Урок литературного чтения в 4-м классе Внутренний мир героя

(Программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учебники «Литературное чтение» для 4-го класса З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина, тетрадь к учебнику)

Цель: знакомство с понятием «внутренний мир героя».

Задачи:

  • обобщить изученное по теме «Автор – художественный текст – читатель»;
  • развитие читательских способностей;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие речи;
  • повышение учебной мотивации путем использования на уроке презентации «Знакомьтесь, А.П. Гайдар!» – Приложение 2;
  • развитие творческой активности.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.

Методы:

  • исследовательский;
  • словесный;
  • практический;
  • информационный.

Планируемый результат: Составление по плану характеристик героев книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда», подготовка к сочинению.

Оборудование урока: учебник,задания для повторения,задания для работы в группах, мультимедийная установка, выставка книг А.П. Гайдара.

Ход урока

Работа учителя. Работа учащихся. Обоснование
I. Актуализация знаний
Фронтальная работа (2 мин.)
– Сегодня мы подводим итоги работы на уроках литературного чтения в начальной школе. Тема урока – ступенька в новую и интересную тему, работа над которой будет продолжена в 5 классе. Подготовка к введению темы урока.
– Какие секреты мы открыли на уроках литературного чтения в начальной школе? Работа по схеме «Автор – художественный текст – читатель» ИКТ

II. Определение темы урока.
Работа с иллюстрациями и рисунками детей к произведению А. Гайдара «Тимур и его команда».
Фронтальная работа
(3 мин.)
– Мы учились открывать секреты автора в литературных произведениях, а в других видах искусства мы сможем открыть секрет авторов? Подготовка к введению темы урока.
– В каких видах искусства?
– Посмотрите на рисунки. Иллюстрации к какому произведению вы видите?
– Можно ли по этим иллюстрациям определить отношение художника к героям произведения?
– В живописи, музыке, фотографии, кино… ИКТ
– Какой секрет помогает отгадать загадки автора? – Герой и его внутренний мир. ИКТ
III. Определение понятия внутренний мир героя.
Групповая работа (10 мин.)
– Что такое внутренний мир героя?
– Внешность – это…
– Внутренний мир – это…
– Составьте кластер. Подсказки – произведения малых жанров народного творчества.
– Эту работу вы сможете выполнить каждый? Выберите форму организации.
– Самопроверка, используются карточки отношений (+-?).
Возможен групповой вид организации.
Оценка выполненной работы на доске (+-?).
Заполнение отчетных листов.
– Отчет групп. ИКТ
IV. Разбор критериев таблицы.
Групповая работа (10 мин.)
– Разберемся, что означают понятия, составляющие таблицу «Внутренний мир героя».
– Каждое понятие разберите в группе.
Подсказки – отрывки из произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
1. Ум – …
2. Чувства – …
3. Настроения – …
4. Воля – …
5. Характер – …
6. Поступки – …
(3 мин.)
– Самопроверка. (+ — ?)
Оценка выполненной работы на доске (+-?)
Заполнение отчетных листов.
Вывод:
По 1 сцене нельзя увидеть все душевные качества. Они раскрываются в литературном произведении через действия, настроения героев.
ИКТ



V. Герои повести А.Гайдара «Тимур и его команда» и их внутренний мир.
Фронтальная работа (10 мин.)
– Внутренний мир героев, их чувства, настроения, характер и другие черты помогают понять главную мысль Аркадия Гайдара.
– О чем он хотел вас попросить, к чему призывает вас?
Описание внутреннего мира героев.
– После выхода книги А. Гайдара «Тимур и его команда» в стране началось массовое движение тимуровцев – ребят, которые откликнулись на призыв писателя.
– А в наше время эта проблема важна?
– В год юбилея Победы мы должны поддержать поколение, пережившее и победившее в Великой Отечественной войне.
А. Гайдар призывает ребят помогать пожилым людям, малышам и всем, кто попал в беду. Он хочет видеть нас честными, справедливыми, настоящими людьми.
VI. Знакомьтесь – Аркадий Гайдар.
(5 мин.)
– К уроку по желанию вы подготовили презентации по теме: Знакомьтесь – Аркадий Гайдар. – Детские презентации. ИКТ
VII. Домашнее задание.
(2 мин.)
1) Поработать в роли публицистов – написать сочинение «Внутренний мир героя книги А. Гайдара «Тимур и его команда».
2) Прочитать другие книги А. Гайдара. (Выставка книг)
Выставка книг.
VIII. Итог урока.
Итог работы в отчетных листах.

Приложение 1.




Следующий: