Урок литературы в 11-м классе по произведениям А. Платонова и Ф. М. Достоевского Рай на земле


Цель:

Воспитать субъекта собственной жизни,
способного самостоятельно находить решение
стоящих перед ним задач, способного к
самоизменению и саморазвитию, направленного на
правильное отношение к общечеловеческим
ценностям и высокого чувства гражданского долга.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся свою точку зрения на
    существование категорий рая на земле через
    художественное воспитание и анализ текста.
  2. Определить философский, обобщающий, условный
    характер понятия “рай на земле”.
  3. Рассмотреть образы и характерные черты времени
    в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные
    творчеством П. Филонова.
  4. Доказать утопичность социалистического рая в
    творчестве А. Платонова и Ф. Достоевского,
    основного на смерти ребенка, бюрократизма,
    подозрительности и т.д. – исторической
    обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.
  5. Развитие речи, умение ясно и логично доказывать
    свою точку зрения.

Оборудование урока:

  • Портреты А.Платонова, Ф. Достоевского.
  • Компьютер. П. Филонов.
  • Видеофильм “Братья Карамазовы”.
  • Д. Шостакович.
  • Марш веселых ребят. В. Лебедев-Кумач, Д.
    Дунаевский.
  • Репродукции картин П. Филонова.

Ход урока

I.



Здравствуйте дорогие ребята и гости,
присутствующие на нашем уроке, темой которого
станет проблема, волнующая многие века души
людей – Рай на земле, а точнее его возможность
или невозможность на земле. Сегодня мы поговорим
об этом и постараемся сформировать свою точку
зрения на эту проблему, касаясь творчества двух
писателей, живших в разные эпохи, но объединенных
именем философа XIX в. – Николая Федоровича
Федорова, именно его идея нашли свое отражение и
у Ф.М. Достоевского, и у А. Платонова в их
произведениях “Братья Карамазовы” и
“Котлован”. Идея “общего дела” Н. Федорова
очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на
многих людях, и даже на ваших родителях, которые
также верили и стоили это будущее — это рай –
коммунизм!

- А вы верите в то, что рай на земле возможен?

- Каким вы его видите? (Что значит для вас
понятие “рай на земле”)

- Люди, населяющие произведение А. Платонова
“Котлован”, верят в существование и
осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это
общепролетарское здание).

Чтобы построить что-то нужно создать сначала
основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней
держалось все здание будущего дома-мечты. И
основа эта?… (Пока Котловина).

Строительство “будущего неподвижного
счастья”, причем всеобщего, начинается с
котлована, но в проекте – “город солнца”, город
будущего – рай (на доске изображается котлован и
солнце) в котором будут жить … (все вместе люди и
в основном дети!)

Но пока мы видим только начало работы,
Давайте посмотрим, кто же строит этот рай, кто его
населяет, чем и для чего они живут.

- Кто они, эти строители коммунизма? (А.Платонов
не дает в произведении портретных характеристик
образов, лишь описания. У Козлова “было мутное
однообразное лицо” и “сырые глаза”; у Чиклина –
“маленькая каменистая голова”; у пионерок
остались на лице “трудность немощи ранней жизни,
скудность тела и красоты выражений”; у
прибежавшего из деревни мужика были глаза
“хуторского, желтого цвета”) и т.д.

Попробуйте представить себя в роли
художника-иллюстратора платоновских изданий:
насколько точно можно запечатлеть в рисунке
“трудность немощи” или “хуторский” цвет глаз?
Какими будут ваши герои? (Работа в группах 1-2
минуты)

Сообщение учащегося о творчестве П.
Филонова с применением компьютерных технологий
на фоне Д. Шостакова, произведение которого тоже
написано еще в 20-30-е гг.

П. Филонов



Люди, строящие рай, пока еще идут к нему
изможденные, худые телом, на лицах горе,
страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а
вокруг – хаос мира – историческая обстановка
20-30-х гг.

Какой она была обстановка 20–30-х гг.?



Проверка домашнего задания – характерные
черты времени:

1) Разгромленная войной страна, нищета
рабочих и крестьян;

2) Раскулачивание крестьян, методы уничтожения
крестьянства, начало коллективизации;

3) Процветание бюрократии;

4) Атмосфера бездуховности, грубости, хамства,
бескультурья;

5) Массовое доносительство;

6) Всеобщая подозрительность;

7) Попытки приспособиться к новой жизни;

8) Энтузиазм “масс”;

9) Стремление обезличить людей, построить
всеобщее счастье любым путем, отучить думать,
сомневаться.

Но несмотря на все это, люди слушали через
поставленные им в барах приемники не только
директивы, но и песни… (Звучит марш “Веселых
ребят” В Лебедева-Кумача, Д. Дунаевского)

Вам ничего не показалось странным?

(Очень задорная, веселая, радостная песня на
фоне разрухи, доносительства, бездуховности… -
не сочетается с действительной исторической
обстановкой).

Как бы нам на первый взгляд не казалось
странным, но в то время песня и идея
действительно “ строить и жить помогала”
“среди всеобщей борьбы и труда”.

За что боролись люди с “желтыми глазами” и
“однообразными лицами”? (Ответы учащихся)

А как относится сам автор к этому
строительству, к этой мечте-раю “всеобщему
неподвижному счастью”?

(Платонов не верит в его осуществление, так как
пишет о необратимом и углубляющемся распаде
социальных и нравственных связей в обществе. Он
показывает превращение жизни в прах: зажиточные
мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с
началом раскулачивания; полуголый мужик,
пришедший за гробами, покрывается со спины
“почвой нечистот” и обрастает “защитной
шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ
медведя) и др. примеры).

Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай
или хотя бы надежда на него?

(Нет, так как то будущее, ради которого они так
все старались – девочка Настя умирает “мимо
барака проходили многие люди, но никто не пришел
проведать заболевшую Настю, потому что каждый
нагнул голову и непрерывно думал о сплошной
коллективизации”, ее хоронят в основании
дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего
счастья, будущей гармонии?!)

Действительно, будущего нет, так как нет
ребенка, которому оно создается, прошлого нет
(убили революцией), а есть только смерть и слезы
детей.

Ф.М. Достоевский, размышлял о мировой
гармонии и мире, созданным Богом утверждал в
“Братьях Карамазовых”:

(Просмотр видеозаписи “о слезинке замученного
ребенка в основании мировой гармонии) из
“Инквизитор” т.1 гл. 5.

- Как же относится Достоевский к проблеме
существования рая, мировой гармонии?

(Достоевский более чуток, он не только из-за
смерти, он не принимает рая даже из-за слезинки
ребенка)

- А может быть в одном и в другом случае виноват
кто-то или что-то?

(Учащиеся приходят к выводу о том, что рай
невозможен из-за нас самих)

VII. Я бы хотела, что бы сейчас вы свои
мысли изложили на бумаге в течение 3 минут.

Чтобы видеть рай в обществе надо к нему
стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую
гармонию, нужно начать с себя – создания рая в
себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя
и природы, кто-то в материальном благополучии,
кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в
будущем, нужно уже сейчас каждому готовить
основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно,
меньше будет грубости, хамства, обездоленных
детей и плачущих родителей.

VIII. Эмоциональное состояние в
конце урока?

Так возможен все таки рай на земле? А в ваших
душах?

Итогом ваших рассуждений станет домашнее
задание.

IX. Домашнее задание: написать
сочинение:

  • Рай на земле: А. Платонов, Ф. Достоевский.
  • “Мертвецы в котловане – это семя будущего в
    отверстии земли”.
  • В чем ошибка “Формулы счастья” и “ генеральной
    линии”?

X. Выставление оценок.

Использованная литература

  1. А. Платонов “Котлован” М. 2002.
  2. Ф. Достоевский “Братья Карамазовы” т.1. М. 1991.
  3. Н.Ф. Федоров. Собрание сочинений в 4-х т. М. 1995.
  4. В. Чалмаев, А. Платонов. М.1989.
  5. В. Васильев, А.Платонов. М. 1982.
  6. Вопрсы Литературы 1994 вып.V М. Золотоносов. Ложное
    солнце.
  7. Литература. Приложение к 1 сент. 48 №6, 1997 №40, 1999
    №10.
  8. Литература. Справочник абитуриента. М. 1998.
  9. Живопись 20-30-х годов. С-П Художник. 1991.



Следующий: