Урок литературы по теме Мифология древних славян 5-й класс

ЦЕЛЬ:

  1. Сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать её образность.
  2. Формировать чувства патриотизма, эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Развивать воображение, логическое мышление, умение работать в группе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

  • рассказ учителя,
  • беседа по вопросам,
  • использование межпредметных связей (с историей),
  • составление кроссворда,
  • проверка домашнего задания,
  • работа в группах,
  • словарная работа,
  • самоконтроль и взаимоконтроль,
  • занимательные задания.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • метод проектов (частично).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • электронная презентация «Славянские боги» (Приложение 1), картины по славянской мифологии И.Н.Крамской «Русалки», И.М.Прянишников «На Лысой горе», иллюстрации к сказкам Билибина, оценочные листы.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

«Родина – это всё и, прежде всего, язык, природа,
древняя история своей страны, её предки,
народные песни и сказания, память о предках…»
(В.Астафьев)

ПЛАН УРОКА:

1. Организационно-мотивационный момент

2. Актуализация знаний

  • Традиционная словарная работа
  • Проверка домашнего задания.
  • Обобщение изученного на прошлых уроках по теме «Мифология».

3. Формирование новых знаний

  • Слово учителя
  • Просмотр электронной презентации
  • Чтение статьи учебника страницы 84-87 (1-я часть)
  • Беседа по вопросам

4. Закрепление полученных знаний

  • Работа в группах (выполнение заданий)
  • Взаимоконтроль, выставление оценок в оценочный лист
  • Мини-проект (изготовление книжек-раскладушек)
  • Анализ проектной деятельности, обсуждение оценок за данный вид деятельности

5. Итог урока

  • Слово учителя
  • Выставление общей оценки в журнал и дневники

ХОД УРОКА

1. Организационно–мотивационный момент

Доброе утро, дорогие ребята. Рада всех вас видеть.

Сегодня 10 октября, тема нашего урока «Славянская мифология», я назвала её строчкой из стихотворения А.С.Пушкина «Там чудеса, там леший бродит…». Мы продолжаем путешествие по древнему миру, сегодня нас ждёт встреча со славянскими богами. Заниматься будем два урока. На первом уроке проверим домашнее задание, проведём традиционную словарную работу, затем приступим к изучению новой темы, поработаем в группах, реализуем мини-проект и подведём итоги.

Я уверена, что все задания окажутся вам по плечу и справитесь вы прекрасно, надеюсь, получите только хорошие оценки.

Каждый из вас имеет свой оценочный лист, за каждый вид работы будет выставляться оценка. Это сделаете или вы сами, или ваши товарищи, общая оценка будет выставлена в журнал. Эпиграфом к уроку я взяла слова писателя В.П.Астафьева (прочитать). Надеюсь, сегодняшний урок поможет нам лучше узнать историю и культуру нашей родины.

Итак, начнём!

2. Традиционная словарная работа с самоконтролем.

На доске висит планшет с семью именами греческих и римских богов (рисунок 1)

рисунок 1.

Учитель даёт 7 определений, не называя имена.

  1. Верховный бог древних греков.
  2. Божество подземного царства мёртвых в греческой мифологии.
  3. Бог войны у древних римлян.
  4. Богиня мудрости, дева-воительница в греческой мифологии.
  5. Бог-кузнец, покровитель ремёсел у древних римлян.
  6. Греческое божество в шляпе и сандалиях с крылышками.
  7. Древнеримская богиня покровительница домашнего очага.

Дети выбирают правильный ответ из списка на планшете и пишут букву, под которой он находится. Словарная работа проводится на листочках многоразового использования. Сразу проводится самоконтроль, оценки выставить в оценочный лист (0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»). Правильный ответ — А, Е, Ж, Б, Г, Д, В.

3. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами говорили о мифах, о сотворении мира в различных культурах. Давайте вспомним, что такое мифы. (Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.)

Какие вопросы существования могли, прежде всего, интересовать человека древности? (Как появился мир? Как и почему появился он сам? Почему день сменяется ночью, а лето — зимой?)

Как древние люди разных культур представляли себе сотворение мира? (Ответы детей)

Дома вы придумывали и рисовали свои версии сотворения мира. Давайте послушаем рассказы ребят.

Выступают дети со своими рассказами и рисунками.

4. Обобщение изученного на прошлых уроках по теме «Мифология».

Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, современных людей?

(Вопросы происхождения мира, человека; вопросы добра и зла; вопросы границ возможности человека. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далёкие предки, как объясняли и понимали мир.)

5. Формирование новых знаний.

Слово учителя

Помимо собственно возникновения мира, большинство мифологий уделяло большое внимание устройству созданного мира. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о наших далёких предках — древних славянах, о том, что собой представлял мир древних славян, какие боги его населяли.

А сейчас давайте посмотрим электронную презентацию «Славянские боги», которую я для вас приготовила. После просмотра вам будет предложено выполнить следующие задания: расселить славянских богов по местам обитания, составить кроссворд, выполнить задание «третий лишний», а также ответить на вопросы.

Просмотр электронной презентации.

В процессе просмотра учащиеся делают краткие записи в тетрадях по литературе.

Чтение статьи учебника страницы 84-87 (1-я часть)

Беседа по вопросам

  1. Кто является верховным богом древних славян?
  2. От имён каких богов происходят слова яростный, яровая пшеница, яркий, лад, ладушки, ладить? (Ярило, Лада)
  3. Из каких источников мы узнали о славянских богах? (Сказок, былин, легенд, преданий).

Мы с вами познакомились с богами древних славян, на следующем уроке мы будем выполнять творческие задания. Работа интересная, потребует от вас много сил, поэтому вам нужно отдохнуть.(перемена)

6. Закрепление и актуализация новых знаний.

Следующим этапом нашего урока будет работа в группах, проверим, что вы запомнили, как поняли. Все свои записи в тетрадях вы можете использовать при выполнении заданий. (Класс делится на три группы по 5-6 человек)

1-я группа работает над составлением кроссворда «Славянские боги». (Задание 3-го уровня)

В кроссворде должно быть не менее 8 слов.

2-я группа работает над составлением схемы «Где живут славянские боги». (Задание 2-го уровня). Группа получает 8 карточек с клеевым краем (на них написаны имена славянских богов) и планшет с тремя уровнями «Верхний мир», «Мир людей», «Тот свет».

3-я группа работает с заданием «Третий лишний». (Задание 1-го уровня)

Карточка с заданием: вычеркнуть лишнее имя в каждой группе.

  • Хорс, Лада, Зевс.
  • Гефест, Леший, Ярило
  • Белбог, Меркурий, Доля
  • Лихо, Морана, Персефона
  • Мокошь, Баба-Яга, Посейдон
  • Аполлон, Дожьбог, Кикимора
  • Русалка, Берегиня, нимфа.

После выполнения группы меняются заданиями, проверяют правильность выполнения и выставляют оценки в оценочные листы. Проверяющие подписываются.

Следующий этап нашего урока – это мини-проект. Вам предстоит изготовить книжки-раскладушки «Славянские боги». (Группы в том же составе на листочках одного формата рисуют славянских богов или стихии, которыми они управляют, если нарисовать божество трудно. Затем скрепляют эти листочки в книжку-раскладушку при помощи скотча. Каждая группа рисует своих богов, чтобы они не повторялись.)

Теперь покажите, что вы нарисовали и расскажите, как вы работали, опираясь на следующие вопросы (они могут быть записаны на оборотной стороне доски):

  • Интересно ли было работать?
  • Кто был лидером?
  • Как вы оцениваете свою работу?
  • Всё ли у вас получилось так, как планировали?
  • Какие оценки вы поставите своей группе в оценочные листы?

Соединим теперь все ваши книжки в одну, и у нас получится большая замечательная книжка-раскладушка (учителю заранее приготовить обложку). Она будет храниться в кабинете литературы для следующих пятиклассников.

7. Итог урока.

Ребята, как, по-вашему, что делает человека гражданином своей страны? Достаточно ли жить в своей стране, чтобы ощущать себя её частью? Запишите свои соображения каждый в своей тетради. (Дети пишут, а после несколько человек зачитывают свои ответы. Знание языка, дар речи, любовь к языку, любовь к природе, память о прошлом, наличие паспорта, знание сказок, фольклора, книг, традиций, обрядов, знание истории, уважение к предкам, забота о родине и т.д.).Обмен мнениями.

Как вы думаете, как помогают нам славянские мифы в том, чтобы мы ощутили себя частицей своего народа? Обмен мнениями.

Мифы дают нам ощущение родины, предоставляют нам возможность почувствовать свою самобытность.

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока (Ещё раз прочитать его). Согласны вы с высказыванием В.П.Астафьева?

Закончить урок мне хочется словами замечательного русского писателя 19 века Н.М.Карамзина «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество».

Домашнее задание: подобрать из дополнительной литературы три высказывания великих людей о нашей родине.

Объявление оценок, выставление их в журнал.

Всем спасибо, урок окончен.

Следующий: