Урок литературного чтения в системе Л. В.Занкова, 3 класс 1-4

Тема: “Такой хрупкий и такой прочный
мир чувств, впечатлений и переживаний”.

Учебный материал:

Д.Кедрин “Все мне мерещится….”
И.Бунин “Детство”
М.Цветаева “Красною кистью…”

Цель учителя: Создать условия для
обнаружения и понимания в поэтических текстах
сложного мира авторских чувств.

Цель учащихся: Увидеть и постараться понять
сложный мир впечатлений, чувств, переживаний
автора.

На доске:


Такой хрупкий и такой прочный мир чувств,
впечатлений и переживаний.
«Ведь все взрослые сначала
были детьми,
только мало кто из
них об этом помнит»

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент, мотивационный этап.

Уч. – Прочитайте эпиграф к уроку.

Ответы учеников:

– Это слова из “Маленького принца” А. де
Сент-Экзюпери.

– В этой сказке описывается столько
человеческих чувств – целый мир!

– Здесь говорится, что взрослые забывают о
своем детстве, а это страшно.

– Сам Экзюпери вспоминал свое детство, себя
маленьким, поэтому и смог понять Маленького
принца.

Уч. – Предположите, о чем будет
разговор на уроке?

– О взрослых, как они вспоминают о своем
детстве.

– Какие у них воспоминания: хорошие или они
вспоминают свои горести?

– Мы говорили когда-то, что воспоминания – это
чувство прошлого, значит, разговор будет о
прошлом.

– Нет, разговор будет не о прошлом, а о
воспоминаниях. Ведь мы говорили о том, что
воспоминания – это рай, из которого нас никто не
изгонит. В раю только добрые чувства, значит, и
разговор будет о добрых, светлых воспоминаниях.

– Еще Еса Бусон сказал: “Видели все на свете
мои глаза, но возвращаются к вам, белые
хризантемы”. Он хочет пережить те чувства,
которые были давно, может быть, в детстве.

Уч. – Хотите узнать о воспоминаниях
некоторых поэтов о своем детстве?

Уч. – Как нам это сделать?

– Прочитать, понять замысел автора.

– Выразительно прочитать, постараться понять
чувства, с которыми поэт писал стихотворение.

Уч. – Вы уверены, что вы сможете
прикоснуться к чувствам, впечатлениям и
переживаниям поэтов?

– Если будем внимательно читать, то сможем это
сделать.

– Да, потому что “стихи не пишутся – случаются,
как чувства или же закат” – говорил
А.Вознесенский.

– Нужно вслушиваться и всматриваться, как в
стихотворении “К Родине” Н.Рыленкова:

“Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Здесь можно увидеть, здесь нужно всмотреться…”

Уч. – Позвольте напомнить вам:

“Зорко одно лишь сердце,
Самого главного глазами не увидишь”.

– Это слова Лиса, он научил Маленького принца
дружить.

Уч. – Что же вы хотите найти в стихах
поэтов (фиксирую на доске) –

Выражение

  • чувств
  • жизненных переживаний
  • самых ярких впечатлений

Уч. – Кто будет читать?

II. Чтение стихотворения Д. Кедрина.

Уч. – Что хотите сказать об этом
стихотворении?

– Автор вспоминает свое детство.

– Интересно, что автор несколько раз повторяет
некоторые слова.

– Мне стихотворение показалось грустным.

Уч. – Для чего некоторые слова автор
повторяет несколько раз?

– Повторяют, когда что-то пытаются вспомнить.

– Чтобы усилить впечатление от воспоминаний.

– Похоже на сказку, там тоже есть слова:
“жили-были”, “давным-давно”. Ведь сказки
читаются в детстве.

– “Темная–темная, старая-старая церковка” –
очень яркое впечатление.

– “Милое-милое” – очень любит свое детство.

– “Давнее-давнее” – очень давно все было.

Уч. – Почему поэт использует слова
“мерещится”, “чудится”?

– “Мерещится” – так далеко, призрачно, как
мираж, быстро исчезает. Значит, эти воспоминания
непрочные – хрупкие.

– Но эти чувства автор запрятал в глубину души,
и они стали прочными, потому что он их пережил.

– Не согласен. Эти чувства могут быть и
прочными, и хрупкими одновременно. Хрупкими –
могут разрушиться, потому что они как мираж,
прочные – потому что запечатлелись в душе.

– А я думаю, что и воспоминания прочные, т.к. как
бы поэт смог так ярко все помнить: и клячу, и
аиста, и поле, и сирень на окне, и ковер, и даже
песню мамы…

Уч. – Какое настроение создают эти
воспоминания?

– Грустные. Автор понимает, что детство никогда
не вернется.

– Его детство – это рай для него, этот рай никто
не сможет у него отнять.

– Поэт любит свой дом, свою малую родину, но
вернуть не может ничего – от этого грусть.

– Грусть эта – светлая, потому что
воспоминания – светлые, добрые.



– Здесь автор описывает воспоминания о родных
местах, как в стихотворении “К Родине”.

Уч. – Значит, ты хочешь сказать, что
это стихотворение можно поместить в главу
“Родная сторона”?

– Да!

Уч. – В какую еще главу можно
поместить это стихотворение?

– В главу “Мир нуждается в нашей защите”, так
как мир чувств автора и его воспоминания – тот
мир, который хочется защитить.

Уч. – Почему же это стихотворение
оказалось в этой главе?

– Мир детства, о котором тоскует автор, его
воспоминания – очень хрупкий мир.

– Этот мир в то же время и прочный, так как он
всегда в душе автора, и он в любое время может
вернуться в свое детство – самое дорогое, в свой
“рай”.

III.

Уч. – Хотите познакомиться с миром
чувств другого автора?

Чтение стихотворения И.Бунина “Детство”.

Уч. – Какие мысли появились после
чтения этого стихотворения?

– Герой этого стихотворения по-другому
вспоминает свое детство.

Уч. – Что значит “по-другому”
вспоминает?

– Лирический герой первого стихотворения
вспоминает свою деревню, поле, дорогу, лошадку,
родной дом, сирень на окне, свою маму, мамину
песню, а герой второго стихотворения вспоминает
свои впечатления.

– Он вспоминает не просто бор, а запах – аромат
леса, запах знойного дня.

– Вспоминает не просто солнечный день, а
ощущение света: “повсюду блеск, повсюду яркий
свет”.

– Чувствует прикосновение песка – “как шелк”.

– Чувствует грубость, морщинистость коры, ее
тепло, а герой Бунина помнит свои ощущения от
окружающего мира. Даже помнит свои ощущения,
какой он маленький.

Уч. – Прочитайте те строчки в
стихотворении, где лирический герой осознает
свой возраст. К какому приему прибегает автор,
чтобы нам об этом рассказать?

– Автор противопоставляет себя
величественному старому лесу.

– Контраст: герой – маленький, ему 10 лет, лес –
вековой, герой в 10 раз моложе леса.

– Может, и не в 10 раз, а больше, вековой лес – это
не значит, что ему 100 лет.

– Мы не выясняем возраст, мы хотим понять
чувства героя, когда он осознает, чувствует свой
возраст, преклоняется перед лесом.

Уч. – Мир чувств героя этого
стихотворения – хрупок или прочен?

Уч. – К характеристике какого из двух
героев можно отнести эти выражения:

На доске:


Радость жизни, светлая грусть, тепло
воспоминаний,
свежесть восприятия мира, яркие ощущения,
щемящее чувство

Фиксирую на доске:



Д.Кедрин
Светлая грусть
Тепло воспоминаний
Щемящее чувство


И. Бунин
Радость жизни
Свежесть восприятия
Яркие ощущения

– Какое стихотворение хотите прочитать, чтобы
понравилось автору?

Чтений стихотворений несколькими учениками.

IV.

Чтение стихотворения М.Цветаевой “Красной
кистью”.

Уч. – Человек на всю жизнь сохраняет в
себе яркие впечатления детства. Попробуйте
понять, какой из лирических героев, Кедрина или
Бунина:

  1. ближе вам;
  2. больше похож на героиню М.Цветаевой.

Уч. – Какие мысли появились после
чтения этого стихотворения?

– Такое же грустное стихотворение, как
стихотворение Кедрина. Такое же щемящее чувство
появляется после чтения.

– С стихотворением Бунина схоже: такая же
жизненная сила: “Я родилась”. Такие же яркие
ощущения: света и цвета – “зажглась рябина”,
звука – “звонят колокола”, вкуса– “горькая
кисть рябины”.

– Очень яркое стихотворение.

Уч. – Да, Марина Цветаева, создавая
свои произведения, преследовала такую цель:
“Воскресить, увидеть самой и дать увидеть
другим”.

V. Итог урока.

Уч. – Каков же мир чувств, впечатлений
и переживаний поэта, когда он говорит о детстве –
хрупкий, прочный?

Уч. – Подходит ли эпиграф к главе и
уроку, к этим произведениям?

Уч. – Что взяли для себя с этого урока?

Уч. – Домашнее задание для себя
определите сами:

– Я выучу стихотворение Кедрина.

– Я хочу выучить стихотворение Бунина.

– Нарисую горькую кисть рябины и вдали –
церковь – к стихотворению Цветаевой.

– Я спрошу у мамы, папы, бабушки, что они помнят
из своего детства.

Уч. – Спасибо за урок.




Следующий: