Урок литературы по теме Пейзажная живопись в творчестве русских поэтов, ее развитие


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством русских
    поэтов и художников;
  • обучать навыкам выразительного чтения стихов;
  • воспитывать любовь к природе, родине, понимание
    чувства прекрасного.

Оборудование:

  • Репродукции картин к временам года:
    • Саврасов «Грачи прилетели».
    • Шишкин «Зима».
    • Левитан «Золотая осень».
    • Светличная «Июньский день».
  • Иллюстрация рябины.
  • Эпиграф.
  • Высказывание Ф.И. Тютчева.
  • Слова песни «Рябина».
  • Цветными мелками на доске записаны фамилии
    поэтов-пейзажистов.
  • На партах – томики стихов, слова песни.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Сообщение темы и целей урока



– Тема нашего урока «Пейзажная живопись в
творчестве русских поэтов, ее развитие».
– Ребята, сегодня мы соприкоснемся с творчеством
русских поэтов-пейзажистов, посвятивших свои
стихи родной природе, родине. Попытаемся
озвучить иллюстрации времен года, выразительно
прочитав стихотворения, поучимся слушать и
слышать природу, ее красоту.

III. Работа по теме урока



– Что такое пейзаж? (Ответы детей)
– Да, вы не ослышались, именно развитие пейзажной
живописи русских поэтов мы будем наблюдать
сегодня на уроке. Мир природы в стихах русских
поэтов несет высокие нравственные ценности.
Поэтическое слово предстает перед нами как
волшебство, и хочется снова и снова проникать в
его тайны. Мы уже знакомы с творчеством Ф.И.
Тютчева, А.А. Фета, А.С. Пушкина. А сегодня я хочу,
чтобы вы открыли для себя А.Н. Майкова, поняли его
чувства, мысли, краски, звучащие в стихах. В этом
нам поможет (ученица). Она приготовила
реферат о творчестве этого поэта. (Реферат
ученицы)

– Реферат хороший, спасибо. Но лучше всего,
нагляднее говорят за себя стихи поэта.
Стихотворение «Осень». Читает ученица.
– Понравилось ли вам стихотворение? Что вас
затронуло, привлекло? (ответы детей)
– Стихи Майкова привлекают своей живописностью,
красочностью, рельефностью. Не случайно
современники сравнивали их с произведениями
художника. Сам поэт признавался, что он умел
придать каждому впечатлению «Эстетическую
важность» и скрыть личные переживания «Под
спокойным и живописным стихом». В его лирике
много от непосредственного созерцания.
– Какие краски преобладают в стихотворении? (Ответы
детей)

– Да, в нем особенно ощутимы способности
Майкова-пейзажиста. Поэт обладает искусством
колорита, тонко различает краски. Насыщенными
красками изобилуют его стихи. В них доминирует
цветовая гамма золотисто-белых тонов, отражающих
«повышенные» эмоциональные состояния.
– У каждого из поэтов своя творческая манера. Я
просила вас выписать основные отличительные
признаки поэтов-пейзажистов, стихотворения
которых мы читали. Прошу вас. (Ответы детей)
– А теперь, ребята, я приглашаю вас отправиться в
увлекательное путешествие по календарю.
Попробуем озвучить работы
художников-пейзажистов. Может быть, вы сможете
назвать картины, о которых мы говорили, и
художников, которые их написали? (Ответы детей)
– Молодцы. А на доске есть эти картины? Открываем
календарь – начинается ЯНВАРЬ.

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он
блестит.
Ф.И. Тютчев.

– А что вы можете сказать о волшебнице-зиме?
Какими поэтическими строчками озвучите эту
картину? (Дети читают стихи о зиме)
– Перевернем страницу календаря.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется
листвою.
А.Н. Плещеев.

– Какое же это время года? (Ответы детей)
– Что вы приготовили о весне? (Ученица читает
стихотворение «Рябина»)

– Многие стихи воспринимались народом как свои,
до такой степени они были близкими, напевными,
что сами ложились на музыку. И народ пел их,
слегка изменив слова. Яркий пример тому –
стихотворение Сурикова «Рябина». Давайте и мы с
вами споем эту чудесную, задумчивую песню. (Дети
исполняют песню. Поют все)

– Следующая страница календаря – лето.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного
ручья.
А.А. Фет.

– Что пишут о нем поэты-пейзажисты? (Дети
читают стихи)

– Но один из поэтов не любил этого времени года и
открыто написал об этом. Кто этот человек и как он
об этом пишет? (Ученица читает отрывок)
– Да, А.С. Пушкин признался в этом. Это отдельное
стихотворение или отрывок из чего-то? (Ответы
детей)

– И все же оно прекрасно по-своему, это время
года. Последняя страница нашего календаря.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые
леса.
А.С. Пушкин

– О каком времени года эти строки? (Ответы
детей)

– Осень – любимое время года многих поэтов,
время творчества, время повышенной
работоспособности. Докажите это. (Дети читают
стихи)

– Молодцы, ребята, хорошо подготовились. Спасибо.

– Вот и подошло к концу наше путешествие.
Закончить его хочется словами Н. Рыленкова «Все
богатства русского пейзажа». (Читает ученица)
– Поэтическая индивидуальность определяется
многими «слагаемыми»: и силой таланта, и
особенностями темперамента, и тяготением к
определенным темам и жанрам, и стилевой
манерой. Однако при всех индивидуальных
различиях и «пристрастиях» и Боратынского, и
Полонского, и Тютчева, и Фета, и Никитина, и
Майкова, и Толстого объединяет одно чувство.
Какое же, как вы думаете? (Ответы детей)
– Правильно, глубокое чувство Родины, осознание
нерасторжимой связи с ней. Это они, поэты,
передают нам – в наследство, на память.
Послушайте стихи А.К. Толстого «Благославляю,
вас, леса». (Читает ученица)

IV. Домашнее задание

– Я очень хочу, чтобы «святая сила вдохновенья»
не покидала и вас, и вы унесли бы с нашего урока ту
частицу любви и нежности, которые завещали нам
поэты-пейзажисты. Поэтому дома я предлагаю вам
составить кроссворд по творчеству поэтов, уже
знакомых. Хотя бы сделать наброски. А завтра на
уроке общими усилиями мы его оформим. А также
попытайтесь написать стихи о природе, Родине,
любви. Пусть это будет вашей пробой пера.
Благославляю вас на творчество.

V. Итог

– Вот и подошел к концу наш урок. Потрудились мы
на славу. (Оценки)
– К чему же мы прикоснулись на уроке?
– Главная тема их творчества?
– С каким чувством эта любовь тесно связана? (Ответы
детей)

– Правильно. И не зря эпиграфом к уроку я взяла
строки М.М. Пришвина:



«ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ
РОДИНУ».




Следующий: