Урок литературы по теме Но в мире есть душа одна… по стихотворению Н. А. Некрасова Внимая ужасам войны…. 8-й класс


(Урок литературы в 8 классе по стихотворению Н.А.
Некрасова «Внимая ужасам войны:»)

Цели урока

:

  • обучение анализу стихотворения; анализ
    стихотворения Н.А. Некрасова «Внимая ужасам
    войны:»;
  • обучение сопоставительному анализу лирических
    произведений разных авторов на одну и ту же тему;
  • развитие навыков выразительного чтения;
    углубление знаний о художественных средствах
    выразительности;
  • наблюдение взаимосвязи литературы с другими
    видами искусств;
  • воспитание бережного отношения к
    женщине-матери.

Оборудование

: компьютерная презентация,
демонстрационный материал.

I. Организационный момент.

II. Учет знаний.

Тест.

1). Определите выделенное средство
выразительности.

А) Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит.

(Н. А. Некрасов «Железная дорога». Ответ:
эпитет)

Б) Целый город с каким-то испугом

Подъезжает

к заветным дверям.

(Н. А. Некрасов «Размышления у парадного
подъезда». Ответ: метонимия)

В) Зной нестерпимый: равнина безлесная:

( «В полном разгаре страда деревенская:»
Ответ: инверсия.)

Г) Но сталью я одела грудь:

Гордись — я дочь твоя!..»

(«Русские женщины». Ответ: метафора).

2). Определите, к каким мотивам лирики поэта
относятся приведенные стихотворения Н. А.
Некрасова:

А) «Крестьянские дети», «В полном разгаре
страда деревенская:»;

Б) «Вчерашний день часу в шестом:»;

В) «Великое чувство! У каждых дверей:»,
«Русские женщины»; «Тройка».

Г) «Размышления у парадного подъезда»,
«Железная дорога».

1) крестьянская тема; 2) образ Музы; 3) гражданская
лирика; 4) женская доля.

Ответ: А — 1); Б) — 2); В) — 4); Г) — 3).

III. Изучение нового.

Учитель.

Н.А.Некрасов внес огромный вклад в
развитие русской литературы не только как поэт,
автор прекрасных стихов и поэм, но и как редактор
журнала «Современник» (1847- 1866). Во втором номере
этого журнала за 1856 год был напечатан рассказ Л.
Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это
- один из «Севастопольских рассказов» (всего их
три) начинающего тогда писателя, и написал их
Толстой не случайно.

В то время шла Крымская война (1853-1856).Она была
для России особенно тяжелой. Вспомним одну из
героических и трагических страниц её — оборону
Севастополя. 349 дней русские войска мужественно
защищали этот город от значительно
превосходящих вооруженных сил не одного
государства, а четырех: Франции, Великобритании,
Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все
возможности обороны, южная часть города была
оставлена.

Л. Н. Толстой, будучи офицером, принимал в ней
непосредственное участие. В основу
«Севастопольских рассказов» положены
подлинные факты и события, которые Толстой
наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест
Севастопольской обороны — на четвертом
бастионе. Этот рассказ прочитал ваш
одноклассник, и он сейчас поделится своими
впечатлениями.

Ученик.

В рассказе «Севастополь в августе 1855
года» в центре внимания писателя образы двух
братьев Козельцовых.

Старший из них, Михаил, — офицер, энергичный,
талантливый, общительный, любимый солдатами. Он
возвращается после госпиталя в Севастополь в
свой полк, хотя и «рана хорошенько не
закрылась». «Которые и настоящие здоровые-то, и
то, которые умные есть, живут в ошпитале в этакое
время. Что тут-то радости много, что ли? Либо ногу,
либо руку оторвет — вот те и все!» — сетует
Николаев, провожая младшего Козельцова -
Владимира.

Володя Козельцов, прапорщик, только что
окончивший военное училище при Императорском
дворце и по собственному желанию приехавший в
Севастополь. «Стыдно жить в Петербурге, когда
тут умирают за Отечество», — убежден он.
«:Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми
черными глазками и румянцем во всю щеку», -
пишет о нем Толстой Скромность, боязнь
показаться смешным, добрейшее отношение к
окружающим, в том числе и к подчиненным,
«серебристый звучный голос», радужные мечты,
отвага: Нельзя не полюбить этого «приятно
хорошенького мальчика».

В пути они встречаются, и Михаил предлагает
брату ехать вместе в Севастополь. Он
возвращается в свою девятую роту, а младшего
направляют в артиллерию. Во время одного из
штурмов Севастополя вражескими войсками Михаил
Козельцов был смертельно ранен. «Смерть не
испугала Козельцова». Он умирает с сознанием
того, что совершил геройское дело.

Младшего Козельцова убивают в первом и
последнем для него бою. «Что-то в шинели ничком
лежало на том месте, где стоял Володя».

Вот так погибли два молодых сына Отечества,
полные сил, энергии, планов на будущее, горячо
любившие свою Родину.

Учитель.

А теперь представим себе состояние
матери, получившей извещение о гибели сразу двух
своих сыновей:

Рассказ глубоко взволновал Некрасова, и по
поводу гибели младшего поэт писал: «Володе
Козельцову суждено долго жить в русской
литературе, может быть, столько же, сколько
суждено жить памяти о великих, печальных и
грозных днях севастопольской осады. И сколько
слез будет пролито и уже льется теперь над бедным
Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в
неведомых уголках обширной Руси, несчастные
матери героев, погибших в славной обороне! Вот
как пали ваши милые дети:»

Под впечатлением событий Крымской войны и
рассказа Л. Н. Толстого Н. А Некрасов в 1856 году
написал одно из бессмертных стихотворений -
«Внимая ужасам войны:».

Прослушивание стихотворения.



Беседа по вопросам.

- Какое чувство вызывает у вас стихотворение?
Созвучно ли оно вам и чем?

- Какие строки и образы кажутся вам наиболее
яркими, запоминающимися? Почему?

Учитель.

Заглавия стихотворения нет; его
отсутствие обозначено знаком* * *. Ученые в таком
случае говорят: нулевое заглавие. Когда у
стихотворения нет заглавия, то читателю
приходится проделывать особенно интенсивную
умственную работу: автор как бы предлагает ему
самому восполнить отсутствующее задание. А
сделать это непросто. Непросто потому, что в
стихотворении несколько смыслов, и открываются
они не сразу, а постепенно.

Давайте мы с вами попытаемся подобрать
заголовок. Что он может отражать? (Тему или
основную мысль). Чтобы определить то или другое,
послушаем стихотворение ещё раз.

- Так о чем же оно? (О горе матери, потерявшей
сына).

- Интересен поэтический синтаксис этого
стихотворения. Обратите внимание, как поэт
вводит своих героев: друг, жена, сам герой. И их
ему не жаль. Почему не жаль? («утешится жена», «и
друга лучший друг забудет»)

- А самого героя почему не жаль? (Он — «жертва
боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления
воспринять уже не может).

- Противительный союз но вводит главного
героя стихотворения, которому симпатизирует
автор. Сначала он называет её душа, затем она.
И только потом он называет конкретно — «слезы
бедных матерей». Вот так осторожно, как бы
боясь спугнуть её покой, подбирается поэт к
главной героине стихотворения — матери.

- Какие е средства художественной
выразительности помогают автору раскрыть тему
своего поэтического шедевра?

Эпитеты

: «святые, искренние слезы», «бедных
матерей».

Метафора

: «кровавой ниве»

Сравнение

: «как не поднять плакучей иве
своих поникнувших ветвей»

Святость, искренность материнских слез
особенно глубоко осознаются при сопоставлении с
«прозой жизни», с обыденностью повседневных
«лицемерных дел» (искренний — лицемерный -
антонимы)



Давайте уточним тему стихотворения.
(Неизбывность горя, святость, искренность слез
матерей, у которых война отняла самое дорогое -
детей).

- А как вы думаете, для чего поэт написал это
стихотворение? (Для того чтобы выразить свое (и
наше!) сочувствие, сострадание матерям погибших
героев и протест против любой войны.)

- Это — основная мысль, идея стихотворения.

- Скажите, можно ли относить это стихотворение
только к антивоенным произведениям? Какую
систему ценностей защищает в нем поэт? (Это
стихотворение относится не только к антивоенным
произведениям. Потерять ребенка можно в любое
время. Горе от этого не становится меньшим. Поэт
защищает христианскую заповедь, исходящую из
евангельской заповеди «Чти отца твоего и мать».
Бережное отношение к женщине, а особенно к матери
- признак духовного здоровья общества, залог
долгой и счастливой жизни).

А теперь ваши предложения заголовка
стихотворения. (Ответы учащихся. Один из
возможных заголовков — цитата из стихотворения,
возможно, та, которая вынесена в название темы
урока)

Учитель.

Святое отношение к матери — одно из
программных у Некрасова. Все самое доброе, самое
светлое в детстве и юности будущего поэта было
связано с образом его матери Елены Андреевны,
ласковой и чуткой, умной и образованной. Она
горячо любила детей, ради их счастья, их будущего
терпеливо сносила и в меру своих слабых сил
смягчала царивший в доме произвол. В
стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены
проникновенные строки поэта:

Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.

С детства страдания любимой матери были в
сердце Некрасова «никогда не заживавшей раной»,
и эта рана «была началом и источником всей
страстной, страдальческой поэзии его на всю
потом жизнь». (Ф. Достоевский)

Давайте ещё раз послушаем это стихотворение.



Сопоставительный анализ лирических
произведений.

- Какие произведения русской литературы
приходят вам на память, когда вы слушаете или
читаете это стихотворение. (Ответы учащихся)

- Сравните отношение Некрасова в этом
стихотворении к матери и жене с позицией
советского поэта К. Симонова в стихотворении
«Жди меня» (1941г.) Какая из них вам ближе?

<:>
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души:
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
<:>
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать, -
Как никто другой.

- Свой вывод из этого сопоставления запишите.

Взаимосвязь литературы с другими видами
искусств.

Учитель.

Своим глубоким содержанием и
совершенством художественной формы
стихотворение «Внимая ужасам войны:»
привлекает внимание композиторов. Оно
неоднократно положено на музыку. На слова
стихотворения написано 8 музыкальных
произведений; авторами двух из них являются Ц. А
Кюи и Т. Н. Хренников. Прослушайте их; сравните.
Как вы думаете, кому из композиторов удалось
глубже передать идею шедевра Н. А. Некрасова?

(Ответы учащихся)

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? О чем хотелось бы
узнать подробнее? О чем урок заставил задуматься?

Подведение итогов.

Слово учителя о работе класса.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение
наизусть.

Литература.

1. Г. С. Меркин. Литература, 8 класс. Учебник, ч.2.
Москва, «Русское слово», 2010 г.

2. Е. И. Никитина. «Русская речь». Учебное
пособие, 10 класс. Элективные курсы. «Дрофа», 2005 г.




Следующий: