Урок литературы по теме Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина. 6-й класс

Характеристика темы:

Тема соответствует
содержанию регионального компонента
государственного стандарта общего образования
Архангельской области по литературе: Б.В.Шергин
«Детство в Архангельске», «Миша Ласкин».
Отношения взрослых и детей в семье, основы
нравственного воспитания. Тема дружбы и
честности.

Для полного раскрытия темы на уроке
дополнительно взят рассказ Шергина «Поклон сына
отцу».

Тип урока:

урок изучения нового
материала.

Цель урока:

Раскрыть нравственный
смысл рассказов Шергина.

Задачи урока:

1) образовательные:

  • познакомить с Архангельском начала 20
    века;

  • выявить особенности жизни, быта,
    языка поморов;

  • формировать умение работать с
    текстом художественного произведения;

2)

развивающие:

  • способствовать развитию устной связной речи
    учащихся, мышления,
  • эмоциональной сферы, способствовать расширению
    словарного запаса учащихся;

3) воспитательные:

  • воспитывать любовь к литературе Севера, людям
    Севера, уважение семейных ценностей.

Предварительная подготовка учащихся:

1)
прочитать рассказы, предложенные учителем,
ознакомиться с материалом на стенде; 2)
подготовить пересказ отрывков близко к тексту
(индивидуальное задание); 3) подготовить
выразительное чтение отрывка из рассказа
Шергина «Двинская земля»; 4) подумать над
вопросом: Какие наказы, советы дают вам ваши
родители, бабушки, дедушки?


Этап урока

Деятельность
учащихся

Деятельность учителя
I. Организационный моментНастрой на урок

Проверка готовности к уроку.
Слово учителя, способствующее созданию настроя
на урок.

II. Введение в тему урока.Объясняют лексическое значение слов.Руководит рассуждениями учащихся.
Сопоставляет выводы со статьями словаря.
III. Постановка проблемного вопроса
для актуализации темы урока.
Ищут взаимосвязь новых слов с темой
урока, предлагают названия урока.
Ставит проблемный вопрос, подключает
учащихся к размышлению.
IV. Заочная экскурсия по
Архангельску начала 20 века
Просмотр презентации, выразительное
чтение учеником отрывка из рассказа «Двинская
земля», размышляют по вопросам учителя.
Предлагает вопросы для размышления,
показывает презентацию, беседует по вопросам.
V. Постановка учебных задач,
формулировка темы

Ставят перед собой задачи, выделяют
ключевые слова в теме урока.
Помогает, исходя из поставленных задач,
сформулировать тему урока.
VI. Анализ художественного
произведения
Отвечают на вопросы учителя, используют
выборочное чтение, пересказывают отрывки.
Анализируют услышанные ответы, делают выводы,
подбирают эпитеты.
Направляет деятельность учащихся.
Через постановку вопросов руководит
мыслительным процессом, подводит к выводам.
VII. Самостоятельная
работа в парах, подведение итогов работы
Работают с текстом в парах, обсуждают
найденный материал, аргументируют свой выбор.
Соотносят изученный материал со своим жизненным
опытом, высказывают своё мнение.
Помогает слабым ученикам в поиске
материала. Поддерживает учащихся в высказывании
собственного мнения, направляет ход размышления.
VIII. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Подводят итоги. Оценивают свою работу,
делятся впечатлениями.
Оценивает работу учащихся.
IХ. Заключительное слово учителя.Слушают учителя. Записывают домашнее
задание.
Словом поддерживает эмоциональный
настрой в конце урока.

Средства обучения:

  • книги с текстами
  • мультимедийная презентация

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

-

«Ты, дорогой мой человек, перекинемся
душевным словом», - так Борис Викторович
Шергин обращался к своему читателю. Я хочу
переадресовать эти слова вам, шестиклассникам, и
пригласить на душевный разговор.

2. Введение в тему урока. (Слайд 2)

На слайде учащимся предложены слова: ПОМОР,
КОРАБЕЛ.

-

Объясните лексическое значение данных слов,
как вы их понимаете?

(Учащиеся, рассуждая, через толкование
значений корней, приставки объясняют
лексическое значение слов «помор», «корабел»)

- Подтвердим правильность рассуждения
статьями из «Словаря русского языка» Ожегова:

  1. Помор
  2. — житель поморья. Помор — это русское
    слово, состоящее из приставки по- (то есть возле,
    местоположение близ чего-нибудь) и корня -мор-
    (от слова море). Следовательно, помор — это «тот,
    что живет возле моря», то есть житель прибрежной
    полосы. Поморы проживают в регионе Белого моря,
    который по-русски называется Поморье.

  3. Корабел
  4. - специалист по кораблям, по их
    строительству, проектированию и т.п.

3. Постановка проблемного вопроса для
актуализации темы урока.

- Как вы думаете, почему мы начинаем урок со
слов «помор», «корабел»?

(Учащиеся рассказывают о том, что именно эти
слова связаны с жизнью и творчеством Бориса
Шергина, который родился в семье поморов и
корабелов. Своему детству, отцу и матери он
посвящает рассказы «Детство в Архангельске»,
«Поклон сына отцу»)

-

Какое название вы бы дали нашему уроку?
(Слайд 3)

(

Примерные ответы: — В гостях у Бориса Шергина.

- Путешествие в детство Шергина.

- Знакомство с семьёй Бориса Шергина и др.)

4. Заочная экскурсия по Архангельску начала 20
века.

-

Многие из вас не бывали в городе
Архангельске, не видели красоту Северной Двины,
Белого моря. Чтобы мысленно оказаться там,
давайте сначала совершим путешествие, заочную
экскурсию в мир поморов, перенесемся вместе с
вами к Белому морю, в Архангельскую губернию, в
город Архангельск начала 20 века, то есть на
родину поморов-корабелов, на родину Бориса
Шергина.

-

А небольшую экскурсию-рассказ мы совершим с
Борисом Шергиным, потому что только человек,
хорошо знающий родной край, любящий его, может
так ярко, образно, точно рассказать нам о земле
поморской, которой писатель посвятил рассказ
«Двинская земля».

Перед показом предлагаются вопросы для
размышления:

-

С какими чувствами Борис Шергин описывает
родные места? Почему?

-

Как вы думаете, какими людьми были поморы?

(Показ презентации с фотографиями Архангельска
начала 20 века, а на фоне презентации звучит
выразительное чтение заранее подготовленным
учеником отрывков из рассказа Шергина «Двинская
земля»)

Отрывки из рассказа «Двинская земля»
для выразительного чтения.

(Слайд 4)

Родную мою страну обходит с
полуночи великое Студёное море — седой океан. В
море долги и широки пути, и высоко под звёздами
ходит и не может стоять. Упадут на него ветры, как
руки на страну, убелится море волнами, что снег.

Гремят голоса, как голоса многих труб, — голоса
моря, поющие ужасно и сладко. Глубина океана -
страшна, немерна, а будет столь светла, ажно и
рыбы ходящие видно.

От Студёного океана на полдень развеличилось
Белое море. В Белое море пала Архангельская
Двина. Широка и державна, тихославная та река
плывёт с юга на полночь и под архангельской горой
встречается с морем. Тут островами обильно: пески
лежат, и леса стоят. Где берег возвыше, там люди
наставились хоромами. А кругом вода. Куда сдумал
ехать, везде лодку, а то и кораблик надо.

(Слайд 5)

Город мой, родина моя, ты дверь, ты
ворота в неведомые полярные страны. В
Архангельск съезжаются, в Архангельске
снаряжаются учёные испытывать и узнавать
глубины и дали Северного океана.
(Слайд 6) От
архангельских пристаней беспрестанно отплывают
корабли во все стороны света. На запад — в
Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Англию и
Америку, на север — к Новой Земле, на Шпицберген,
на землю Иосифа.

(Слайд 7)

В наши дни Архангельск первый город
Северной области.
(Слайд 8) Улицы в
Архангельске широки, долги и прямы.

(Слайд 9)

На берегу и у торгового звена много
каменного строенья, а по улицам и по концам город
весь бревенчатый. У нас не любят жить в камне. В
сосновом доме воздух лёгкий и вольный.

(Слайд 10)

Пригород Соломбала на низменных
островах стоит, и редкий год их не топит.
(Слайд
11)
В городе как услышат — из пушек палят, так и
знают, что Соломбала поплыла. Соломбальцы и в ус
не дуют, у них гулянье, гостьба откроется, ездят
по улицам с гармонями, с песнями, с самоварами.

(Слайд 12)

В подосень, да и во всякое время, у
города Архангельска парусных судов и пароходов
не сосчитать.
(Слайд 13) Одни к пристани
идут, другие стоят, якоря бросив, третьи, отворив
паруса, побежали на широкое студёное раздолье.

(Слайд 14)

Архангельский город всему морю
ворот.

Обсуждение по ранее предложенным вопросам:

-

С какими чувствами Борис Шергин описывает
родные места? Почему?

-

Как вы думаете, какими людьми были поморы?
(Слайд 15)

-

Кто автору привил чувство любви к родному
краю?

(Учащиеся отмечают, с какой нежностью, любовью,
с каким восхищением Шергин пишет о родных местах.
Поморы показаны людьми свободными, смелыми,
крепкими, душевными.)

5. Формулировка темы урока, совместная
постановка учебных задач,

поиск путей их решения. (Слайд 16)

-

Дома вы прочитали рассказы Шергина
«Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»,
«Поклон сына отцу».

-

Что вы бы хотели обсудить по этим рассказам?
Какие задачи поставили бы перед собой?

(Примерные ответы:

- познакомиться с родителями писателя,
рассказать о них;

- узнать о том, как жили поморы в начале 20 века,
чем они занимались, каков их характер;

- сравнить жизнь современных детей с жизнью
детей начала 20 века;

- узнать, как во времена писателя родители
воспитывали детей.)

-

Объединим задачи, поставленные вами, и тема
нашего урока будет звучать так: (Слайд 17) Мир
семьи и духовные заветы в рассказах Бориса
Шергина
.

(запись темы урока в тетрадях)

-

Какие главные, ключевые слова вы можете
выделить в теме урока?

(Семья, заветы)

Ключевые слова вывешиваются на доску.

6. Анализ художественного произведения.

-

Во время нашей беседы задумайтесь, какие
эпитеты, оценочные

прилагательные можно подобрать к ключевому
слову темы урока «СЕМЬЯ»

(ключевое слово вывешено на доску).

-

От чьего лица ведётся повествование в
рассказах?

-

Как познакомились родители рассказчика,
Анна Ивановна и Виктор Васильевич? (пересказ
отрывка близко к тексту
)

-

Что необычного вам показалось в этой
истории? Как относятся друг к другу молодые люди?
(стеснение, уважение)

-

Какими впечатлениями о своём детстве
делится с нами Шергин?

-

Какими людьми предстают в рассказах отец и
мать? Какие эпизоды рассказывают о том, что это
творческие люди? (выборочное чтение отрывков)

-

Какая атмосфера царит в доме Шергиных?

(Учащиеся рассказывают об атмосфере любви,
нежности в семье. Родители уважают и
поддерживают друг друга, они вместе и в горе и в
радости.)

-

Какие эпитеты после беседы по тексту мы
можем подобрать к слову «СЕМЬЯ»?

  • ДРУЖНАЯ (эпитеты появляются на доске по мере
    работы и записываются в тетрадь
    )
  • ДОБРАЯ
  • ТРУДОЛЮБИВАЯ
  • ТЁПЛАЯ
  • ВЕСЁЛАЯ
  • СЧАСТЛИВАЯ
  • ТВОРЧЕСКАЯ

-

Как взрослые относятся к детям в семье?
(Родители готовили детей к жизни с малых лет,
хотели видеть их смелыми и добрыми, учили не
лениться, с людьми жить в ладу, не унывать.)

(обязательно должно звучать выборочное
чтение
)

-

Какие события объединяли семью, делали её
крепче, дружнее?

(Совместный труд, уход отца в море, общая
радость по возвращении из моря, общая беда)

-

Какие ещё эпитеты, оценочные прилагательные
мы можем добавить к слову «СЕМЬЯ»?

  • ЗАБОТЛИВАЯ
  • ЖДУЩАЯ
  • ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ДРУГ ДРУГА
  • ЛЮБЯЩАЯ

-

Какой урок даёт отец сыну в рассказе «Миша
Ласкин»? (пересказ эпизода)

-

Как вы понимаете слова «любовь без
хитрости»?

-

А как относились дети к своим родителям?

-

Что подтверждает ваши слова?

(Учащиеся обращают внимание на название
рассказа «Поклон сына отцу»: рассказчик
благодарен своему отцу за доброту, мудрость,
любовь, ласку.)

-

Каким образом через свой язык, свою речь
автор передаёт любовь, нежность, благодарность
родителям?

(Учащиеся сразу отмечают и находят слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами:
окошечки, полочки, чудышко, рубашонка и др.
Обращают внимание на северные, диалектные слова:
красовитый, деушка и др. Замечают, как нежно и с
гордостью каждый раз рассказчик называет мать:
Анна Ивановна, Аннушка, молоденькая Ивановна,
мама, мамушка. Даже слово «отец» несёт огромную
эмоциональную нагрузку. Учащиеся делают вывод,
что все слова помогают выразить любовь Шергина к
родителям, к родной земле.)

Промежуточный вывод:

-

Каков же мир семьи Бориса Шергина, созданный
в рассказах «Детство в Архангельске», «Миша
Ласкин», «Поклон сына отцу»?

(Мир семьи, созданный в рассказах Шергина, — это
мир любви, нежности, добра. В этом мире люди
уважают друг друга, помогают в трудную минуту.
Здесь нет места хитрости, лжи, злобе. Взрослый
учит ребёнка трудолюбию, храбрости, старается,
чтобы дети выросли образованными, творческими
людьми. Детям в этом мире, похожем на сказку,
тепло, уютно.)

6. Самостоятельная работа в мини-группах и её
анализ.

- Вторым ключевым словом в нашей теме
является слово «заветы».

-

Как вы понимаете слова «ЗАВЕТ», «НАКАЗ»?

- Подтверждение ответов детей статьями из
словаря Ожегова:

Завет — наставление, советы последователям,
потомкам.

Наказ — наставление, поучение, распоряжение.

-

А как вы понимаете выражение «духовные
заветы»?

(Это наставления, поучения для души.)

-

Работая в парах, из текста выберите и
запишите духовные заветы отца сыну.

После самостоятельной работы беседа, обмен
впечатлениями:

-

Какой завет, наказ вам больше всего
запомнился? Почему? Как вы его понимаете?

(Учащиеся с удовольствием зачитывают заветы
отца сыну:

- Учёный водит, неучёный следом ходит.

- Будь, сын, отца храбрее, матери добрее.

- Печаль как моль в одежде, как червь в яблоке. От
печали — смерть… и др., также замечают, что они
похожи на пословицы: короткие, часто одно
предложение, но мудрые.)

- Как вы думаете, какими вырастут дети в
семье поморов?

(Родители всё сделали, чтобы их дети выросли
добрыми, трудолюбивыми, заботливыми,
отзывчивыми, умеющими дружить и любить.)

- Какие наказы дают вам ваши родители,
бабушки, дедушки? (по домашнему заданию)

- Заветы ваших близких похожи на заветы отца
рассказчика или отличаются?

Почему?

(Учащиеся делают вывод, что многие заветы очень
похожи. Может быть, они только выражены
современным языком, но смысл остался тот же:
родные учат доброте, трудолюбию, заботе, уважению
людей, потому что эти ценности важны в жизни
любого человека.)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-

Как вы думаете, какую задачу ставил перед
собой Борис Шергин, создавая свои произведения?
(Сохранить память о своих родителях, о жизни
поморов, передать будущим поколениям заветы
своего отца)

-

Значимы ли для нас заветы помора почти 100 лет
спустя?

-

Что особенно на вас произвело впечатление
на уроке, что особенно запомнилось?

8. Заключительное слово учителя.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: