Урок литературы по теме Потеря отцовских связей в повести Ф. А. Абрамова «Поездка в прошлое»

Цели

учебная: ознакомить учащихся с
особенностями повести Ф.А.Абрамова, формировать
умение и навыки самостоятельного исследования
текста с целью поиска необходимой информации;
выявить авторскую позицию; развивать речь детей,
мышление, чувство слова, языка.

воспитательная:

воздействовать на
эмоциональное восприятие учащихся;
воспитывать потребность обращения к своим
истокам, к прошлому.

ХОД УРОКА

Слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня мы
открываем страницы удивительной повести
Ф.Абрамова. Как часто приходится сетовать на то,
что не остается времени и душевных сил на самое
главное – на осмысление причин происшедших
трагедий, на постижение сил, которые помогли
выстоять стране и народу. Писатель словно бы
спешил рассказать нам о пережитом, чему
свидетелем был сам.

Ф.Абрамов сосредоточил внимание в повести не на
событиях, а на сознании и психологии героев,
которые либо потеряли, либо сохранили в себе
общечеловеческие ценности.

Изо дня в день, из года в год он настойчиво
вопрошал нашу историю, распутывая ее трагические
узлы, улавливая связь прошлого с настоящим.

Совершим и мы вместе с автором экскурс в
прошлое.

(Ребята в группах проводят исследование по
тексту и составляют вопросы, помогающие им в
решении темы, заявленной в уроке. Каждая группа
представляет материалы в рубрике “возьмем на
заметку”)

Экскурс – попутное исследование отдельного
вопроса в какой-либо области, производимого
одновременно с разработкой главной темы.

Экскурс 1

- Что является центром повести?

- Как происходило взросление Микши (Никифора
Кобылина)? Какие качества характера начинают
проявляться в нем?

- С чем связано начало сознательной жизни героя?

Возьмем на заметку. В 20–30-е годы XIX
века рушились не только часовни и храмы,
Распадались семьи, становились чужими друг другу
люди, связанные кровными узами, менялись
представления о добре и зле, о справедливости и
подлости, о благородстве и низости.

Экскурс 2

- Какое влияние на мировоззрение Микши оказали
дядя Александр и дядя Мефодий?

- Каким вы увидели отца Микши?

- Расскажите об отношении героя к отцу.

- Сцена встречи раскулаченных.

- Отречение от отца.

Возьмем на заметку. Подрастающий
Микша стремился найти пример для подражания, и он
нашел такой пример: погибший дядя — красный
партизан и его брат, готовый к беспощадной мести.
Микша тоже готов мстить за дядю. Останавливает
его отец, которого сын всю жизнь презирал и
стыдился и, наконец, отрекся, потому что считал
его слабым, способным в такое время плакать,
страдать, думать.

Экскурс 3



  1. Какие мысли одолевают героя?
  2. Встреча с Кудасовым. Правда о смерти дяди
    Александра.
  3. Предсмертные слова отца.
  4. С какой целью Никифор Кобылин встречается с
    теми, кто знал его отца?
  5. Как встречает отрекшегося от отца сына всеми
    уважаемый учитель Павлин Федорович Усольцев?
    Почему?
  6. Какое решение принимает Никифор?
  7. Почему герой погибает?

Возьмем на заметку. Никифор узнает правду о
совсем не героической, а об уголовной смерти
дяди. Прошлое не отпускает его. Оказывается,
боготворил он насильника, а своего отца
ненавидел за то, что тот оказался человеком.

А что вспомнят о нем его дети?

Микша погибает, потому что рушатся его идеалы. И
смерть настигает его тогда, когда он приходит на
старое кладбище, где похоронены отцы и деды ныне
живущих. Люди забыли дорогу к нему (в газетной
статье кладбище названо могильником).

Подводим итоги

Что же привело Микшу к трагедии?

Ослабление родственных связей, отчуждение
самых близких людей, неумение прощать, смещение
нравственных понятий и слепая ненависть,
пустившая глубокие корни.

Роль прошлого в вашей жизни.

Прошлое всегда с нами, и оторваться от него
невозможно: в нем и память поколений, и наши
собственные проступки перед совестью, которые не
могут раствориться во времени. Прошлое
становится нашим судьей, самым строгим и
беспощадным. Но часто ли мы задумываемся об этом?

Домашнее задание.

“Прошлое в конечном итоге оказывается
важнее будущего” (Д.Оруэлл)

Согласны ли вы с высказыванием Оруэлла после
прочтения повести Абрамова “Поездка в прошлое”?

Тезисы к уроку по повести Ф.А.Абрамова
“Поездка в прошлое”

Урок-экскурс по повести Ф.А.Абрамова “Поездка в
прошлое” подводит учеников к мысли, что
“прошлое в конечном итоге оказывается важнее
будущего”, потому что без осмысления того, что
произошло со страной, с людьми, невозможно идти
вперед. В прошлом и память поколений, и наши
собственные проступки перед совестью, которые не
могут раствориться во времени. Прошлое
становится строгим и беспощадным судьей каждого,
и многим нужно это осмыслить и понять.




Следующий: