Урок литературного чтения в 4-м классе. В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке

Цель урока:

познакомить учащихся с
научно-познавательной сказкой, используя методы
исследования, развивать интерес к механике.

Задачи урока:

продолжить работу над
развитием речи, выразительным чтением, развивать
в детях творческие способности. Воспитывать
любознательность, любовь к чтению
научно–познавательных произведений.

Учебно-методическое обеспечение:

УМК
«Школа России”. Учебник: Литературное чтение.
Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В.
Голованова. Учебник для 4 класса четырёхлетней
школы.

Оборудование

: портрет В.Ф.Одоевского,
произведения А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, “Музыкальная табакерка”,
интерактивная доска, выставка разных шкатулок,
толковые словари, механические игрушки.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Слайд 2 (см. презентацию).
Звучит произведение Лядова “Музыкальная
шкатулка”.

Учитель читает отрывок из сказки от слов:
“Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой.
Вот он сидел, сидел…”

-Знаком ли вам этот отрывок?

-Из какого он произведения?

-Кто автор произведения “Городок в табакерке”?

Слайд 3.

Жизнь писателя была удивительной и
необыкновенной.

Слайд 4.

Об этом вы узнаете, прочитав статью в
учебнике. (Учащиеся читают статью “Владимир
Федорович Одоевский”) — Что вас удивило? — Какие
открытия сделали?

Помимо того, что Владимир Федорович был
писателем, философом, музыковедом… Он был и
педагогом, и одаренным композитором. В своих
статьях, посвященных истории музыки, он знакомил
русскую публику с выдающимися достижениями
мировой культуры. Также Одоевский создал
“Общество поощрения бедных”.

III. Изучение нового материала

1)Дома вы самостоятельно знакомились с
произведением.

-Как вы думаете, это рассказ или сказка?

-Что сказочного произошло с мальчиком Мишей?

-Кто главные герои сказки?

Мы встречаем в сказке фантастическое
изображение колокольчика, который похож на
мальчика с золотой головкой в стальной юбочке.
Молоточки, напоминающие унылых господ,
встретился нам валик-надзиратель, и дядьки-
молоточки злые, колотящие бедных
мальчиков-колокольчиков.

-О чем эта сказка? (Мальчик Миша засыпает,
разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный
сон, а затем просыпается, узнав механизм
музыкальной шкатулки.)

2) Знакомство со шкатулками. Посмотрите на эти
вещи.

–Что вы видите на столах? -Для чего они служат?
Рассмотрите крышки шкатулок. Шкатулки обычно
украшают сюжетными рисунками или пейзажами.
Раньше в шкатулках хранили табак. Такие шкатулки
назывались табакерками. –Чем отличается эта
шкатулка от остальных? -Как устроена музыкальная
шкатулка? -Для кого в сказке это является
загадкой?

Найдите в тексте и прочитайте, как выглядела
табакерка? Это реальное описание? Найдите
сказочное описание.

3)Словарная работа. Работа со словарями. Слайд
5.

-Встретились ли в тексте непонятные слова? Вы
должны были отметить их карандашом или выписать
в тетрадь.

Групповая работа. Слова выписаны на доске.
Каждая группа находит в словаре и объясняет
непонятное слово.

Слайд 6

Устаревшие слова. Счесть нельзя, мудрено,
авось-либо, папенька, маменька. Такие слова
встречаются редко в нашей речи – это устаревшие
формы слов.



Физкультминутка в шеренгах.

Дети встают в 3
шеренги, руки на плечах партнеров. Выполняют
наклоны вперед – назад под музыку. – Приседания.
– Наклоны из положения сидя.

4)Работа с текстом над содержанием сказки. Слайд
7.

Эта сказка была написана в 1834 году. Так
одевались тогда взрослые господа. Это папенька и
маменька Миши. – Когда начинается сказка?
Найдите в тексте и прочитайте. – Чему научился
мальчик вовремя сказочного посещения городка
Динь-Динь? — Почему Миша не сразу согласился пойти
с мальчиком – колокольчиком? Что же случилось,
когда он все-таки пошел с мальчиком в город?
Найдите в тексте и прочитайте. – Как объяснил это
мальчик — колокольчик?

-Случалось ли вам рисовать неудачные картины? -
Как вы теперь будете рисовать?

5)Чему еще научил мальчик-колокольчик Мишу? (Что
сказал Мишин провожатый про размеры
колокольчиков и их героев?)

- Бывает ли вам скучно играть с игрушкой? -
Почему такое случается? — Что говорит об этом
Миша?

Слайд 8.

Научился, исследуя шкатулку.

- Понравилось Мише в городке? — Почему сами
колокольчики не считали себя счастливыми?
Докажите словами текста. – Какие поговорки или
приговорки есть у каждого жителя городка Динь -
Динь?

Слайд 9.

- Как вы думаете, почему писатель вложил в уста
героев именно такие приговорки? Потому что они
повторяют те же звуки, которые на самом деле
издают пружинки, валик, молоточки.

Литературный прием, когда повторяются
определенные звуки, называется звукопись или
аллитерация.

IV. Слушание пьесы Лядова “Музыкальная
табакерка”. Постарайтесь услышать и
колокольчики, и валик, и молоточки. Под музыку
имитируют движения колокольчиков при звучании.
– Может ли пьеса Лядова звучать в музыкальном
городке Одоевского?

Слайд10.

–Какая здесь мелодия? Выберите слова,
которые характерны прослушанной пьесе.

V. Работа в парах сменного состава.

У каждого
ученика имеются карточки с текстом. Ученик
читает свою карточку соседу и задает вопрос по
тексту. То же задание выполняет и его сосед. Пара
распадается, образуется новая…

VI. Исследовательская работа в группах.

Сегодня вы побываете в роли исследователей.
Наверное, когда вы были маленькими, вас
интересовало, из каких деталей состоят ваши
игрушки. Сегодня у вас есть возможность
разобрать ваши заводные игрушки и посмотреть,
как устроена та или иная игрушка. Попробуйте
объяснить механизм работы вашей игрушки. – К
чему приводит механизм вашей игрушки? (Двигает
игрушку, издает звук….)

VI. Составление диафильма.

Сейчас мы попробуем с вами составить кадры для
диафильма. 1 группа читает отрывок на стр.201
–первый абзац 2 группа – 2-3 абзац стр. 201 3 группа
– последний абзац стр.203 Какую иллюстрацию вы
выбрали? Как подписали бы эту иллюстрацию? Слайды
11,12,13.

Обобщающая беседа.

-Как автор сумел показать нам, что Миша очень
воспитанный мальчик? — Кто объяснил Мише как
получается музыка в табакерке? — Кто сможет еще
раз объяснить как на самом деле возникает музыка
в табакерке? -Кто может показать, где царевна
–пружина…

Рефлексия.

Дети высказываются в свободной
форме об уроке, используя опорные слова — я узнал,
- я понял, — было интересно, не очень понятно….




Следующий: