Урок литературы по теме Образы детей в рассказе Ф. Искандера Тринадцатый подвиг Геракла. 6-й класс


Изучению творчества Фазиля Искандера в школе отводится сравнительно скромное
место.

Передо мной стал вопрос: как провести урок, в котором через художественно –
выразительные средства, раскрыть образы главных героев, потом и название
рассказа, которое требует особого внимания.

Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к
его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень
актуальны и для нашего времени.

Это второй урок в 6 классе по творчеству Фазиля Искандера из раздела
«Писатели улыбаются». Он посвящён углубленному анализу текста.

На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, с его творчеством
и прочитали рассказ.



Урок литературы в 6-м классе

Тема:

«Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг геракла».

Тип урока:

урок-исследование.

Вид урока:

традиционный.

Методы ведения урока:

частично-поисковый, словесный, проблемный, путь
анализа литературного произведения исследовательский, кейс – метод.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальный,
индивидуальный, в парах.

Цели:

Образовательные:

  • раскрыть характеры детей;
  • природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»,
    показать особенности стиля писателя;

Развивающий:

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста,
    активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся,
    лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;

Воспитательный:

воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование
нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство
юмора.

Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в
смешном, комическом виде.

Приложение 1

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

– Добрый день, ребята!

2. Эмоциональный настрой

Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)

– Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? (Это музыка из
тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные забавные истории.)

– Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный
случай, чей – то рассказ или литературное произведение.

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе
юмористическими.

Обратимся в словарь

литературоведческих терминов на стр. 254.

Найдём определение слова «юмор». Прочитайте его.

– С каким юмористическим произведением вы уже встречались в этом году?

Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер.

Тема нашего урока

«Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг
Геракла», и вы увидите, что основное средство их создания – юмор.

2. Психологическая подготовка:

– Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом и главным будет вопрос о
том, какие нравственные уроки получили ученики. Вы видите, что на доске нет
эпиграфа. Его я предложу вам сформулировать в конце урока. Эпиграф должен будет
стать наиболее ёмким ответом на основной вопрос урока.

3. Анализ художественного текста.

– Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1. Беседа с учащимися:

  • Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
  • Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной
    войны».)
  • По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя
    Аликом, болезни – тиф, малярия…)
  • Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б
    класса.)
  • Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите
    их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Задание 1. Работа по рядам.

Первый ряд



составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика
Авдеенко.

Второй ряд

проделает такую же работу по образу Сахарова.

Третий ряд

по образу Адольфа Комарова.

Шурик Авдеенко Отличник Сахаров Адольф Комаров
Загорелое угрюмое лицо;

Показывая мощные усилия ума и
воли;

Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;

Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.

Чёрный лебедь (сравнение)

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал
быть отличником; (ирония)

– Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на
промокашке;

Считался способным троечником;

Волосы светлые;

Веснушки.

Его редко ругали, но ещё реже хвалили.

Адольф стал Аликом.

Вывод:

Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор
выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них
акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и
скромность и незаметность Алика.

Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются
художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является
«ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих
терминов» с.254.

Физкультминутка:

Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеёмся вместе.

Ведь смех – это лучшее лекарство.

1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда
и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.

2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем
классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой
на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет
посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что
возле Электростанции. Потому что она образцовая.

Вы узнали эти строчки?

Возвращаемся к нашему тексту.

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие , поскольку о себе человек
рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее
задание)

– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным?
(Оттягивает время, доктор с медсестрой)

– Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Состояние главного героя Реакция класса
  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.
  2. Захлопнулся маленький капканчик.
  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.
  4. Голос мой подымается прямо из живота.
  5. Казнь
  6. От ужаса и отвращения.

Звонок – погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот – метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.



  1. Смотрел на меня и ждал
  2. Ждал, что я буду проваливаться
  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и
    интереснее
  4. Сдерживал хихиканья
  5. Смеялся
  6. Хохотал

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Автор использует градацию.

Вывод:

Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает
совесть.

– Какой урок извлёк герой?

На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.

Прослушивание аудиозаписи:

(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с
обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось.
Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и
событиями.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.

С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными
задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)

Ответы учащихся.

(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)

– Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики
Харлампий Диогенович.

Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

– Обратите внимание на имя учителя.

– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с
благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться
к себе и людям критически, с иронией и юмором).

– Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа?

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит
нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите
цитаты из текста)

1. Рефлексия.

В начале урока было дано задание сформулировать эпиграф.

Какие слова или цитаты вы можете предложить? (Смехом он, разумеется,
закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне
с достаточным чувством юмора.)

– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога?
(Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи
смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)

Самооценка.

Домашнее задание.

Чтобы больше узнать о творчестве Ф. Искандера, прочитайте рассказ
«Дедушка». В нём тоже затронуты проблемы нравственного становления подростка.

– Урок окончен. Благодарю за сотрудничество.




Следующий: