Урок литературного чтения в начальной школе. Е. И. Чарушин. «Кабан»

Цели:

  • Познакомить с произведениями Е.И. Чарушина
    «Кабан». Вспомнить его другие произведения.
  • Работать над выразительностью речи, над
    совершенствованием техники чтения.
  • Развивать наблюдательность, внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе,
    любовь к животным, интерес к предмету.

Оборудование: портрет писателя,
выставка книг, иллюстрации Е. И. Чарушина (из
папки демонстрационных картин «И зайчата, и
лисята, и медведь»), рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

a) Жужжащее чтение. (Дети читают любую
дополнительную литературу в пол голоса в самом
начал каждого урока чтения в течении трех минут.)

б) Слова учителя:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Дети отвечают:

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

в) Звукоподражание.

Как шипит змея? (ш-ш-ш-ш-ш)

г) Чистоговорка. (Дети повторяют за учителем.)

Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Аш-аш-аш — у Марины карандаш.

д) Работа над скороговоркой.

Слышен шорох в камышах
От него шумит в ушах
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.

- читают самостоятельно

- читают вслух один ученик

- читают хором

- читают шёпотом, чтобы предостеречь

- как бы эту скороговорку произнесла змея

- читают с усилением голоса

- читают очень быстро в темпе скороговорки.

3. Проверка домашнего задания.

- Над каким произведением мы работали на
прошлом уроке? (К.Г.Паустовский «Скрипучие
половицы»)

- С каким великим композитором вы
познакомились? (С.П.И. Чайковским)

- Как Паустовский описывает гибель деревьев?
(Зачитывают отрывок)

- Какие чувства он испытывал? (Зачитывают
отрывок)

Природа вдохновляла композитора на создание
своих произведений. Ему не удалось купца
Трощенко переубедить, чтобы не рубить лес.

- Кто попробует убедить купца не губить лес?
(Дети зачитывают сочинения.)

4. Формирование новых знаний.

a) Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим читать произведение из
раздела «Природа и мы» и познакомимся с
рассказом Евгения Ивановича Чарушина «Кабан»

б) Вступительное слово.

Он был не просто автором своих произведений, но
ещё и сам же их и иллюстрировал. Его называют
художник-анималист.

Его книги вам знакомы с самого раннего детства.

- Вам знакомо его имя? Что вы о нём знаете?

в) Рассказы детей.

Маленький мальчик Женя очень любил животных. В
доме у них водились кошки, собаки, голубка с
перебитым крылом, которую он лечил вместе с
мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил
выхаживать раненых животных.

На день рождения отец дарил ему книги о природе.
Эти книги Женя читал запоем. Особенно хорошо он
рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в
книгах и какие видел в жизни.

Ни одного дня мальчик не проводил без своих
четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их
повадки, характер, настроение, различал их
голоса. Все детские впечатления помогли потом
Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

г) Обращение к выставке иллюстраций Чарушина.

Давайте представим себя сейчас посетителями на
выставке художника. Пусть экскурсоводы -
девочки нам их представят.

- На нашей выставке вы видите разных
симпатичных малышей и взрослых зверей. Особенно
Чарушин любил звериных малышей. Вот оленёнок -
слабенький, беззащитный. Сразу видно, что недавно
на свет появился на ноги с трудом встает.

А чего раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик
напрягся, шерсть растопырилась. И нескладный, и
колючий, совсем как задиристая ёлка, что рядом
растёт. Испугался, что мама оставила его одного.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром
природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на
охоте и у себя дома.

Много видел интересного в зоопарке. Особенно
рано утром, когда там безлюдно. Там он делал
альбом наброски — быстрые рабочие рисунки. Таких
рисунков за долгие годы накопилось несколько
тысяч.

Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки.
Видим мы, какие у них мягкие ушки, нескладные
лапы, серьезные мордочки, густая мохнатая шерсть,
как прильнули друг к другу проголодавшиеся
малыши. Таких пушистых, милых и немного смешных
зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и
называют их «чарушинскими».

д) Обобщение учителем.

Ему хотелось, чтобы ребята смотрели на них и
учились понимать природу. Кстати его сын Никита
тоже стал художником-анималистом. Хочу обратить
ваше внимание на нашу галерею рисунков. У нас
тоже есть ребята, которые любят изображать
животных. Кто знает, может через несколько лет мы
тоже будем читать книги с иллюстрациями этих
ребят.

В этом рассказе есть слова, которые вам могут
быть непонятны. Давайте разберем их. ( На доске
записаны слова).

е) Словарная работа:

  • Зоосад
  • Олень-марал
  • Медведь-губач
  • Буянить
  • Стегать

- Давайте сядем тихо и побываем вместе с
Чарушиным в зоосаде.

ж) Первичное чтение (по цепочке).

з) Беседа по содержанию.

- Каких животных описывает Чарушин?

5. Формирование практических навыков.

а) Беседа по прочитанному.

- Какое качество помогло писателю так подробно
описывать этих животных?

(Наблюдательность)

- Был ли трагический момент?

- Был ли комичный момент?

б) Работа с пословицами и соотнесение их с
текстом.

Была бы охота — заладится всякая работа.

Душа в пятки ушла.
У страха глаза велики.
Либо пан, либо пропал.
Дело мастера боится.
Всякому своя честь дорога.

в) Краткий пересказ. (Работа в парах.)

- Представьте, что это случилось с вами. Кратко
перескажите, посоветуйтесь с товарищем по парте.

г) Пересказ.

д) Вывод.

- Природа — удивительный мир. Многие ей
посвящали ей свои произведения.

- Кто из писателей посвятил свои произведения
природе?

- Каких художников знаете?

- Каких поэтов?

- Каких композиторов?

6. Итог.

- С каким произведением мы познакомились?

- Как называют художника, рисующего животных?

- Что хотел нам сказать писатель этим
произведением?

Оценка работы класса.

7. Домашнее задание.

Пересказать эту историю в юмористической
форме.

Следующий: