Урок литературного чтения в 4-ом классе Гимн любви и верности. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цели:

  1. Расширить представления детей о
    Пушкине-сказочнике.
  2. Дать детям возможность почувствовать глубину
    пушкинских мыслей, ощутить волшебный мир сказки,
    ее образность, мудрость.
  3. Совершенствовать устную и письменную речь
    учащихся.

Оборудование:

  • CD проигрыватель;
  • CD диск “Балет П.И.Чайковского “Спящая
    красавица”;
  • мультимедиа проектор;
  • презентация Power Point к уроку;(см.
    Приложение)
  • портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, постановка целей урока.

(Звучит музыка Чайковского “Спящая
красавица”)

Александр Сергеевич, я о вас скучаю.
С вами посидеть бы, с вами выпить чаю.
Вы бы говорили, я б, развесив уши,
Слушал бы и слушал…

- А вот слова Максима Горького: “Великолепные
сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне.
Прочитав их несколько раз, я уже знал их на
память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза,
пока не усну”.

-Любил слушать сказки и А. С. Пушкин. Еще
семнадцатилетним юношей, лицеистом, Пушкин
поэтически воскрешал чувства, которые его
охватывали, когда маленьким он слушал сказки
Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии
Алексеевны Ганнибал.

Ученик читает стихотворение:

От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы …
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум.

- Какую гамму чувств переживал Пушкин, слушая
сказки? (Трепет, томленье сна, порыв сладких дум,
крылатые мечты…)

-Прошли годы. В ссылке в Михайловском поэт вновь
попросит Арину Родионовну рассказать ему те
детские сказки. Поэт делает короткие записи.
Впоследствии они превратились в те
замечательные сказки, которые мы с вами с
удовольствием читаем.

III. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке прочитали “Сказку о мертвой
царевне и семи богатырях”. Дома вы подбирали к
иллюстрациям отрывки и готовились к их
выразительному чтению.

По каждой иллюстрации:

- Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней
изображён?

- Как выглядит герой сказки?

- Какие чувства к нему испытываете?

- Прочитайте отрывок, который соответствует
этому эпизоду.

IV. Работа по теме.

-Сегодня на уроке мы продолжим работать над
этим произведением.

Анализ сказки.

- Как вы думаете, почему царица решила погубить
царевну?

- О какой черте характера это говорит? (Зависть.)

- Найдите точные слова автора, в которых он
говорит об этой черте. Прочитайте, как автор
описывает царевну.

- С чём ее сравнивает Пушкин? (С цветком. “Росла,
росла, поднялась и расцвела”, “тихомолком
расцвела”.)

- Автор противопоставляет своенравие царицы и
кротость царевны,

- Как автор противопоставляет царицу другим
героям? (Царица злобная, полна зависти, а
остальные герои — бедный царь тужит по своей
дочери, королевич Елисей собирается в дорогу
искать молодую невесту, Чернавка отпустила,
царевну, пожалела ее.)

- Как царевна набрела на терем богатырей?
Прочитайте.

- Как произошла первая встреча царевны с
богатырями? Прочитайте.

- Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к
богатырям?

- Как царевне жилось у богатырей?

- Как они к ней относились? Найдите в тексте и
прочитайте.

- Что означают слова “не прекословит, не
перечат”?

- Что же придумала злая царица, чтобы погубить
царевну? Прочитайте, как Соколко защищал царевну.

- Почему Пушкин называет черницу
“старушонкой”, а царевна бабушкой? (Автор знает,
что царица пришла отравить царевну, а царевна
ничего об этом не знает, поэтому ласково ее
называет.)

- Что же случилось после того, как царевна взяла
яблоко?

- Как отнеслись к этому событию богатыри?
Прочитайте этот отрывок.

- Как Елисей искал свою невесту? К кому он
обращался за помощью?

- Кто ему помог отыскать царевну?

- Какую печальную новость сообщил ветер
королевичу?

- Прочитайте по ролям эпизоды встречи Елисея с
месяцем, с солнцем, с ветром, (по партам)

- В какой мир вы, ребята, попадаете, читая, слушая
пушкинские сказки? ( в волшебный, таинственный, в
мир, где рядом живут добро и зло, и это делает
сказку грустной, полный невыразимого обаяния.

- Как вы думаете, что же именно создает его
таким? (простота, легкость, музыкальность стиха,
вымысел, несказанные чудеса, яркость языка, живая
народная речь, близость к народным- волшебным
сказкам, пушкинский ум, который сверкает в каждой
строчке сказок, пушкинское слово, которое может,
выразить все: радость, боль, утешение, иронию)

- О чем же эта сказка? ( о том, как добро побеждает
зло, о благородных поступках и коварстве, о
прекрасной царевне и злой царице-мачехе)

- “Сказка о мертвой царевне …” -
упование на верность и любовь, т. е. сказка о любви
и верности.

- Как вы понимаете, что значит любить? Быть
верным?

- Кого из героев сказки вы считаете таковыми?

Ответы детей подкрепляются примерами из
текста:

Царица-мать.

(“Ждет-пождет сутра до ночи …” “Смотрит в поле
… с белой зори до ночи …” “С поля глаз она не
сводит …”)

- От любви можно умереть, как умерла царица-мать.

Королевич Елисей.

- Сила его любви такова, что, от нее можно и
воскреснуть. Он долго ищет. царевну.

“И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился.
Дева вдруг Ожила…”

Молодая царевна верна своему жениху.

“Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно отдана”.
“Мне всех милей Королевич Елисей”.

Семь богатырей.

- Они любят родную землю. Они ее защитники.

Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

- А кого же любит царица-мачеха? (Только себя).

- Почему она умерла? Ведь никто никакого насилия
над нею не совершал. (От злобы на тех, кто не
только прекраснее ее, но и добрее)

“Тут тоска ее взяла,
И царица умерла”.

- Чрезмерная любовь к себе оказалась
губительной силой.

- Почему сказка заканчивается не смертью
царицы-мачехи, а свадьбой царевны и Елисея.
(торжествует любовь, возрождается семья, автор
убеждает, что добро всегда выше злобы)

- Вспомните, с чего началась сказка? (сказка
началась с описания любви и семейного счастья)

- Счастьем и заканчивается.

- Через что пришлось пройти героям сказки, чтобы
стать счастливыми, обрести радость, любовь,
понимание и душевное спокойствие? (смерть,
испытания, людская злоба, жестокость, обман,
коварство)

- Значит эта сказка и о силе духа человека.
Пушкин учит правде и доброте, воспитывает
человечность.

V. Итог урока.

Но там и я свой след оставил,
Там ветру в дар, на темну ель
Повесил звонкую свирель…

- О чём же пела сегодня звонкая свирель Пушкина?
(устные высказывания детей)

VI. Домашнее задание.

- На этот вопрос более подробно ответите
письменно в тетрадях.

Используемая литература.

  1. Климентовская З.В. Стихи и сказки на уроках в
    начальной школе. – Ярославль, Академия развития,
    2006.
  2. Побединская Л.А. Жили-были сказки: Сценарии
    праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Гостимская Е.С., Мишина М.И. Уроки по курсу
    “Литературное чтение” к учебникам Л.Ф.
    Климановой и М.В. Головановой: 4 класс – М.: 5 за
    знания, 2006.
  4. Универсальная “Большая энциклопедия Кирилла и
    Мефодия” (БЭКМ), версия 2005 года.

Следующий: