Урок литературного чтения в нетрадиционной форме во 2-м классе

Цели урока:

  • создать условия для повторения и обобщения
    пройденного материала по разделу, на примере
    прочитанных рассказов и стихов закрепить
    понятие о бескорыстной настоящей дружбе;
  • развивать внимание, логическое и образное
    мышление, умение работать в группе, сообща
    выполнять задания;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение
    ребят друг к другу, интерес к урокам чтения через
    нестандартные формы занятий.

Оборудование:

  1. таблички с названиями геймов,
  2. названием игры “Счастливый случай”,
  3. карточки с заданиями каждой команде в разных
    геймах,
  4. рисунки-символы с названиями команд
    “Солнышко” и “Месяц”,
  5. рисунки детей,
  6. грампластинка “Три подружки”,
  7. музыкальное сопровождение для физической
    минутки.

Форма урока: урок-игра “Счастливый
случай”.

Тип урока: обобщение изученных знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети

:

Мы – весёлые ребята
Не умеем мы скучать,
И собрались мы сегодня
В “Счастливый случай” поиграть.

- Добрый день! Мы приветствуем вас в нашем
классе, где состоится игра “Счастливый случай”.
А урок у нас литературного чтения. Сегодня мы
обобщаем знания по изученному разделу, должны
вспомнить всё, о чём говорили на уроках, с какими
произведениями познакомились, кто написал их, о
чём они.

Представляю команды: “Солнышко” и “Месяц”. Вы
будете выполнять задания в каждом гейме, их будет
несколько. А что такое гейм?

Гейм –

это английское слово и означает
период, промежуток чего-либо.

Итак, начинаем игру.

2. Выполнение заданий.

Гейм 1. Разминка.

А) Найдите ошибки в названиях произведений.
(Каждой команде карточки с названиями
произведений из раздела).

“Солнышку” “Месяцу”
1. “Анна, не скучай!” 1. “Алла, не грусти!”
2. Хорошие. 2. Хорошая.
3. Волшебство слова. 3. Волшебное дело.
4. Два пирожка. 4. Перед игрой.
5. Я ушла в свою обиду. 5. Я и Витька.

Б) – Соедините фамилию автора и его
произведение.

“Солнышко”

В. Берестов “Почему?”
В. Лунин “Анна, не грусти!”
Н. Булгаков “Два пирожных”
Ю. Ермолаев “Я и Вовка”.
В. Осеева “Гляжу с высоты”.

“Месяц”

В. Берестов “Хорошее”.
В. Лунин “Анна, не грусти!”
Н. Булгаков “Два пирожных”.
Ю. Ермолаев “Я и Вовка”.
В. Осеева “За игрой”.

После выполнения заданий каждая команда должна
ответить на вопрос.

“Солнышко”

— закончить фразу: “Эти
произведения о , , ”

“Месяц”

— закончить фразу: “Эти
произведения из раздела: “…..”.

Гейм 2. “Заморочки из бочки”.

1. “Угадай произведение”

. Каждая команда по
очереди достаёт из бочонка карточки с отрывками
из произведений, изученных в этом разделе.

А.

-… Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось.

(Э. Мошковская. “Я ушёл в свою обиду”)

Б.

- И сразу я,
И сразу я
Воскликнул: “Конечно!
Ведь мы друзья!”

(В. Лунин. “Я и Вовка”)

В. — Девочка нашла в портфеле кусочек бумажки и
карандаш и тоже стала прикладывать свои записки
к стеклу и держать, пока не прочтёт.

Так они записками и разговаривали. И ещё,
конечно, рожицами помогали – чтобы было понятно
всё. …

(Н. Булгаков. “Анна, не грусти!”)

Г. — …Что же ты не идёшь, мы с мамой почти всю
посуду перемыли.

- А меня здесь нет, — не отрываясь от книги,
проговорила сестра, — я путешествую сейчас в
долине реки Конго. Вокруг меня пальмы,
тропические лианы, попугаи. – И она перевернула
страничку.

(Ю. Ермолаев. “Два пирожных”)

Д. — …Старик наклонился к самому уху мальчика.
Мягкая борода его коснулась … щеки. Он прошептал
что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно
говорить его.

- Я попробую, я сейчас же попробую.- Он вскочил и
побежал домой.

(В. Осеева. “Волшебное слово”)

Е. …- И захотелось мальчику самому что-нибудь
хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её
спас?”….

(В. Осеева. “Хорошее”)

Ж….- Мама никогда не наказывала меня за
что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказывать –
я с радостью перенёс бы самое худшее наказание.
Но мама так берегла всё папино! И потом, я не
сознался сразу, я обманул её и теперь с каждым
часом моя вина становилась всё больше…. (В.
Осеева. “Почему?”)

З.

….Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А другая не кончается.
Ура! Ура! Ура!

(В. Берестов. “За игрой”)

“Соотнеси пословицу и произведение”. Для
каждой команды раздать пословицы и для команды
“Месяц” названия произведений.

“Солнышко”:

“Друг познаётся в беде”.

“Добрый человек добру и учит”.

“Горькая правда лучше доброй лжи”.

“Месяц”:

“Не мил и свет, когда друга нет”. “Почему?”
“Добрый человек в добре проживёт
век”.
“Анна, не грусти!”
“Красив тот, кто красиво поступает”. “Волшебное слово”.

Гейм 3. “Ты – мне, я – тебе”.

1. Каждая команда задаёт вопрос сопернику и
спрашивает “Верное утверждение или нет?”

А. “С.” — В рассказе “Хорошее” рассказано о
хороших поступках, которые совершал главный
герой.

А. “М.” — В рассказе “Анна, не грусти!” Аня
грустила из-за того, что попала в больницу.

Б. “С.” — Волшебное слово, которое шепнул
старичок на ухо мальчику, было “Спасибо”.

Б. “М.” — Два пирожных в одноимённом рассказе
съела младшая сестра, которая помогла маме
помыть посуду.

В. “С.” — В рассказе В. Осеевой “Почему” собаку
звали Бум.

В. “М.” — Мальчик из рассказа “Почему” свалил
вину на собаку из-за вредности.

2. Команды показывают друг другу рисунки по
произведениям. Команда — “соперница” должна
угадать название и автора.

3. Задание “Соберём пословицу”. Одна команда
начинает пословицу, а другая должна закончить её.

А. “С.” – Нет друга – ищи, а . (нашёл – береги).
А. “М.” — Недруг поддакивает, а . (друг спорит).
Б. “С.” — Дружбу помни, а . (зло забывай).
Б. “М.” — Не мил и свет, когда . (друга нет).
В. “С.” — Лучше хорошо поступить, чем . (хорошо говорить).
В. “М.” — Красив тот, кто… (красиво поступает).

Гейм 4. “Физкультурный”. Под музыкальное
сопровождение дети выполняют упражнения.

Гейм 5. “Тёмная лошадка”.

-Угадайте, кто придёт к нам на урок? (Дать
небольшие сведения о творчестве писательницы
В.А. Осеевой).

1. Детям предлагается два рассказа В.А. Осеевой.
Для команды “Месяц” — рассказ “Три товарища”. А
для команды “Солнышко” — рассказ “Сыновья”.
Задание: — прочитать рассказ и ответить на
вопросы.

2. Дать прослушать грампластинку “Три
подружки”. Задание: определить характер детей и
ответить на вопрос: “- С кем из девочек ты хотела
бы подружиться? Почему?”

Гейм 6. “Гонка за лидером”. На доске на
карточках написаны различные действия и
поступки. Команда “Солнышко” собирает качества
настоящих друзей, а команда “Месяц” — то, чего
настоящие друзья не должны делать.

  1. Подведение итогов игры.
  2. Домашнее задание. Команде “Солнышко” написать
    сочинение о своем друге, а команда “Месяц”
    напишет 10-15 прилагательных с лучшими качествами
    своего друга.

Рефлексия.

Следующий: