Урок литературного чтения во 2-м 1–4 классе по теме: Все мы родом из детства…


Тема:

“Все мы родом из детства…”

Л.Н.Толстой. Детство. Из воспоминаний писателя.

Цели:

1) знакомство учащихся с новым литературным
жанром – статьей;

2) развитие умения работать в группах и
самостоятельно;

3) воспитание любви к своей семье.

Оборудование:

портрет Л.Н.Толстого,
выставка книг Л.Н.Толстого.

Ход урока

У доски 2 ученика наизусть читают 2 басни
И.А.Крылова.

Учитель:

К какому литературному жанру
принадлежат произведения, которые мы прослушали?

Дети:

Басни.

У.:

Для чего мы снова обратились к ним?

Д.:

Услышать образец выразительного,
красивого чтения.

У.:

На доске записаны названия произведений.
Прочитайте их.

“Муравей и голубка”

“Осел и лошадь”

“Как мужик камень убрал”.

Кто автор этих басен?

Д.:

Л.Н.Толстой.

У.:

Это он изображен на портрете?

Д.:

Да.

У.:

Что вы знаете об этом писателе?

Д.:

Составил учебник “Азбука”, организовал
школу для крестьянских детей. Сам обучал их
грамоте.

У.:

Как вы думаете, всё ли мы знаем об этом
человеке?

Д.:

Нет.

У.:

Л.Н.Толстой был знаменитый русский
писатель. Его перу принадлежит множество
произведений для детей и взрослых, которые
читают во всем мире. Но каждый человек, будь то
известный писатель или обычный человек, был
когда-то ребенком и самые яркие воспоминания и
впечатления у человека – из детства.

Дети читают тему урока.

У.:

Сегодня я предлагаю вам провести
исследование, знакомясь с воспоминаниями о своем
детстве Л.Н.Толстого. Возможно, из них мы узнаем,
что же помогло ему стать автором таких
замечательных произведений.

Дети открывают текст. Учитель делит класс на 2
группы и предлагает 1 группе прочитать часть
текста до слов “…были полны воображения и
юмора…”; 2 группе до слов “…не открывать этих
тайн…”. Перед чтением текста – словарная
работа.

Физкультурная минутка.

У.

(обращаясь к 1 группе): Расскажите, что
вы узнали о детстве Л.Н.Толстого из своего
отрывка?

Д.:

Рано остался без матери.

У.:

О ком из братьев и сестер у Толстого
остались самые яркие воспоминания?

Д.:

О брате Николае.

У.:

Почему Толстой считал его удивительным
человеком? Найдите подтверждение в тексте.

Дети зачитывают отрывки из текста.



У.:

Исходя из прочитанного, какое отношение к
старшему брату было у младших детей в этой семье?

Д.:

Любовь, уважение.

У.:

Попробуйте найти фразу, которая
подтверждает наш вывод.

Д.:

…говорили ему “вы”.

У.:

К кому так обычно обращаются?

Д.:

К особо уважаемому человеку, взрослым.

Проводится работа с учащимися 2 группы.

У.:

А что интересного вы узнали из детских
воспоминаний Л.Н.Толстого?

Д.:

Об играх и увлечениях.

У.:

Прочитайте, в чем заключалась тайна
маленьких братьев?

Д.:

Сделать всех людей счастливыми.

У.:

Как вы поняли, что означает “муравьиное
братство”?

Д.:

Жить дружно.

У.:

Какое чувство вызывала игра у Л.Н.Толстого?

Д.:

Умиление.

Ученик, получивший индивидуальное задание,
знакомит с лексическим значением данного слова.

У.:

Все дети любят секреты. Где находилась эта
тайна у братьев Толстого?

Выборочное чтение.

Прочитайте про другую тайну Фанфароновой горы.

Выборочное чтение.

Был ли счастлив Толстой, воспитываясь в такой
семье?

Д.:

Да.

У.:

Мог ли он, мечтая о счастье для всех людей,
вырасти плохим человеком?

Д.:

Нет.

У.:

К чему же привело нас наше исследование?

Дети приходят к выводу, что любовь, дружба,
нежное отношение друг к другу – чувства,
пронизывающие все рассказы Л.Н.Толстого.

У.:

Личность человека формируется уже в
детстве. От этого зависит вся жизнь человека.

Физкультурная минутка.

У.:

Какие в ваших семьях есть особенные
увлечения и развлечения?

Рассказы детей.

Хотели бы вы иметь таких братьев?

Д.:

Да.

У.:

К какому литературному жанру вы бы отнесли
прочитанное произведение?

Д.:

Рассказ.

У.:

Как вы поняли, события, описанные в
произведении, придуманы автором?

Д.:

Происходили на самом деле.

У.:

Мы учимся читать разные произведения не
только художественные, но и те, в которых
рассказывается о самих писателях. Такие
произведения называются статья.

Заранее подготовленный ученик знакомит с
лексическим значением понятия “статья”.

У.:

Где встречаем статьи?

Д.:

В газете, в журнале.

Домашнее задание: составить устное сочинение
“Моя семья”.




Следующий: