Урок литературы в 11-м классе на тему Будем как солнце


Эпиграф к уроку:

Вернем поэзию к своим истокам:



с листа бумаги – к звучащему
голосу!

Цель урока:

  • систематизация знаний о литературных
    направлениях конца 19 – начала 20 веков;
  • создание атмосферы Серебряного века;
  • формирование интереса учащихся к познанию
    русской культуры;
  • развитие эстетического чувства, творческого
    воображения.

Форма урока:

ролевая игра-соревнование.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийное оборудование,
  • DVD с фрагментами демонстрационных материалов из
    “Уроков по литературе Кирилла и Мефодия”,
  • сборники-миниатюры поэтов Серебряного века,
  • плакаты (“Будем как солнце”, “Только мы – лицо
    нашего Времени”, “Жизнь коротка, а искусство
    вечно!”, “Манифесты” символистов, акмеистов,
    футуристов).

Класс разбит на три группы, каждый из столов
оформлен соответствующей атрибутикой, во
внешнем виде – элементы стиля конца 19 века.


Ход урока

Постановка цели

Константин Бальмонт в своем стихотворении
“Гармония слов” спросил: “Почему в языке
современных людей стук ссыпаемых в яму костей?”
Да потому что мы мало читаем, мало говорим “о
Шиллере, о славе, о любви”…

Сегодня мы попробуем перенестись в то далекое
время конца 19 – начала 20 веков, когда русская
литература переживала невиданный подъем,
названный по аналогии с пушкинским “золотым
веком” “веком серебряным”, постараемся
почувствовать атмосферу Серебряного века,
увидеть окруженных всеобщим обожанием
неповторимых поэтов.

Это удивительная эпоха, это люди высочайшей
культуры, тот светоч мысли, который необходим
всем нам сегодня.

Покажем, что новые веяния – это достоинство
несомненное, что желание нового слова — это
способ преодолеть застой.

Докажем, что поэзия вернется к своим истокам: с
листа бумаги – к звучащему голосу.

Только сегодня и только сейчас вы станете
очевидцами поэтических баталий, которые
проходили, возможно, так.

Основная часть

Политехнический (где проходили турниры поэтов)
осажден. Трещат барьеры. Не только нет свободных
мест, но во всех проходах сидят зрители. Стихи
были нужны не меньше, чем хлеб в голодное время. В
центре внимания – три группы: акмеисты,
футуристы, символисты.

1. Конкурс “Презентация”. (2-3 минуты).

2. Найди представителя своего направления.
Нужно на свой столик поставить книги-миниатюры.
(1-2 минуты).

3. “Приведи в соответствие”. Кто
быстрее? На листках имена, даты жизни.
Сопоставить с фамилиями поэтов. Названия
сборников соотнести с фамилиями поэтов. (2
минуты).

Сергей — Бальмонт Константин — Городецкий
Дмитрий — Бунин Федор — Бурлюк
Давид — Каменский Борис — Сологуб
Василий — Пастернак Иван — Мережковский.

Ответы:

“Граду и миру” — Н. Гумилев В. Брюсов
“В Безбрежности” — А. Ахматова К. Бальмонт
“Громокипящий кубок” — А. Блок И. Северянин
“Снежная маска” — И. Северянин А. Блок
“Tristia” — О. Мандельштам О. Мандельштам
“Четки” — В. Брюсов А. Ахматова
“Кипарисовый ларец” — А. Белый И. Анненский
“Золото в лазури” — И.Анненский А.Белый

1853 — 1900 В. Соловьев

1886 — 1921 Н. Гумилев

1880 — 1921 А. Блок

1893 — 1930 В. Маяковский

1889 — 1966 А. Ахматова

1895 — 1925 С. Есенин

1892 — 1941 М. Цветаева

1873 — 1924 В. Брюсов

4. Словесные баталии.



А) Объясните, почему вы будетляне и что означают
ваши “Дыр бул… убещур скум вы со бу р л эз”?

Я вижу лицо, не истощенное умственными
упражнениям. Ну так слушайте (объясняет).

Б) Что скрывается за вашей формулой
символической поэзии: “скрытая отвлеченность и
очевидная красота”? — Элементарно, друг мой.
“Если вы любите впечатление сложное, читайте
между строк,- тайные строки выступят и будут
говорить с вами”. (Из статьи К. Бальмонта
“Элементарные слова о символической поэзии”).



В) Мы читаем у Ахматовой: “Когда б вы знали, из
какого сора растут стихи, не ведая стыда…” Их
какого же сора созданы стихи акмеистов? (Ученик
объясняет).

5. Орфографическая разминка.

Кто автор строк, которые вы прочитаете на
перфокартах, если правильно вставите
пропущенные буквы? Должны прочитаться строки
В.Соловьева:

Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.

6. Узнай поэта.

А) “Последний из конквистадоров, поэт-латник с
душою викинга, африканский путешественник,
воин”

“Я умру не в постели, при нотариусе и враче”

Николай Гумилев. Выступление
учащегося.

Сократ говорил: “Познай самого себя”. А я
говорю: “Победи самого себя”. Это главное и
самое трудное. Согласны? Большинство людей
полуслепые и, как лошади, носят наглазники. Видят
и различают только знакомое, привычное, что
бросается в глаза, и говорят об этом привычными
штампованными готовыми фразами. Три четверти
красоты и богатства мира для них пропадает даром.
Надо учиться видеть звуки, слышать цвета,
обладать слышащими глазами и зрячими ушами” (Из
книги И.Одоевцевой “На берегах Невы”).

Б) Как и Брюсов, был непревзойденным мастером
сонета.

Огненные каштановые волосы, развевающиеся по
ветру, он был похож на испанского художника
Веласкеса.

Константин Бальмонт. Выступление
учащегося.

Я плодовитый поэт. Про меня говорили, будто я
писал стихи без передышки и сразу начисто, на
пишущей машинке. А когда шел пить кофе, машинка
продолжала щелкать за меня новые стихи. Вы знаете
мои стихи: “Я в этот мир пришел, чтоб видеть
солнце и выси гор… Я победил холодное забвенье,
создав мечту мою. Я каждый миг исполнен
откровенья, всегда пою”? Солнце – в центре мира
– вечный и животворный источник всего сущего.
Будем и мы как солнце, чтобы к нам тянулись люди.

В) А этот поэт – Председатель земного шара,
писавший на клочках бумаги, которые без всякого
порядка засовывал в наволочку, набитую стихами.

Виктор Хлебников. Выступление
учащегося.

Я выделяю в слове смысл, заложенный в нем в
древности, разлагаю слово на его первоначальные
значения, из которых произвожу новые слова. (На
доске примеры окказионализмов В.Хлебникова:
любири, времири, ладомир, слезоем, лесофеи,
ядосмех, бракоцепь).

Да, я не такой задиристый, как мои собратья по
перу, очень рассеянный, непрактичный, но все же
мои друзья относятся ко мне нежно.

7. Определите стилевые черты литературных
течений в стихотворениях этих поэтов:
“Кузнечик”, “Камыши”, отрывок из “Капитанов”.
(Черты: словотворчество- контаминация; звуковая
миниатюра, аллитерация, соответствие между
звуком и смыслом, мелодичное начало; отсутствие
мистической туманности, зримая конкретность,
звучность, тени былого превращены в красочные
полотна настоящего. (Каждой группе – по одному
стихотворению по жребию).

8. Опровергни то, что утверждается, или
согласись.

  • Утверждается, что символизм нашел отражение в
    творчестве И.Шишкина, М.Врубеля,
    Борисова-Мусатова, а акмеизм – в творчестве
    Бенуа, Малевича, Кустодиева, а футуризм – в
    творчестве Ларионова, В.Серова, Филонова
    (репродукции).
  • Утверждается, что именно эти журналы издавали
    символисты: “Весы”, “Гиперборей”, “Золотое
    руно”, “Аполлон”.
  • Утверждается, что объединения акмеистов
    назывались именно так: “Ослиный хвост”, “Мир
    искусства”, “Голубая роза”.
  • Утверждается, что это названия сборников
    футуристов: “Доители изнуренных жаб”, “Молоко
    кобылиц”, “Рыкающий Парнас” (да).

9. Вы были в порту? Что вы там видели? А теперь
представим, что в морской порт пришел поэт.

Чтение в лицах стихотворения “Разговор на
одесском рейде”
(с имитацией пароходного
тембра: для этого сделать из рук рупор и,
растягивая слова, читать текст).

10. Представление Маяковского. “Любил
ходить пешком, на голову выше всех прохожих,
изредка останавливаясь среди толпы, чтобы
записать в маленькую книжицу только что
придуманную рифму или строчку.” (Из книги
В.Катаева).

Реплики с соседнего столика:

- Зачем вы носите кольцо на пальце, оно вам не к
лицу.

- Вот потому что не к лицу, ношу на пальце, а не в
носу.

- Ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают!

- Мои стихи не море, не печка и не чума.

- Маяковский, вы считаете себя пролетарским
поэтом, коллективистом, а всюду пишете Я-Я-Я.

- А как вы думаете? Николай II был коллективистом?
Он всегда писал: “Мы, Николай второй. И нельзя
везде во всем говорить МЫ. А если вы, допустим,
начнете объясняться в любви девушке, что же, вы
так и скажете: “Мы вас любим?” Она же спросит: “А
сколько вас?”

- Маяковский, мы с товарищем читали ваши стихи и
ничего не поняли!

- Надо иметь умных товарищей!

Читается стихотворение “А вы могли бы?”

11. И. Северянин: И все же грубовато

- Я ухо словом не привык ласкать.

И. Северянин: и все же должна быть эстетика.
Читает стихотворение “Это было у моря”.

Это поэма-миньонет, еще я создал стихотворные
медальоны и многое-многое другое.

- В общем, ты гений, Игорь Северянин.

И. Северянин: Своей я славой упоен: Я
повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Я
думаю, вы слышали, что меня избрали Королем
поэтов! Уличное движение останавливали, когда Я
выступал в зале! На Волге лошадей распрягали, и
поклонники несли меня на руках.

12. Слово учителя.

Да, это было время, когда талантливые поэты,
постигая смысл жизни, тайны поэтического
искусства, хотели доказать свою неповторимость,
исключительность.

13. Творческая работа.

  • Из домашнего задания – акростих, сонет,
    продолжение стихотворения И.Северянина.
  • Импровизация. Буриме.

(При наличии времени) О ком пишет Марина
Цветаева? Проецируется стихотворение “Имя твое
– птица в руке” (Брюсов, Фет, Блок, Тютчев, Белый).

14. Блиц-турнир.

Символистам: Футуристам:
1. Настоящая фамилия Северянина? 1. Когда избрали Северянина Королем поэтов?
2. Имя Кузмина? 2. Имя и отчество Гиппиус?
3. Автор поэмы “Про ЭТО”? 3. Кто скрывается за псевдонимом Сологуб?
4. Родина С. Есенина? 4. Повтор согласных звуков для усиления
впечатления?
5. Кто из футуристов был авиатором? 5. Сокурсник Маяковского в художественном
училище?
6. Автор “Юному поэту”? 6. Как назывался салон символистов у В. Иванова?
7. Повтор гласных звуков? 7. Автор поэмы “Ладомир”?
8. По какой стране не раз путешество вал Н.
Гумилев?
8. Сколько строк в сонете?
9. Сколько сонетов в венке сонетов? 9. С чьим именем связано Таганцевское дело?
10. Произнесите однострочник Брюсова. 10. Стихия ветра, моря и солнца — чей основной
тематический образ?
11. “Льдины огнедышащие” — назовите прием? 11. Бездарь, синь, рань — способ образования?
12. Автор стих. “Ешь ананасы…”? 12. Автор строки: “Мы на горе всем буржуям”
13. Назовите 2-х авторов “Войны и мира”. 13. Как называлось кабаре акмеистов?
14. Год организации “Цеха поэтов”? 14. В каком году Брюсов вступил в
коммунистическую партию?
15. Другое название акмеистов? 15. Автор “Поэмы экстаза”, создатель
цветомузыки?
16. К какому направлению примыкал С. Есенин? 16. Родина А. Блока?

Акмеистам:

1. Кто стоит за псевдонимом Антон Крайний?

2. Назовите имена французских символистов?

3. Ник. Т-о. Кто так подписал свои “Тихие песни”?

4. Имя Прекрасной Дамы Блока?

5. Автор стихотворения “Я мечтою ловил уходящие
тени”?

6. Что такое урбанизация?

7. Кто написал поэму “Облако в штанах”?

8. Год, когда Россия потеряла М. Врубеля, Л.
Толстого, В. Комиссаржевскую?

9. Под каким именем известен Аркадий Гликберг?

10.Автор поэмы “12”?

11. Что для Северянина было “вкусно, искристо,
остро”?

12. Художник, создавший картину “Демон
сидящий”?

13. Мэтр символизма?

14. Вид стихосложения у Маяковского?

15. Вид тропа: костер рябины?

16. Родина Маяковского?

Ответы:

Символистам: Футуристам:
1. Лотарев. 1. В 1918 году.
2. Михаил. 2. Зинаида Николаевна.
3. Маяковский. 3. Тетерников.
4. Константиново. 4. Аллитерация.
5. Каменский. 5. Д.Бурлюк.
6. Брюсов. 6. “Башня”.
7. Ассонанс. 7. Хлебников.
8. По Африке. 8. 14.
9. 15. 9. С Гумилевым.
10. О, закрой свои бледные ноги! 10. Бальмонта.
11. Оксюморон. 11. Апокопирование. (бессуффиксный)
12.Маяковский. 12. Блок.
13. Маяковский и Толстой. 13. “Бродячая собака”.
14. 1911. 14. В 1920-м году.
15. Адамисты. 15. Скрябин.
16. Имажинизм. 16. Шахматово.

Ответы акмеистам:

1. Гиппиус.

2. Рембо, Верлен, Бодлер.

3. Анненский.

4. Любовь Менделеева.

5. Бальмонт.

6. Тема города.

7. Маяковский.

8. 1910.

9. Саша Черный.

10. Блок.

11. Ананасы в шампанском.

12. Врубель.

13. Брюсов.

14. Тонический.

15. Метафора.

16. Багдади.

Вывод урока. Подведение итогов.




Следующий: