Урок литературного чтения в системе развивающего обучения с использованием информационных технологий


Цели урока:

  1. Развить мысль о том, что поэт, художник, композитор способен разглядеть чудеса окружающего нас мира, выразить их в художественном образе.
  2. На основе сравнения образов, их действий и признаков развивать речь учащихся, желание и умение вступать в диалог с одноклассниками и учителем.
  3. Воспитывать чуткое отношение к различным видам искусства.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (Н.А. Чуракова), 3 класс; компьютер; экран; медиапроектор.

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель: Сегодня на уроке мы переходим к новой главе, где будем изучать особый взгляд мастеров на окружающий нас мир, способность их выражать то, что увидели. На материале пьесы Э. Грига «Утро», стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Учитель: Чтобы оценить себя в конце урока, вы как всегда, фиксируете свои ответы на листочках галочками. Всем, у кого будет пять и более галочек, получат отметку – пять. Желаю успеха всем и приятного общения.
Учитель: Прочитайте эпиграф к началу нашего урока. Это ваше домашнее задание. (презентация, слайд № 1. На нём изображён сканированный свиток из учебника. На свитке слова Бус она: «Вереница гусей – строка, а ниже печать – луна под горой»). Эпиграф находится на свитке, но для начала уточним, что такое свиток и эпиграф (слайд № 2 со словами из словаря: свиток, эпиграф; возвращение к слайду № 1).
Учитель: О чём речь в эпиграфе, с которым обращается к нам японский поэт Бус он, живший более 200 лет назад?
Дети: Японский поэт представляет небо в виде гигантского свитка, на котором природа пишет свой собственный текст (слайд №3 с изображением вереницы гусей, луны на ночном небе).
Учитель: У природы есть свои способы оставлять нам сообщения, писать письма и записки. Докажите, что взглянув на вереницу гусей, поймёте её сообщение?
Дети: Наступает осень, птицы улетают на юг.
Учитель: Это сообщение может сочетаться с другими сообщениями?
Дети: Да, на деревьях желтые листья (слайд № 4 с изображением осеннего леса)
Учитель: Прочтите ещё раз стихотворение, каким наблюдением делится поэт? (возвращение к слайду № 1)
Дети: Чистое и ясное небо, освещённое луной, на котором видна ровная, как строчка, линия летящих гусей.
Учитель: Что значат слова учебника: «Природа пишет на небе свой собственный текст?» (слайд № 5 с вопросом, который задал учитель). Какими могут быть тексты на небе?
Дети: Это может быть солнце, звёзды, облака, туча, молния, радуга, восход и закат (слайды № 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 с изображением того, что называют дети).
Учитель: Что за текст пишет природа: стихотворение или приказ? (слайд № 14 с вопросом)
Дети: Смотря, как мы воспринимаем, всё то, что делает природа. В природе всё идёт строго по правилам: после осени наступает зима (слайд № 15, на нём зимний пейзаж), а потом строго, весна (слайд № 16, на нём весенний пейзаж). После ночи (слайд №17 с изображением ночного пейзажа) может быть только утро (слайд № 18 с изображением восхода солнца.)
Учитель: Можно сказать, что всё окружающее подчиняется её приказам. Но с другой стороны, все тексты, которые пишет природа, разные: нет двух похожих закатов или двух похожих восходов. Все тексты разные, особенные, необыкновенные, а значит, поэтические.
Учитель: Кто же настоящий волшебник: природа или поэт? (слайд № 19 с вопросом).
Дети: Конечно, природа, выдающийся волшебник: она всё время творит и фантазирует.
Учитель: А разве поэт от неё отстаёт? Именно поэт способен разглядеть её чудеса и не просто о них рассказать, но и выразить их в художественном образе.
Учитель: И природа, и поэт не просто развешивают перед нами свои чудеса, они зарывают клады, их ещё надо обнаружить, откопать. Но кому они не откроются?
Дети: Конечно, равнодушному человеку, который не умеет наблюдать.
Учитель: Когда волшебство природы заметно всем? (слайд № 20 с вопросом).
Дети: когда в природе происходят очень заметные преобразования, например, льёт дождь, гололёд.
Учитель: Вчера веточка дерева была голой (слайд № 21 с изображением веток без листьев), а на утро усыпана брызгами зелени (слайд № 22 с изображением этой же ветки, но зелёной).Вчера земля была без снега (слайд № 23 с изображением поздней осени), а сегодня покрыта белоснежным ковром (слайд № 24 с зимним пейзажем), через всё небо повисла радуга (слайд № 25 с радугой).
Учитель: Заметно всем, когда происходит резкое изменение: что-то просто нельзя не заметить.
Учитель: Когда волшебство природы заметно поэту? (слайд № 26 с вопросом)
Дети: Поэт умеет видеть всё. Он всё замечает и нам рассказывает.
Учитель: Поэт видит прекрасное в самом обыкновенном, он замечает мельчайшие изменения и едва заметные особенности – всё то, что обычному человеку в глаза не бросается. Поэт часто открывает нам ту красоту, мимо которой мы каждый день проходим, не замечая её. Это свойственно не только поэту, но и другим мастерам искусства.

II. Работа над новой главой. (слайд № 27 со сканированной главой № 4 из учебника)

Учитель: В чём смысл названия главы: «Такой незнакомый знакомый мир?»
Дети: Мир, который нас окружает, только кажется понятным, обыкновенным.
Учитель: Окружающий мир хранит в себе массу тайн и неожиданностей; до конца понять его самим просто невозможно.
Учитель: Что хотел сказать художник, нарисовав эту картину?
Дети: Нужно быть очень наблюдательными, потому что чудо всегда рядом. Надо его только заметить в самом знакомом предмете.
Дети: Можно любоваться теремом, а можно любить и старенький домик, в котором прошло детство.

III. Работа над музыкальным произведением Э. Грига «Утро».

Учитель: Всё то, о чём говорили в начале урока, поможет воспринять произведения, которые будем сегодня изучать. Закройте глаза и послушайте внимательно музыкальное произведение. Постарайтесь представить то, что изобразил в нём композитор, (звучит музыкальное произведение)
Дети: Я представила сказочный зимний лес.
Дети: Я представил поднимающееся солнце над горизонтом, как в сказке «Морозко».
Учитель: Вы прослушали музыкальное произведение норвежского композитора Эдварда Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», а сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру (слайд № 28 с портретом композитора). Мы прослушали одну часть. Истори создания этого произведения такова. Григ очень любил ходить по лесу ранним утро, и вот однажды он встретил маленькую девочку и пообещал ей подарок на совершеннолетие. Чудо произошло. Подарок был вручён.
Учитель: Какие прилагательные вы подберёте к характеристике музыки?
Дети: Нежная, ласковая, волшебная, чарующая, прозрачная, спокойная, чудесная, фантастическая.
Учитель: И вот, нежная фея — волшебная заря хрустальной палочкой стала будить всё вокруг. Под пение птиц поднимается солнце над землёй, начинается новый день, который подарит хорошее настроение: радостное, яркое, доброе (проводится физкультминутка).
Учитель: В.Г.Белинский говорил: «Музыка – самое поэтическое, самое живое, самое могучее из всех искусств» и с этим высказыванием трудно поспорить (слайд с высказыванием № 29).



IV. Изучение стихотворения С.Есенина «С добрым утром!» (слайд с портретом поэта № 30)

Учитель: Прослушайте внимательно стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» (стихотворение читает учитель наизусть) и подумайте, почему это произведение взято именно в эту главу?
Дети: Потому что поэт лучше других видит необычное в обычном, ему удаётся видеть то, что другим не всегда заметно.
Учитель: Красоту какого момента в жизни природы переживает поэт? (слайд № 32 с вопросом учителя)
Дети: Поэт переживает красоту пробуждения природы, красоту раннего утра (слайд № 33 с изображением восхода солнца).
Учитель: Прочитайте стихотворение шёпотом на странице 87. Найдите слова, значения которых вы не знаете, а я попробовала их угадать (слайд № 34 со словарным толкованием слов: затон, заводь, брезжит, плетень, шаловливо). Прочитайте значение данных слов. Наши мнения совпали.
Учитель: Прочитайте стихотворение вслух и попробуйте представить картины, которые описал поэт. Сколько картин можно нарисовать?
Дети: Я считаю, что поэт нарисовал три картины: утро над заводью (зачитывает), берёзки с распущенными косами – веточками (зачитывает другой ученик) и крапива у плетня (чтение третьего отрывка).
Дети: Можно я с тобой не соглашусь. Это может быть и одна картина, на которой присутствуют все картины.
Учитель: Мы оставим это право за автором. Как поэту удаётся передать переходное состояние: когда природа ещё не совсем проснулась, когда её очертания ещё смутны, неясны? (выборочное чтение)
Дети: Задремали звёзды, брезжит свет, сонные берёзки…
Учитель: Какой художественный приём использует автор, когда изображает пробуждение природы утром?
Дети: Олицетворение (слайд № 34 с толкованием слова, которое читает ученик).
Учитель: Прочитайте стихотворение и скажите, с помощью каких слов и выражений поэт наполняет картину летнего утра красками, делает её не просто цветной, а какой — то хрустальной? (выборочное чтение)
Дети: Золотые, румянит сетку небосклона…
Учитель: Вы верно прочитали все образные выражения. Что за приём использует поэт, создавая красоту летнего утра?
Дети: Эпитеты (слайд № 35 со словарным толкованием слова, которое читает ученик).
Учитель: Перечитайте произведение и скажите, подходит ли название, данное поэтом?
Дети: Конечно, подходит. Не только крапива, но и вся природа словно говорит человеку: «С добрым утром!».
Учитель: Кто знает это стихотворение наизусть? (несколько человек желают ответить, и все слушают четырёх учащихся, которым выставляется отметка).
Учитель: Можно выучить это стихотворение, сделайте себе и нам подарок на следующий урок.
Учитель: Сергей Есенин создал при помощи слова яркий, неповторимый образ раннего утра, образ пробуждающейся природы.

V. Творческая работа. Создание хокку.

Учитель: Два мастера показали нам раннее утро и каждый по – своему. Попробуйте и вы стать поэтом. Вспомните, что такое хокку? (дети обращаются к Шалтаю-Болтаю, консультанту, и зачитывают объяснение). Прочитайте «Подражание хокку» Дарьи Албузовой на странице 86.
Учитель: Попробуйте , работая в парах, если есть желание, составить хокку, (дети пишут на листах бумаги, которые заранее разложены на столах).
Дети зачитывают хокку: « Сегодня на закате солнце красное, вчера оно было жёлтое. Закат — всегда прекрасен» (Колосенко Рита). «Утро всегда чудесное! Видишь алую зарю. Природа, просыпайся!» (Шницарь Нинель – девочка выступает от пары)
Учитель: Молодцы! У вас всё получилось! Пока у нас не пропало очарование от произведений, сходим в картинную галерею и полюбуемся на картину Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору» (слайд № 36 с портретом художника)

VI. Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (слайд № 37 с картиной)

Учитель: Настоящий художник – всегда поэт, обладающий редким даром в обыденном и привычном разглядеть чудесное и запоминающееся. Рассмотрите картину внимательно (несколько минут дети рассматривают картину).
Учитель: Попробуем сравнить чувства, которые вызывает у вас эта картина?
Дети: Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник знает лес и умело передаёт его прелесть и величие.
Дети: Мне понравились маленькие медвежата, я узнал на занятии в центре детского творчества, что этих медвежат ему подарил друг. Значит, её рисовали два художника.
Учитель: Совершенно верно, замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг, художник К.А.Савицкий (слайд № 38 с портретом художника), который написал медведей, удачно введённых в полотно. Вы помогли своими знаниями опередить дальнейший разговор о создании картины.
Учитель: Какое слово несет основную смысловую нагрузку?
Дети: Конечно, слово утро.
Учитель: Как художнику удалось изобразить праздник природы? К какому жанру относится картина? (эпический пейзаж – изображение природы). Попробуйте описать утро.
Дети: Художник точно передал тишину раннего утра в сосновом бору. В тумане тонут стволы деревьев. Предутренний сумрак постепенно отступает в лесную глушь
Дети: Солнце ещё не освещает чащу, оно только золотит верхушки деревьев.
Дети: Сосны высокие и могучие. Чаща густая и непроходимая. Прохладно, свежо в этой дремучей сосновой чаще.
Учитель: Дома необходимо написать по сочинение по выбору – повествование, сочинение-описание (запись домашнего задания в дневник). Воспользуйтесь дома схемами создания сочинений из риторики.

VII. Итог урока.

Учитель: Что помогает композитору, поэту и художнику создавать неповторимые, запоминающиеся образы?
Дети: Фантазия, творческое воображение, умение видеть необычное в обычном.
Учитель: Какой темой объединены все художественные произведения?
Дети: Темой утра, пробуждение природы.
Учитель: Утро – прекрасная пора пробуждения всей окружающей природы. Хочется пожелать всем прекрасного настроения каждое утро и сказать: «С добрым утром!»
Учитель: Подсчитайте количество ваших ответов и покажите какое у вас настроение (у каждого ученика по три смайлика: улыбающийся, грустный, плачущий).
Все дети показали улыбающихся смай ликов, было выставлено восемь пятёрок, а учитель открыл слайд № 39 со словом «Молодцы! Спасибо за урок!




Следующий: