Урок литературы по теме Поэзия А. А. Ахматовой


I. Проверка домашнего задания. Проверочная
работа
(Приложение 1).

- Вчера мы познакомились с биографией
замечательной, пожалуй, одной из лучших поэтесс
Серебряного века Анны Андреевны Ахматовой.
Давайте проверим, насколько хорошо вами усвоена
эта информация. Старайтесь быть кратки и
конкретны в своих ответах.

Взаимопроверка по эталону.



II. Работа по теме урока.

- Мы познакомимся с лирикой Анны Ахматовой,
попробуем в раннем ее творчестве найти
традиционные элементы акмеизма, представителем
которого была поэтесса. А что характерно для
этого направления?

(Культ природного начала, противопоставление
социальному, реальность материальной природы;
возврат к материальному миру, к предмету, к
точному значению слова).



«Логика в замысле, в постройке произведения,
в синтаксисе» (О прекрасной ясности.
М.Кузмин).

Инструкция по работе с таблицей (Приложение
2).

- О том, как рождаются стихи, Ахматова
рассказала в стихотворении «Тайны ремесла».

- Давайте подумаем, почему в названии соединены
слова — одно, обозначающее сокровенное, другое –
обыденное. (Ремесло и творчество – это
соединение повседневного труда, работы и
таланта, призвания. Подобное нередко происходит
в жизни человека и в природе. Земной сор — почва,
из которой вырастает Поэзия, поднимая с собой
человека).

- Какие элементы акмеизма присутствуют в этом
стихотворении?

(Противопоставление социальному: «не так,
как у людей»; реальность материального мира,
мира вещей и предметов: «одуванчик у забора»,
«лопухи и лебеда», «окрик»,
«деготь», «плесень»).

- Каковы особенности лексики? (Противопоставление
возвышенной лексики обыденной, местами
просторечной: «одические рати»,
«элегических» – «сор», «стыд»,
«забор», «плесень», «затей»).

Какова ее роль в этом стихотворении?

- Отразите свое личностное восприятие этого
стихотворения в таблице.

«Вечерние часы перед столом».

- Какие традиции акмеизма нашли отражение в
этом произведении?
- Какова на ваш взгляд роль образной цепочки: стол
– страница – мимоза – птица – море – луна?
- Каковы особенности синтаксиса?
- Отразите свои впечатления от этого
стихотворения в таблице.

«Вижу выцветший флаг над таможней».



- Перечитайте первую строфу. Что настораживает
поэта?
- Какова, на ваш взгляд, роль слов
«выцветший», «муть»?
- Чему посвящены две другие строфы? (Детство,
возвращение в теплый приморский край.
Беззаботность, незнание печальных сторон жизни).

- А почему «от счастья и славы безнадежно
дряхлеют сердца»? (К понятию «счастье»
человек приходит только в зрелом возрасте, слава
дается не всем и далеко не сразу. Ценность одного
и эфемерность другого суждено познать только в
конце жизни).
Это понимает поэтесса, которой
всего-навсего двадцать четыре года.

- Определите мотивы акмеизма в этом
стихотворении.

Самостоятельная работа учащихся с таблицей.

«Нам свежесть слов и чувства простоту…».

- В чем, по-вашему, смысл первой строфы?
- О чем говорят нам строки второй строфы?

- А вот третья строфа ничего не напоминает?
(Хотя критики считают, что прямых перекличек с
пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не
встретишь, здесь явно слышны мотивы творчества
Александра Сергеевича. Утверждается право поэта
быть верным одной лишь поэзии, а не силе власти
или требованиям толпы, желание поддержать,
укрепить человека (слепого у Ахматовой или
глупца у Пушкина)).

Работа учащихся с таблицей.

- Поделитесь своим восприятием этого
стихотворения.

«Я пришла к поэту в гости».

- Это стихотворение – посвящение Александру
Блоку, уже знаменитому, признавшему начинающую
поэтессу равной себе. Что мы улавливаем в
прочитанном? (Восхищение, уважение к Блоку,
благодарность, признательность).

- Каковы традиции акмеизма в этом
стихотворении?
- Каковы ваши впечатления от этого стихотворения?
(Работа с таблицей).

III. Итог урока.

- Что из прочитанного понравилось?
- Каким человеком предстает перед нами Анна
Ахматова?
- У каждого из вас сложилось свое мнение о поэте. А
вот другая поэтесса Серебряного века, Марина
Цветаева, написала об Ахматовой так.

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод – в веселье, зной –
В вашем унынии.
Вся Ваша жизнь – озноб,
И завершится – чем она?
Облачный – темен – лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть – безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
– Кажется, четверть пятого,
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.

- А наше знакомство с творчеством Анны
Ахматовой продолжится на следующем уроке.

IV. Задание на дом.

Выучить наизусть любое из прочитанных нами
стихотворений А.Ахматовой.




Следующий: