Урок литературы в 11-м классе по теме Иуда Искариот Л. Андреева и евангельский сюжет

Цель:

1) Познакомить учащихся с особенностями
трактовки евангельского сюжета в повести.

2) Совершенствовать умение сопоставлять
различные источники информации.

3) Развивать логическое и творческое мышление.

Оборудование урока:

тексты рассказа
Л.Андреева “Иуда Искариот”, ксерокопии
фрагментов из Евангелия, презентация к уроку(
см.Приложение №1),компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

(слайд №1,2).

Презентация.

2. Проверка домашнего задания.

- Вы должны были познакомиться с рассказом
Л.Андреева “Иуда Искариот” и ответить на
вопросы (слайд №3):

  • В чём особенность лица Иуды?
  • Как это было связано с характером, поведением
    Иуды?
  • Какое это имеет значение для понимания смысла
    произведения?

Учащиеся зачитывают описание портрета (глава 1),
отвечают на вопросы, отмечая “двойственность”,
“раздвоенность”, противоречие во внешности
Иуды, а также противоречивость его поведения:
безобразный – называет себя красивым, сильный –
притворяется слабым, больным; трусливый –
бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же
хочет расстроить свои планы и т.д.

3. Новый материал

.

-. События последних дней Христа нашли своё
отражение в живописи. Этим событиям посвящены
иконы, фрески, картины известнейших художников.
Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду
древние мастера. (Слайд №4) — “Тайная вечеря”.
Икона XVI века

- Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).

Обращаем внимание учащихся на то, что
изображение Иуды ничем не отличается от других:
ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос,
ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу
любимого ученика Христа – Иоанна.

(Слайд №5) — Россели. “Тайная вечеря”. ХVI в. и
Симон Ушаков.“Тайная вечеря”. Икона XVII века.

- В более поздних произведениях узнать Иуду
легко по отсутствию нимба над головой, но опять
же ничто в его внешности не вызывает подозрения ,
удивления или отвращения… Он такой же, как и
остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не
похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

- Сделаем первые выводы. Что можно сказать о
внешности Иуды в живописи и тексте повести? Зачем
автор нарушает традицию?

- Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни
и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из
евангелистов по-своему рассказывает об этом.
Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому
что в нём мы найдём наибольшее количество
упоминаний об Иуде, а также к тексту Евангелия от
Иоанна.

(Слайд №6) – Евангелие от Матфея (чтение и
комментарий)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ.

… Двенадцати же Апостолов имена суть сии:
первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат
его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и
Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и
Левей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда
Искариот, который и предал Его (гл.10).

… Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот,
пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите
мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать
сребреников; и с того времени он искал удобного
случая предать Его (гл.26).

… Когда же настал вечер, Он возлёг с
двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал:
истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Они весьма опечалились и начали говорить Ему,
каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в
ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот
предаст меня;… При сем и Иуда, предающий Его,
сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты
сказал (гл.26).

…говорит им Иисус: …встаньте, пойдем: вот,
приблизился предающий меня. И когда ещё говорил
он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним
множество народа с мечами и кольями… Предающий
же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и
есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу,
сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (гл.26).



… Когда же настало утро, все первосвященники и
старейшины народа имели совещание об Иисусе,
чтобы предать Его смерти; … Тогда Иуда, предавший
Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись,
возвратил тридцать сребреников
первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил
я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что
нам до того? Смотри сам.

И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и
удавился (гл.27).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.

…Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок
хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал Иуде
Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в
него сатана (гл.13).

4. Работа с текстом.

Сравните тексты Евангелия и Л.Андреева,
заполните таблицу (слайд №7):


События Евангелие “Иуда Искариот”
Л.Андреева
Появление Иуды
Измена Иуды
Указание на предателя
Предательство Иуды
Самоубийство Иуды

5.Вопрос-размышление.

- Сцена предательства целованием также стала
предметом изображения для художников и
иконописцев. Наиболее известна картина Джотто
“Поцелуй Иуды” (слайд №8). Обратите внимание на
выражение лица Иуды. Отличается ли этот Иуда от
изображений в сцене Тайной вечери? Чем?

А от андреевского Иуды? Чем?

Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева?
Почему автор и здесь отходит от традиции? (ответы
учащихся). Писатель отказывается от
традиционного однозначного толкования образа
Иуды, преследуя определённую цель. Понять
замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему
Иуда предаёт Христа? Сначала давайте выясним, как
отвечает на этот вопрос евангельское
повествование (ответы учащихся).

Схематично это можно изобразить так (Слайд №9) .

  • корыстолюбие
  • искушение дьявола
  • измена
  • “Тайная вечеря”(“и вошёл в него сатана”)
  • предательство
  • раскаяние
  • самоубийство

А с какой целью совершает предательство Иуда
Л.Андреева? (слайд № 10)

  • Может быть, потому что любит деньги?
  • Может быть, потому что ревнует, хочет быть первым
    и любимым
    учеником?
  • Может быть, потому что любит? А он действительно
    любит?
  • Может быть, потому что хочет, чтобы все узнали о
    том, кто перед ними? Своим предательством он
    провоцирует всех и подталкивает к правильному
    выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему,
    предательство Иуды будет оправданным. А если –
    нет, тогда для кого учение Христа? Цель
    оправдывает средства? (ответы учащихся).

6. Итог урока.

- Сегодня мы пытались ответить на множество
вопросов, которые возникают и при знакомстве с
Евангелием и при прочтении повести Л.Андреева
“Иуда Искариот”. Мы обязательно вернемся к
евангельской истории при знакомстве с
творчеством М.Булгакова. Предлагаю вам ещё раз,
проанализировав всё, что вы услышали и увидели на
уроке выполнить домашнее задание.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему:“ Почему
Иуда предал Христа?” и изложить свою версию
(слайд №11).

Литература.

  1. Библия. Московская Патриархия, 1994
  2. Андреев Л.Н. Избранное. М., 1988
  3. Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. ( Книга для
    ученика и учителя) М., 1997
  4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская
    литература. М., 1992
  5. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11
    классе. М., 2001



Следующий: