Урок литературного чтения в начальной школе по теме Стихотворения русских поэтов XIX века об осени с ИКТ

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,09 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование.

1. Учебник по литературному чтению, стр.160-162.

2. Мультимедиапроектор.

3. Экран.

4. Диск со слайдами к уроку.

5. Диск с музыкальными произведениями
А.Вивальди “Времена года”.

6. Магнитофон.

Словарные слова.

  • Багрянец.
  • Ядрёный.
  • Студёный.
  • Вешняя.
  • Пурпур.
  • Структура урока.

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Подготовка к восприятию и сообщение целей и
    задач урока.

    4. Восприятие и анализ произведений.

    5. Подготовка к конкурсу чтецов. Повторное
    выборочное чтение.

    6. Конкурс чтецов.

    7. Подведение итога урока.

    8. Домашнее задание.

    Цели урока.

    Образовательные:

    Познакомить учащихся с поэтическими
    произведениями великих русских поэтов об осени.

  • Продолжить знакомить детей с творчеством
    А.Пушкина, М. Лермонтова, А.Толстого, Н.Некрасова.
  • Учить видеть особенности их творчества.
  • Усилить первоначальное восприятие
    произведений при помощи музыки А. Вивальди.
  • Способствовать совершенствованию навыка
    чтения (выразительного, эмоционального чтения).
  • Развивающие:

    Развивать речь учащихся через работу над
    языковыми средствами, обогащать их словарный
    запас.

  • Развивать умение работать с поэтическими
    произведениями.
  • Развивать логическое мышление через работу со
    средствами художественной выразительности.
  • Развивать эстетические чувства, умение слышать
    и видеть красоту художественного, литературного
    и музыкального произведения.
  • Воспитательные:

    Воспитывать умение видеть точность
    авторского слова.

  • Воспитывать любовь к Родине, к красоте её
    природы, бережное отношение к ней.
  • Воспитывать чувство прекрасного.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.


    В школу мы пришли учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно.
    Если хочешь отвечать,
    Руку не забудь поднять.
    Если спросят надо встать,
    Чётко, громко отвечать.

    2. Проверка домашнего задания.

    Учащиеся выразительно читают понравившуюся
    часть рассказа, объясняют, чем понравилась эта
    часть, больше других.

    3. Подготовка к восприятию и сообщение целей и
    задач урока

    - Сегодня урок поэзии. Он посвящён одному
    чудесному и прекрасному времени года. Давайте
    попробуем отгадать какому.

    (Слайд 1).

    - Какие произведения об осени вы читали? Кто их
    написал? А стихотворения были?

    А) Целевая установка.

    - Сегодня мы познакомимся со стихотворениями
    других великих русских поэтов об осени. (Слайд 2)

    - Осень — время волшебное, когда природа
    преображается, а затем засыпает. Это таинство
    всегда привлекало творческих людей: музыкантов,
    поэтов и художников.

    (Слайд 3).

    - Перед вами картина русского художника Исаака
    Иосифовича Левитана “Золотая осень”.
    Рассмотрите её. (Слайд 4)

    - Почему автор назвал картину “Золотая осень”?

    - Как вы догадались, что день солнечный?

    Радостное восприятие жизни звучит в его
    “Золотой осени”. Сверкает “золото” берёз,
    багрянцем вспыхивает молодая осинка, побурела
    трава, холодна синяя гладь реки.

    4. Восприятие.

    А) — Глядя на эту красоту, невольно вспоминаешь
    стихотворение.

    Учитель читает наизусть стихотворение.

    - Прослушав содержание, попробуйте определить,
    кем оно написано.

    (Слайд 5)

    - Из всех времён года Пушкин больше всего любил
    осень. Ей он посвятил немало проникновенных,
    “задушевных” поэтических строк.



    Стр.160.

    Учащиеся самостоятельно читают стихотворение
    вполголоса.

    - Найдите в стихотворении слова, передающие
    настроение автора. Какие строки доказывают, что
    поэт, действительно любил это время года?

    (Слайд 6).

    Словарные слова: Багрянец.

    (Слайд 7).

    - Найдите в стихотворении образные средства
    языка. С какой целью Пушкин их использует?

    Физминутка.


    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветерок всё тише-тише.
    Деревцо всё выше-выше.

    Б) — Не только Пушкина восхищала красота русской
    природы. Многие поэты обращались к этой теме.

    Так, например, М.Ю.Лермонтов в стих
    стихотворении “Осень”. (Слайд 8)

    Стр.160.

    Чтение заранее подготовленным
    учеником. Остальные следят за чтением по
    учебнику.

    (Слайд 9). Беседа после прочтения:

    - Каким перед вами предстаёт бор, где “поникшие
    ели зелень мрачно хранят”?

    - Почему поэт назвал зелень “мрачной”?

    - Как вы понимаете строки “зверь, отважный
    поневоле, скрыться где-нибудь спешит”.

    - Как вы представляете подобную картину?

    - Какое настроение рождает стихотворение
    М.Лермонтова?

    В) (Слайд 10) Чтение стихотворения А.К.Толстого
    “Осень!”.

    Стр.161.

    Ученики читают самостоятельно про себя.

    - Поделитесь впечатлением о прочитанном.

    - Как, по-вашему, относится к осени автор? Почему
    так думаете? Найдите в стихотворении слова,
    передающие настроение автора.

    (Слайд 11). — О каких приметах осени упоминает
    автор?

    - Как поэт называет сад? Почему?

    - Представьте, что вам нужно нарисовать к этому
    отрывку иллюстрацию. Какие краски вы бы
    использовали? Почему?

    Физминутка.

    Изобразите мимикой следующие чувства:

    • гнев;
    • радость;
    • удивление;
    • страх.

    Г) (Слайд 12). Н.А.Некрасов “Славная осень!..”.

    Стр.161.

    Чтение учителем или прослушивание грамзаписи.
    Дети следят за чтением.

    (Слайд 13).

    Словарные слова.

    • Ядрёный.
    • Студёный.

    - Выразите, возникшие у вас чувства.

    (Слайд 14). — Восхищается осенью или сожалеет о
    ней автор? Обоснуйте свой ответ.

    - Какими словами поэт описывает осенний воздух?

    - С чем сравнивает первый лёд на реке?

    - Как в стихотворении показано, что лес
    изменился, что деревья сбросили свою листву?

    - Что за приём использует Н.А.Некрасов описывая
    воздух, лёд, лес? (Сравнение)

    - Изменится ли стихотворение, если мы заменим
    эти изобразительные средства своими словами?

    - Сравните, каким голосом надо читать начало
    стихотворения и конец.

    Д) (Слайд 15). А.Майков “Осень”.

    Стр. 161-162.

    Учащиеся читают самостоятельно вполголоса.

    - Поделитесь своими впечатлениями о
    прочитанном.

    (Слайд 16).

    Словарные слова:

    • Вешняя.
    • Пурпур.

    - Что означает выражение “топтать вешнюю
    красу”?

    - Часто говорят “музыка стиха”. Как вы
    понимаете это выражение? Слышите ли вы её?

    - Прослушайте экспозицию “Осень” А.Вивальди из
    цикла “Времена года”.

    (Слайд 17). — Сопоставьте музыкальное
    произведение и поэтическое. Можно ли сказать, что
    авторы говорят об одном и том же? Поделитесь
    своими впечатлениями.

    Физминутка.

    Выполните произвольные танцевальные движения
    под музыку.

    5. Повторное чтение стихотворений учащимися и
    обобщение.

    А) — Какое стихотворение вам понравилось больше
    всего? Почему?

    - Картины какой осени первоначальной, золотой,
    поздней — нарисованы в каждом из них?

    Б) Стр.162, вопрос 5.

    - Приготовьтесь читать выразительно.

    6. Конкурс чтецов.

    7. Подведение итогов урока.

    - Как называется раздел учебника, с которым мы
    работали на последних уроках?

    - Строками из какого стихотворения озаглавлен?

    - Назовите произведения, которые читали на
    страницах этого раздела?

    - Какое из произведений понравилось больше?
    Почему?

    8. Домашнее задание.

    Выучить наизусть одно из стихотворений со стр.
    160-162.

    Приложение 1

    Приложение 2




    Следующий: