Урок литературы в 11-м классе по теме Маяковский-футурист

Цели урока:

  • раскрыть основные черты футуризма и
    представить в его рамках творчество раннего
    Маяковского;
  • продолжать развивать навыки интерпретации
    поэтического текста;
  • развитие творческих способностей учащихся
    (представление собственной мультимедийной
    презентации).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем
рассматривать многообразие творческих исканий в
поэзии “серебряного века” и познакомимся с
одним из самых необычных и талантливых поэтов
“серебряного века” Владимиром Маяковским и
литературным течением футуризм. (см. слайд №1 –
знакомство с основными литературными
направлениями).

II. Работа с презентацией.

Представляем третий слайд (теоретический) –
понятие футуризма, особенности и идеи этого
направления, схематически представленного.

Футуризм – литературное направление
модернизма, получившее наибольшее
распространение в Италии и России.

Основные черты:

  • разрыв с традиционной культурой;
  • стремление передать хаотический пульс жизни,
    мгновенной смены событий – переживаний;
  • для итальянских футуристов были характерны не
    только эстетическая агрессия. Но и вообще культ
    силы, апологи войны.

Общая основа движения – стихийное ощущение
“неизбежности крушения старья”. Стремление
осознать мировой переворот.

Презентация.

Презентацию сопровождает музыка С.Прокофьева.
Группа учащихся рассказывает о его творчестве.

Вопрос к 4 слайду: Учащиеся читают различные
мнения о самом Маяковском и о его творчестве
(цитаты Цветаевой, Анненкова и Пастернака,
Горького).

Вопросы классу: Почему же поэты и писатели так
отзывались о Маяковском? Что в нем было
особенного? Чем привлекало его творчество?

Слайд №5. Ребята назвали его “лестница жизни и
творчества”. Название связано с тем, что
Маяковский один из первых стал разбивать свои
стихи “лесенкой”. Ребята комментируют основные
даты биографии поэта. Особенно выделяют 1912 – 1914
гг. и издание в футуристских альманахах
стихотворений поэта и его трагедии “Владимир
Маяковский”.



Слайд №6. “Я- поэт. Этим и интересен. Об этом и
пишу …”. Учащиеся представляют основные мотивы
лирики Маяковского: страстная устремленность в
будущее, мечта о преображении мира,
противостояние с обществом. Поиски нового слова
для описания знакомого каждому горожанину
уличного окружения стали главной задачей
творчества Маяковского этих лет.

Слайд №7. Выразительное чтение учеником
стихотворения В.Маяковского “Нате”. На слайде
представлены рисунки самого поэта. Перед нами
поэзия – бунт против мироустройства. Поэт
использует воинственно изломанный, грубый.
Стилистически сниженный язык.

Слайд №8. Ученица 11 “А” класса Сен Надежда
представила план собственной интерпретации
стихотворения, в которой постаралась выделить
ключевые темы, образы и особенности языка
стихотворения “Нате”. Миссия поэта, по мнению
Маяковского, заключается в том. Чтобы вобрать в
себя боль миллионов и рассказать о ней миру. Поэт
готов отдать людям “бабочку поэтического
сердца”.

Слайд №9. Учащиеся постарались самостоятельно
сочинить небольшое стихотворение, подражая
великому поэту.

III.

Учитель вступает в диалог с классом и
просит высказать свою точку зрения на раннее
творчество поэта. Дома предлагается выучить (по
выбору самих учащихся) любое стихотворение
поэта, прочитать стихотворение “Послушайте”,
подготовить индивидуальные задания (сообщения
на темы: “Маяковский и Хлебников”, “Маяковский
и Цветаева”, “Маяковский – художник”).

IV. Итоги урока.

Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке
мы познакомились с одним из самых необычных
течений начала XX века – футуризмом и его ярким
представителем Владимиром Маяковским. Несмотря
на бунтарский характер, лирический герой его
поэзии, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой
языка, остается романтиком. Чувствующим ценность
“мельчайшей пылинки живого”. С таким Маяковским
– ранимым, тонкочувствующим мы познакомимся на
следующих уроках.




Следующий: