Урок литературы по теме Лучшие минуты жизни князя Андрея. 10-й класс

Оборудование урока.

  • Иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и
    мир»,
  • музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Эпиграф (на доске).

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,
биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять
начинать, и опять бросать, и вечно бороться и
лишаться. А спокойствие — душевная подлость.
Л.Н.Толстой

(Любимая мысль Л.Н.Толстого, девиз самого
писателя.)

Ход урока

Учитель (У)- Ребята, если бы вас попросили
назвать лучшие минуты вашей пусть еще недолгой
жизни, чтобы вы вспомнили и назвали?

Учащиеся.- Ответы детей.

Учитель читает отрывок «Все лучшие минуты его
жизни:» («Война и мир», с. 504, том 2. Здесь и далее
Л.Н.Толстой «Война и мир», изд-во «Ассоциация »
Книга. Просвещение. Милосердие», М.,1994 г.)

Учитель.- Что считает князь Андрей лучшими
минутами жизни и почему? (Те минуты, когда
происходит работа души, переломные моменты
жизни, когда он живет всей полнотой духовной
жизни.)

Учитель.- Вспомним эти моменты (См. с. 335,389).

У Толстого душа всегда должна жить в гармонии с
миром природы. Черствый, бесчувственный человек
не увидит красоты природы, не взволнует его душу
пейзаж за окном. Толстой проверяет душу своих
героев на способность чувствовать, видеть,
переживать.

Послушаем 2 отрывка, где дается описание
старого дуба, и подумаем, как влияет природа на
душевное состояние человека.

- Под музыку П.И.Чайковского «Времена года.
Июнь» один из уч-ся читает наизусть первое
описание старого дуба.

Вопросы.- Что подумал князь Андрей, глядя на
старый дуб?

- К какому заключению он приходит?

- Звучит второй отрывок — описание старого дуба
- наизусть. Музыка П.И.Чайковского.

Вопросы.- Каково состояние души князя Андрея,
когда он возвращается из Отрадного?

- Девочку, взволнованную красотой ночи, относит
к одному из лучших моментов жизни.

Почему?



Учитель.- В жизни случается так, что самые
обычные, рядовые события могут вывести человека
из душевного равновесия, задеть их душу. Таким
событием для князя Андрея была встреча с Наташей.

- Какой он увидел Наташу впервые? (Стр. 501)

- Вопрос счастья занимает князя Андрея.

Он хочет быть счастливым, но не может, потому
что душевное состояние его таково, что счастье
для него синоним деятельной жизни и возможности
приносить пользу другим. Но жизнь складывается
так, что на данный момент этой возможности он
лишен.

Князь Андрей, отказавшийся от счастья,
считавший, что жизнь прошла мимо него , вдруг
слышит: (Один из уч-ся читает отрывок «Лунная
ночь в Отрадном», с. 502-503).

Князь Андрей слышит два голоса. Первый голос
взволнованный, возвышенный, рвущийся вверх.
(Вспомнить кинофильм «Война и мир»- режиссер
смог показать героиню, как будто взлетающую,
отрывающуюся от места).

Второй голос не отрывается от земли,
заземленный. И князя Андрея, который живет
разумом, рассудком, этот второй голос раздражает.

В этот момент он живет больше чувством.

Вопросы.- Что поразило, удивило его в разговоре,
который он невольно подслушал? (Любовь Наташи к
жизни, полнота жизни, восхищение ею.)

- Какой отклик находит этот разговор в душе
князя Андрея? (См. с.503) .

Учитель.- Князь Андрей приходит к выводу: «Нет,
жизнь не кончена в тридцать один год: и чтобы все
они жили со мною вместе!» (См. с.504).

Вопросы.- Почему это все-таки лучшая минута его
жизни? (Ощущение полноты жизни, радости, надежды.)

Учитель.- Князь Андрей, который живет разумом,
рассудком, находит конкретный выход: счастье для
него в полезной деятельности.

Вопрос .- Какое решение принимает князь Андрей?
(Ехать в Петербург и служить на благо Отечества.)

Завершается урок словами эпиграфа.

Учащиеся на отдельных листочках должны
ответить на вопрос: «Лучшие минуты жизни князя
Андрея — это …» (Листочки сдаются учителю.)




Следующий: