Урок литературного чтения в 4-м классе. В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип

Цели:

  1. Совершенствование навыка чтения:
    1. безошибочного
    2. словами
    3. осознанного
    4. выразительного
  2. Формирование личностных качеств:
    1. доброты
    2. уважения к природе
    3. бережного отношения к птицам
  3. Познавательная активность:
    1. развитие речи учащихся.

Ход урока

Звучит музыка (звуки леса)

1. Начало урока.

-

Удивительную Зеленую страну населяют
удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе!.

Встречи там неожиданные, знакомства
негаданные, голоса звучат не -слыханные, а уж
загадки – на каждом шагу.

У нас есть все для путешествия в эту страну.
Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы
видеть. И сердце, чтобы все понять!

Вы спросите, где же эта страна?

Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

Путешествуя сегодня по этой замечательной
стране, мы станем создателями анимационного
фильма, а как он будет называться нам подскажет
код слов. (Слоговая таблица КВАЧА).

192 188 44 35 23 186 4 62 194 106
С Т Р И Ж О Н О К С К Р И П

1. Написание зрительного диктанта.

- А сейчас, как всегда, напишем зрительный
диктант, который в конце урока нам поможет
определить главную мысль нашего фильма.

Зрительный диктант.

При солнышке тепло, при матери добро.

Друзья познаются в беде.

На друга надейся, а сам не плошай.

2. Подготовительная работа к проверке домашнего
задания.

- Ребята, так как мы будем озвучивать наш фильм,
подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Дыхательная зарядка “Шарик” (со звуками – С, -
Ш )

“Ревизия во рту”.

“Витаминки”:

ВСТ
ЖЗН
КРЛ
ГЛДТ

4. Проверка домашнего задания.

- Итак, начнем создавать фильм.

Вспомнить то, что нам уже известно о стрижонке,
нам поможет домашнее задание, которое было
интересное и необычное.

1 ряд:

1. Иллюстрация к понравившейся части, чтения
этого отрывка.

2. Составить пирамиду из слов, характеризующих
маму – стрижиху.

2 ряд:

1. Иллюстрация понравившейся части, пересказ.

2. Выписать эпитеты для описания стрижей.

3 ряд:

1. Иллюстрация понравившейся части, контрольное
чтение (1 мин.)

2. Составить код 5 слов из текста, используя
слоговую таблицу КВАЧА.

Проверяя домашнее задание, на доске появляется
пленка, где последовательно располагаются
иллюстрации детей (т.е. кадры фильма).


1

2

3

4

5

6

(Домашнее задание только 4 кадра) (5-6 кадры будут
создаваться в классе)

5. Словарно-лексическая работа.

- Сейчас мы продолжим знакомство с текстом.

Для того, чтобы все слова были понятны –
проведем словарно – лексическую работу.

(Значение слов зачитывает ученик –
“словарик”)

  1. К ЯРУ
  2. ГОМОН
  3. СПИКИРОВАЛ
  4. ВЫСКРЕБАЛ
  5. ПОДНЯЛ

6. Одновременно работают творческие мастерские
(“Ученик” и “Учитель”)

“Ученик”

Группа №1 (2 человека)

Зная продолжение и конец рассказа, рисуют
иллюстрацию (два кадра 5 и 6).

Группа №2, группа №3 (по два человека).

Создают свою версию конца рассказа и рисуют
иллюстрацию (работают в парах: режиссер и
художник-оформитель).

“Учитель”

  1. Проводится речевая разминка перед чтением с
    помощью скороговорки “Про пестрых птиц поет
    петух, про перья пышные и пух”.
  2. Активное чтение. Учитель читает, дети ставят
    ударение в трудных словах
  • Чтение – эстафета: учитель – дети – учитель
  • Задание “Молния” и “Буксир”

7. Работа с текстом.

ВОПРОС-ОТВЕТ

  1. Кто стал главным воспитателем? С чего он начал
    свое воспитание?
  2. Чему научился стрижонок?
  3. С какой столкнулся проблемой и как преодолел ее?
  4. Почему Скрип не погиб от голода и других
    опасностей? Какие черты характера помогли ему
    выжить?

8. Отчет “Художественной мастерской”
“Ученик”.

9. Итог урока.

- Возвращаясь к зрительному диктанту,
посмотрите, какая пословица подходит к рассказу?
Как раскрывается основное содержание (ответы
детей).

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой
замечательной стране, вы увидели, услышали, и я
верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало
и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы
всегда будете по-доброму относиться к друзьям
нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

Следующий: