живой
    с живыми говоря.
    Уважаемые
    товарищи потомки!
    Роясь
    в сегодняшнем
    окаменевшем г:.
    наших дней изучая потемки,
    вы,
    возможно,
    спросите и обо мне.
    И, возможно, скажет
    ваш ученый,
    кроя эрудицией
    вопросов рой,
    что жил-де такой
    певец кипяченой
    и ярый враг воды сырой.
    Профессор.
    снимите очки-велосипед!
    Я сам расскажу
    о времени
    и о себе.

    Сегодня мы продолжаем разговор о Владимире
    Владимировиче Маяковском. Тема нашего урока
    «Футуризм и Маяковский». Какова цель нашего
    урока?

    (Повторить о литературном течении футуризм.
    Определить, почему Маяковский решил примкнуть
    именно к этому течению.)

    Мы работаем в группах. Руководители групп в
    течение всего урока отмечают активность членов
    группы, организуют быструю и активную
    деятельность каждого члена группы.)

    Учитель:О модернизме (символизме, акмеизме,
    футуризме) мы уже говорили, когда начали изучать
    литературу серебряного века. В карточках ,
    которые вам предлагаются, прошу отобрать только
    те суждения, которые относятся к футуризму.
    Результаты отбора озвучиваем через 1-2 минуты.

    Итак, можно ли отнести данные утверждения к
    футуризму?

    Карточки

    1 группа (литераторы)

    - футуристы намеренно «остраняли» явления,
    лишали восприятие автоматизма: они вводили новые
    темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы,
    смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос
    и драму, упоенно занимались поиском ощутимого
    слова.

    - Поэтические принципы Футуризм: передача ощущений в
    виде цепи бесконтрольных
    ассоциаций и
    аналогий

    Мифология стала для них арсеналом
    психологических и философских моделей
    (символизм)

    - произведения строятся как поток словесно -
    музыкальных созвучий (символизм)

    2 группа (архитекторы)

    - Футуризм в архитектуре — это фантастика,
    причем весьма научная

    - Архитектура футуризма — это архитектура
    расчета, дерзкой отваги и простоты, архитектура
    железобетона, стекла, картона, текстильных
    тканей

    - Основным стимулом формирования искусства
    стало уникальное соединение христианского
    мировоззрения, традиций античной культуры,
    прежде всего архитектуры Рима, латинской
    письменности, книжной миниатюры,
    романо-кельтских художественных ремесел (готика)

    - Строители стали применять крестовые своды,
    получаемые пересечением двух полуцилиндров под
    прямым углом. Такая конструкция более
    совершенна, она переносит тяжесть перекрытия со
    всей плоскости стены на угловые опоры. (готика)

    3 группа (живопись)

    - Хаотические комбинации плоскостей и линий,
    дисгармония цвета и формы

    - Определяющий признак- движение

    - Пятна и линии действуют, как живые существа.

    - Мир красок становится проявлением враждующих
    друг с другом начал , однако из этого
    противостояния рождается своеобразная гармония

    4 группа (историки) - художник Татлин всерьез
    конструировал крылья для человека, К. Малевич
    разрабатывал проекты городов- спутников , В.
    Хлебников пытался предложить человечеству
    «законы времени»

    -Футуризм был тесно связан с авангардными
    группировками художников 1910-х годов: «Бубновый
    валет»
    , «Ослиный хвост», «Союз
    молодежи»
    - в октябре 1911 года слушатели
    «Поэтической академии» основали новое
    литературное объединение «Цех поэтов» (акмеизм)
    - Начало теории было положено Д. Мережковским в 1892
    году (символизм) — начало и конец выступления
    отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с
    деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский- в
    «женской» по тогдашним критериям желтой кофте,
    А. Крученых носил на шнуре через шею диванную
    подушку.

    Учитель: У каждой группы был свой набор
    карточек. Сравните их.

    (общее- футуризм, отличие- футуризм в
    литературе, живописи, архитектуре, выступления и
    возникновение)

    Учитель: Итак, почему же именно к этому течению
    примкнул В. Маяковский?

    (В футуризме, который возник как оппозиция к
    утратившему свой престиж символизму,
    Маяковского привлекла энергия отрицания,
    энергия критики и обличения буржуазных
    порядков.)

    Учитель: Футуризм русских футуристов не знал
    границ. Может, поэтому футуризм привлек молодого
    Маяковского.

    Это была та культурная среда (поэзия, искусство,
    живопись), которая оказалась для Маяковского
    первой, и он вошел в нее, с воодушевлением
    принялся осуществлять ее идеи и замыслы.

    Учитель: Вспомните. Каковы основные принципы
    футуризма?

    Ученики Основные признаки футуризма: -

    • бунтарство, анархичность мировоззрения,
      выражение массовых настроений толпы;
    • отрицание культурных традиций, попытка создать
      искусство, устремленное в будущее;
      бунт против привычных норм стихотворной речи,
      экспериментаторство в области ритмики, рифмы,
      ориентация на произносимый стих, лозунг,
      плакат;
    • поиски раскрепощенного «самовитого» слова,
      эксперименты по созданию «заумного» языка;
    • культ техники, индустриальных городов;
    • пафос эпатажа.

    Учитель: Вчитаемся в строки Маяковского:

    Ты посмотри, какая в мире тишь,
    Ночь обложила небо звездной данью.
    В такие вот часы встаешь и говоришь
    Векам, истории и мирозданью. (Ю. Прокушев)

    Учитель: Итак, ребята сейчас мы с вами
    обращаемся к ранней лирике В. Маяковского, к той,
    с которой он вошел в литературу, как поэт-
    футурист. Дома каждая группа читала и
    анализировала стихотворения «Нате!», «Скрипка
    и немножко нервно», «Ода революции»,
    «Лиличка». Я прошу вас еще раз пересмотреть
    данные стихотворения с точки зрения отношения к
    футуризму. Отвечают ли они данным принципам?
    Спланируйте ответ так, чтобы каждый член группы
    был задействован. На подготовку — 3 минуты

    Карточка для анализа стихотворения

    1. Представьте стихотворение (отрывок) так, чтобы
      было видно, что написано оно поэтом — футуристом
    2. Дата написания и история создания
      стихотворения, кому оно посвящено (если есть
      адресат).
    3. Тематика произведения (какие темы
      затрагиваются в произведении, в каких строчках).
    4. Его проблематика (какие проблемы волнуют
      автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти
      подтверждение этому в тексте). 5. Найдите в
      стихотворении не менее 4 признаков футуризма.
      (Выступают группы)

    Учитель: Сравните все 4 стихотворения и
    определите особенность ранней лирики В.
    Маяковского? Вывод:

    Разрыв поэта и действительности - важнейшая особенность ранней
    лирики В. Маяковского. Поэт стремится отдать себя
    людям, но оказывается не нужным, одиноким, так как
    окружающий его мир бесчеловечен, жесток и
    духовно нищ. Каждое столкновение поэта с
    действительностью кончается трагически, но этот
    трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает
    мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт
    обличает, проклинает, протестует; он ждет,
    торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход,
    и вместе с ней обновление жизни. Уже в первых
    своих опытах Маяковский выступает как поэт
    самобытный и оригинальный.

    Лирический герой Маяковского — это человек
    большой души,
    потрясенный противоречиями
    действительности.

    В стихотворении «Скрипка и немножко нервно»
    поэт воспринимается окружающими как чудак и
    неудачник, его благородные поступки вызывают
    смех. В жалобах скрипки поэт услышал человека, но
    его порыв встречен хохотам окружающих,
    воспринимается ими обыденно, пошло.

    Влил как!
    Пришел к деревянной невесте!
    Голова!

    Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит
    ужас одиночества.

    Этот мотив звучит и в таких стихах как
    «Надоело», «Человек», «Себе любимому ,
    посвящает автор эти строки», где также звучит
    проклятие одиночеству:

    Нет людей,
    Понимаете
    Крик тысячедневных мук?
    Душа не хочет немая идти
    А сказать кому?

    Он готов отдать все , чем владеет, «за одно
    только слово ласковое, человечье» . Но куда не
    бросишь взор, вокруг только жирные, бесформенные
    существа, не люди- а «два аршина безлицего
    розоватого теста». В тоске поэт восклицает:

    Истомившись по ласке губами
    Тысячью поцелуев
    Покрою умную морду трамвая.

    Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок,
    и это для него мучительно и страшно.

    Нет примирения между античеловечностью
    окружающего мира и высотой духа лирического
    героя Маяковского
    . Его стремление сделать
    мир лучше, человечнее; проще и естественнее
    встречает только равнодушие и неприятие.
    И все
    же снова и снова звучит:(звучит песня на стихи
    Маяковского «Если звезды зажигаются:»



    Итог урока:

    Какова была цель нашего урока?

    Удалось ли решить поставленные цели?

    Домашнее задание:

    1. написать сочинение-миниатюру «Мое прочтение
      раннего Маяковского»
    2. прочитать поэму «Облако в штанах», найти
      признаки ранней лирики в этой поэме

    Приложение.




    Следующий: