Урок литературы в 11-м классе по теме Есенин – чудо поэзии… Работа по группам с применением проектной технологии


Тема. «Есенин – чудо поэзии…».

Цели:

  • познакомить учащихся с особенностями
    творчества поэта С.А.Есенина; с основными
    направлениями лирики поэта; показать народность
    творчества С.А. Есенина.
  • продолжать закрепление навыка самостоятельной
    работы по группам, умения подбирать и отбирать
    необходимый материал по теме, работать над
    элементом проектной технологии.
  • активизировать познавательную деятельность
    учащихся, их творческие способности,
    направленные на раскрытие темы урока.
  • воспитывать у учащихся интерес к изучению
    литературы, любовь и бережное отношение к поэзии
    С.А.Есенина.

Оборудование: портрет, фотографии и
сборники стихотворений С.А.Есенина.

ХОД УРОКА



I. Организационный момент

Учащиеся сидят по группам.

II. Предварительная подготовка

Каждая группа должна была подготовить
эпиграф к уроку.
Принести сборники стихотворений С.Есенина.
Обеспечить себя бумагой и фломастерами.
Группы предлагают свои эпиграфы. Выбирается
самый удачный и записывается на доске и в
тетрадях после темы.

«Есенин – это чудо поэзии. И как о всяком
чуде, о нём трудно говорить. Чудо нужно пережить.
И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не
только убеждает, но и всегда волнует, как
проявление большого человеческого сердца.

Павло Тычина

План урока (написан на доске заранее)

  1. «Тебе, о Родина, сложил я песню эту» (Тема Родины,
    России в творчестве поэта).
  2. Родина – это и «страна березового ситца». (Стихотворения
    о природе).
  3. «Для зверей приятель я хороший» (Поэзия
    С.Есенина о природе – это и любовь ко всему
    живому).
  4. «Много женщин его любило, да и он любил не
    одну…» (Любовная лирика С.Есенина).

III. Вступительное слово учителя



Задание:

Старший каждой группы получает от учителя тему
и карточку со списком стихотворений,
рекомендуемых по этой теме. Учащиеся могут
работать по этому списку выборочно, заменять
стихотворения по своему усмотрению.
Они находят эти стихотворения, готовятся к
выразительному чтению. 2-3 стихотворения они
должны устно проанализировать.
По своей теме они должны составить небольшие
проекты.
Защита проекта – это раскрытие темы. Принимают
участие все учащиеся группы, предварительно
распределив этот материал между собой.
Можно подобрать практические задания и провести
их со всем классом или предложить интересный
вопрос по своей теме.

IV. Работа в группах

1 группа

С.Есенин – единственный среди русских лириков
поэт, в творчестве которго невозможно выделить
стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное
им, проникнуто «чувством Родины». Как писал сам
поэт: «Чувство Родины – основное в моем
творчестве».
Родина – Россия была для Есенина началом всех
начал. Даже имя он произносил с восхищением:
«Россия … какое хорошее слово… и «роса», и
«сила», и «синее что-то»…

  • Стихотворение «О Русь – малиновое поле…»

«Нет поэта без Родины» – так сказал С.Есенин.
Для нее берег он самые заветные слова:

  • Стихотворение «Русь моя, деревянная Русь!»
  • «О пашни, пашни, пашни»

Есенин – поэт – патриот. Он часто повторял:
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к
Родине. Чувство Родины – основное в моем
творчестве».

  • Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая»

Есенин считал себя певцом русской деревни, он с
болью воспринимал перемены, происходящие в
русской деревне, ему было жаль Русь уходящую:

  • Стихотворение «Край ты мой, заброшенный, Край ты
    мой пустырь…»

Стихи С.Есенина о родине – это целый мир, он
живет, движется, переливается всеми цветами
радуги. Это задушевная песня о великом и вечном –
о России.

  • Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»

И конечно же, стихи о родине – это стихи о
родном доме, о матери. Сколько нежности и теплоты
звучит в них! семья для Есенина была неотделима
от Родины.

  • Стихотворение «Письмо матери».

2 группа

Но родина для С.Есенина – это и «страна
березового ситца»
Природа и родина для поэта не просто слова, это
неразрывные понятия. Природа олицетворена,
одухотворена С.Есениным. Мы видим образ живой
природы:

«Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу…»

«Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь…»

«Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…»

«Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?»

(Образ живой природы создается обращениями.)

– Вспомним стихи, которые вы уже учили раньше.
(«Береза», «Пороша», «Черемуха», «Поет зима,
аукает» и др.)

Природа всегда прекрасна в поэзии С.Есенина,
даже тогда, когда

  • Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…»

Она прекрасна, когда превращается в

  • Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…»

Русская природа радуется и грустит вместе с
поэтом, вселяет в него надежду, плачет над его
несбывшимися мечтами!

  • Стихотворение «Зеленая прическа!…»,
    «Закружилась листва золотая», «Отговорила роща
    золотая….», «Клен ты мой опавший…» и т.д.

Задания для всех учащихся:

– Найдите примеры цветового изображения. Какие
цвета преобладают в стихах С.Есенина?
– Какие явления природы чаще всего изображает
Есенин?

3 группа

Поэзия Есенина о природе дополняется еще одной
весьма заметной особенностью.
Поэзия Есенина о природе – это любовь ко всему
живому: «Для зверей приятель я хороший». он
наделяет их (зверей, птиц, домашних животных)
человеческими чувствами, рассказывает о них с
неизменной нежностью.

  • «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не
    бил по голове»,
  • «Каждый стих мой душу зверя лечит».
  • «Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих
    злобу выплакать».
  • Стихотворение «Песнь о собаке», «Корова»,
    «Лисица», «Табун».

Есть у Есенина прекрасное Стихотворение
«Собаке Качалова» (звучит история создания
этого стихотворения)

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

4 группа

О любви пишет С.Есенин уже в самых ранних своих
стихах, истоки которых – в песенном русском
фольклоре. В этих стихах любовь к женщине
сливается с любовью ко всему земному, любимая
часто представляется в образе природы, которая
олицетворена.

  • Стихотворение «Зеленая прическа, девическая
    грудь, О тонкая березка, что загляделась в пруд?»

Настроения любовной лирики меняются в
«городских» стихах поэта.
Земная «девушка-природа» стала воспоминанием,
мечтой:

  • Стихотворение «Зеленая прическа», «Вот оно,
    глупое счастье»

Меняется тональность любовной лирики в
городском цикле стихотворений «Москва рыбацкая»
(1923). Поэтичность, нежность сменил озлобленный
цинизм, цинизм как защитная реакция, как
отчаяние. любовь низведена до плотской, до
животной потребности, но в конце стихотворения –
жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, прости
меня…»
Цикл стихотворений «Любовь хулигана» (1923 г.,
возвращение С.Есенина из-за границы).
Эти стихотворения отличаются отречением от
«кабацкого» прошлого, очищением, спасением через
любовь. К лирическому герою приходит обновление.
Трагический пафос сменяется лиричностью,
задушевностью, откровенностью. (Посвящены стиотворения
актрисе Камерного театра А.Л.Миклашевской)

Стихотворения:

  • «Пускай ты выпита другим»
  • «Заметался пожар голубой», – этим ст.
    открывался этот цикл.
  • «Дорогая, сядем рядом…»
  • «Мне грустно на тебя смотреть»,
  • «Вечер черные брови насупил» и др.
  • «Персидские мотивы» (1924-1925 г.) – этот цикл стихотворений
    попытка обрести согласие с самим собой и с миром.
    Романтический союз северянина и южанки. Стихи
    написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты,
    тональность, сам образ любви повлияла персидская
    лирика. Любимая в персидской лирике превосходит
    своей красотой саму природу.
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
  • «Я спросил сегодня у менялы…»
  • «Ты сказала, что Саади…»

V. Отчеты групп с использованием своих
проектов

VI. Итог урока.

Выводы. Оценки.



VII. Домашнее задание: написать
сочинение по темам своих групп.




Следующий: