Урок литературы в 11-м классе на тему Художественные особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Тема:

“Художественные особенности
романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Тип урока:

повторительно-обобщающий

Цели:

подвести итог изучению
материала, обобщив уже известный материал;
совершенствовать умение составлять тезисный
план, формировать умение публичных выступлений;
воспитывать нравственное отношение к
окружающим.

Задачи:

определить художественные
особенности романа, составить тезисный план
темы, повторить известные обучающимся
литературоведческие термины.

Основной дидактический метод:


лекция с элементами беседы.

Частные методы и приемы:

слово
учителя, индивидуальные сообщения обучающихся,
работа с текстом, составление тезисов по теме.

Дидактические средства:

текст
романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя

о теме и целях урока, о
задаче, поставленной перед обучающимися на
уроке: материал лекции записать в виде тезисного
плана в тетради.

II. Лекция с элементами беседы.

Слово учителя

. Роман М.А. Булгакова
“Мастер и Маргарита”, написанный в тридцатые
годы ХХ века, не утратил своей актуальности и в
60-е (когда впервые был опубликован), и в 80-е (когда
массово издавался в России), и сейчас, в начале ХХI
века, когда познакомились с ним вы. Почему?

Ответы учеников

.

Слово учителя

. Булгаков приводит нас
в мир моральных ценностей – совести, чести,
справедливости, которые в любом обществе всегда
будут стоять на первом месте. В чем проявилось
мастерство писателя, делающее роман и
загадочным, и интересным?

1. Особенности жанра.

1)К какому жанру можно отнести роман?

- Бытовой (картины московского быта 20-30
годов)
- фантастический (элементы фантастики)
- философский (вечные проблемы)
- автобиографический
- любовный
- сатирический

2) Почему роман можно назвать мифом?

Проверка индивидуального домашнего
задания – сообщение о романе-мифе по учебнику
под редакцией В.В. Агеносова. [1, Т.1. С. 424] (Миф – это
такая художественная структура, которая
воплощает систематически повторяющееся в жизни
человека, несет в себе широкое обобщение,
отвлекается от пестрой повседневности)

2. Особенности композиции.

Каковы особенности композиции романа?

“Мастер и Маргарита” — это роман в
романе. Повествование о жизненной судьбе Мастера
и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба
самого Булгакова отражается в судьбе Мастера,
судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

Романы противопоставлены уже потому,
что написаны как бы разными людьми,
следовательно, они противопоставлены и по манере
повествования. Роман мастера безличен, в нем нет
образа автора и образа читателя, нет открыто
заявленных авторских рассуждений, комментариев
к репликам героев, исторических сравнений. При
описании событий автор не позволяет себе ни тени
комизма, гротеска, сатиры, фарса.

Совсем иначе написан роман о мастере,
Воланде, москвичах. Он отмечен
персонифицированной личностью автора, который
все свое повествование обратил к читателю. Этот
автор выражает свое отношение к происходящим
событиям и героям: сочувствие, радость, горе,
негодование.

М.А. Булгаков использует особый
композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся
предложения, завершающие одну главу и начинающие
следующую (ученики приводят примеры из текста).

Слово учителя.

Несмотря на очевидную
противоположность, две сюжетные линии –
современная и мифологическая – явно или неявно
перекликаются друг с другом, и заканчиваются в
одной точке пространства и времени, где получают
освобождение Мастер и Пилат.

3. Пространственные и временные рамки романа.

Когда и где происходит действие
романа?

В романе о Понтии Пилате время точно
рассчитано. События начинаются “ранним утром14
числа весеннего месяца нисана”, заканчиваются в
субботу, на рассвете 15 нисана. В Москве действие
происходит “однажды весною” в течение 4 дней. И
“один миг” о полуночи – бал у Воланда.

4. Символы в романе.

1) Солнце и луна.

Слово учителя:

объединяет эпизоды
одна художественная деталь в пейзаже. Все
главные сцены сопровождают два немых свидетеля:
лунный и солнечный свет. Это своеобразный мост от
Ершалаима к Москве.

Солнце – привычный смысл жизни,
радости, подлинного света – сопровождает Иешуа
на крестном пути как излучение жаркой и
опаляющей реальности. В романе Мастера оно
преобладает, отмечено 26 раз, луна – 13.



Луна – это фантастический мир теней,
загадок, призрачности, царства Воланда и его
гостей; кроме того, это холодящий свет успокоения
и сна. В романе Мастера луна появляется 68 раз, а
солнце – 11 ( и еще 7 раз упомянуто).

Параллельно в романе развивается
образ грозы. Гроза – это символ страшного суда,
ожидание наказания, возмездия, ощущение
катастрофы. “Странную тучу принесло со стороны
моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего
месяца нисана”.

Смерть Иешуа – катастрофа первая.
Вторая – в Москве, катастрофа для Мастера и
Маргариты и одновременно для москвичей.

2) Символика чисел.

Слово учителя

. Булгаков довольно
часто использует в “Мастере и Маргарите”
символику чисел. Иван разыскивает сатану в доме с
“нехорошим числом 13”, Мастер является читателю
в 13 главе. Счастливым числом 12 отмечен МАССОЛИТ –
12 членов правления ожидают Берлиоза, 12
следователей ведут дело сатаны, Пилат клянется
пиром 12 Богов. “Совершенное число 3
употребляется в связи с мастером, ему трижды дают
волшебное питье, три агента одного из московских
учреждений ведут наблюдение за “нехорошей
квартирой”. “Счастливое число” 7 задано в
семисвечии, находящемся в спальне Воланда.
наконец, когда “нижний жилец” просит на справке
для жены и милиции поставить число, кот
возражает: “Чисел не ставим, с числом бумага
станет недействительной”. Это соответствует
средневековому представлению, что на договорах с
дьяволом числа ставить нельзя.

5. Особенности языка.

- В ершалаимских главах все точно,
каждое слово употреблено в его прямом значении. В
романе о Мастере речь персонажей изобилует
вульгаризмами, газетными штампами. Приведите
примеры из текста. (“Входила милиция в числе двух
человек”, “в руках имелся примус” и другие)

- Некоторые изречения стали афоризмами
(проверяется домашнее задание, ученики читают
выписанные в тетради афоризмы).

6. Говорящие фамилии.

Слово учителя.
Говорящие фамилии как один из элементов
сатирического изображения имеют фарсовый
характер. Приведите примеры из текста. (Варенуха
– пьяный напиток – сочетание смешной фамилии и
простецкого характера придает фарсовый характер
истории. Алоизий Могарыч – латинское слово Aloisius
и русское слово “могарыч”, то есть выпивка после
заключения сделки и другие).

7. Прием сна.

Слово учителя о роли
сна в литературном произведении. Учащиеся
вспоминают те произведения русской литературы, в
которых писатели использовали данный прием.
Вывод: сон Мастера передает психологическое
состояние затравленного человека, ожидающего
ареста; сон Маргариты вещий: она видит своего
возлюбленного в унылом месте, напоминающем
исправительные лагеря или ссылку, и облик
Мастера в ее сновидении совпадет с тем, каким он
стал в тюрьме и сумасшедшем доме.

8. Средства художественной
выразительности.

Какие средства
художественной выразительности использует
Булгаков, описывая жизнь москвичей?

Жизнь москвичей Булгаков изображает
сатирически, используя такие приемы как гротеск
и фантастику. (Таинственное перемещение Степы
Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм
председателя комиссии, подписывающий документы
и другие).


III. Новаторство романа

Ответы учеников по материалам
учебника. [2, Т 2. С.59.]


IV. Итоги урока.


Список использованной литературы

  1. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для
    общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. / Под ред
    В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1977.
  2. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для
    общеобрзоват. учреждений. – В 2 ч. / Под ред.
    В.П.Журавлева. – М.:Просвещение, 2000.
  3. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Поурочные
    разработки. метод. рекомендации для учителя/ Под
    ред В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2001
  4. Уроки литературы в 11 классе: Кн. для учителя/ под
    ред. В.П.Журавлева. – М.:Просвещение, 2001.
  5. Егорова Н.В. Золотарева И.В. Поурочные
    разработки по русской литературе ХХ века. 11
    класс. – М.: “Вако”, 2002.



Следующий: