Урок литературного чтения в системе развивающего обучения. С. Есенин. Пороша. Акцентное вычитывание стихотворения

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,62 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: продолжение работы над
акцентным вычитыванием текстов.

Задачи:

  • формировать умение использовать обобщённый
    способ работы над акцентным вычитыванием
    лирических текстов (умения определять
    настроение рассказчика, доказывать свою точку
    зрения текстом, умение выражать своё отношение о
    прочитанном, умения выделять выразительные
    средства языка); действия контроля и оценки
    учащихся;
  • развивать умения учащихся критически мыслить;
  • воспитывать культуру общения, способствовать
    воспитанию доброжелательного отношения друг к
    другу.

Оборудование: З. Н. Новлянская, Г. Н.
Кудина. Литературное чтение. Учебник –
хрестоматия для 3-го класса четырёхлетней
начальной школы: в двух частях. Текст
стихотворения С. А. Есенина. «Пороша».
Презентация урока на интерактивной доске.

ХОД УРОКА

1. Эмоциональный настрой

2. Актуализация знаний

У.: Ребята, какую учебную задачу мы
решали на прошлом уроке литературного чтения?

Д.: Вычитывали рассказ Л. Пантелеева
«Честное слово».

У.: Что значит вычитывать текст?

У.: В какой позиции работали?

У.: Что надо знать, чтобы уметь
вычитывать текст?

У.: Каким образом мы работаем над
текстом? (Что выясняем во время вычитывания
текста?)

Составление модели (фронтальная работа, на
доске и в тетрадях одновременно)

У.: Вспомните, какие задачи мы
поставили перед собой на сегодняшний урок?

Д.: Поработать «в позиции читателя»
над поэтическим текстом.

3. Этап осмысления содержания текста

У.: Сегодня на уроке мы познакомимся со
стихотворением Сергея Александровича Есенина
«Пороша».

Слайд №1

У.: Что же такое пороша? Давайте
уточним значение этого слова.

Слайд №2

Вы уже знаете: прочитать художественное
произведение выразительно трудно. Для этого мало
его выучить наизусть. Что же ещё нужно?

Д.: Нужно понять картину жизни.

У.: Хорошо. А что же ещё нужно для
выразительного чтения стихотворения?

Д.: Выявить стихотворный ритм, чтобы
при чтении передать его голосом. А ещё настроение
рассказчика.

У.: И многое другое. Попробуем
облегчить себе задачу по выразительному чтению
предварительной работой – попытаемся понять
картину жизни, выявим рассказчика, его
настроение.

Подробный анализ текста.

Строфа 1.:

Слайд №3

У.: Кто здесь рассказчик?

Д.: Рассказчик – герой (РГ), потому что
он говорит о себе «еду». Он едет на коне
(«под копытом») и смотрит вокруг.

У.: Какое настроение вызывает у
рассказчика всё, что он видит вокруг?

Д.: Всё, что он видит вокруг, вызывает у
него «тихое» («тихо») и «звонкое»
настроение («слышны звоны под копытом на
снегу»).

У.: И этому настроению мешают
«только серые вороны». Как вы думаете,
почему?

Д.: Они мешают своим шумом («только
серые вороны расшумелись на лугу»)

Строфа 2.:

Слайд №4

У.: Настроение РГ меняется, становится
сказочным. Объясните, почему?

Д.: Потому что лес – не простой, а
«заколдован невидимкой».

Д.: Он как будто спит («дремлет»
«под сказку сна»).

У.: И сосна будто живая. С кем по вашему
мнению сравнивает её рассказчик?

Д.: Я думаю с девушкой, потому что
«словно белою косынкой подвязалася сосна».
Вот что про сосну говорит РГ.

У.: Рассказчик герой любуется
сказочной картиной леса.

Строфа 3.:

Слайд №5

У.: РГ продолжает рассматривать сосну.
Снова сравнивает её с человеком. Докажите…

Д.: «Понагнулась, как
старушка». Я думаю, что ему нравится эта сосна
старушка (а не «старуха»). Слова РГ выбирает
ласковые, тёплые («понагнулась»,
«старушка»…)

Строфа 4.:

Слайд №6

У.: И снова у рассказчика героя
меняется настроение. Прочитайте об этом.

Д.: РГ доволен тем, что «скачет
конь», что вокруг «простору много», что
«валит» снег.

У.: Снег не просто идёт, а валит. Зима
как бы «стелет шаль», покрывая землю.
Любуется он и бесконечной дорогой. В какой строке
это видно?

Д.: Дорога «убегает лентой вдаль».
РГ сравнивает дорогу с лентой, которая вьётся и
«убегает» далеко.

У.: Красота природы вызывает у
рассказчика чувство любования, но ему и немного
грустно от этого простора, бесконечной дороги.

Вот такие картины видит рассказчик, вот как они
меняются, вот как меняется и настроение самого
рассказчика.
Второе, вам надо выяснить и что поможет
выразительно читать стихотворение, – это
выявление формы стиха.

Учитель заполняет схему ритма под хлопки
детей

Слайды
№7, 8, 9, 10

Вывод: Ритмический рисунок очень
чёткий и красивый.

У.: Основная ритмическая единица –
стихотворная строка, отделяемая при чтении
небольшой паузой. В строках по два или четыре
ударения. В конце стихотворных строк закономерно
чередуются два слога и один слог (на схеме
выделяется жирной чертой).
Дополнительная ритмическая единица внутри
строки состоит из двух слогов – ударного и
безударного.
В конце стихотворных строк чередуются
двусложные и односложные рифмы. Например,
рифмуются первые и третьи строки: [зво-ны = ро-ны];
вторая и четвёртая строки: [гу = гу].
Всё стихотворение разделено на четыре строфы, по
четыре стихотворных строки в каждой. В конце
каждой строфы должна быть пауза. Эта пауза чуть
больше, чем в конце стихотворных строк.
Есть ещё один секрет: ударные слоги концевых рифм
произносятся с чуть большим ударением.
Теперь я думаю , вы готовы читать это
стихотворение выразительно. А мы будем критиками
и оценим выразительность вашего чтения.

4. Итоговая рефлексия

У.: Что сегодня узнали нового?

У.: Что было трудным?

5. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

Следующий: