Урок литературного чтения в 4-м классе. Тема Русская народная сказка Хаврошечка

Цели:

  • Развитие навыков правильного, осознанного,
    выразительного и беглого чтения.
  • Формирование умений, необходимых для анализа
    произведения и характеристики героев.
  • Развитие связной речи.
  • Воспитание трудолюбия.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийная презентация (Приложение
    1
    ),
  • раздаточные карточки.

1. Сообщение темы и цели урока.

- В течение нескольких уроков мы с вами читали
сказки. Сегодня мы познакомимся еще одной
сказкой. На этом уроке присутствуют ваши
родители. Давайте порадуем их правильным
выразительным чтением, рассказами, покажем, чему
мы научились.

2. Поговорим о сказках.

-

Какие бывают сказки? (Сказки о животных,
бытовые)

-

Какие сказки о животных вы знаете?

- Какие сказки относятся к бытовым? (Бытовые
сказки — сказки про быт, про простую жизнь.
Героями являются простые люди).

- На свете очень много сказок. Но не все же
сказки про животных и про быт. Еще какие сказки
бывают? (Волшебные).

Приложение 1.

- Как вы думаете, какие сказки относятся к
волшебным сказкам?

(В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В
сказке есть что-то чудесное, фантастическое.)

По словарю Ожегова слово «волшебный» имеет
следующее значение — действующий волшебством,
обладающий чудодейственной силой.

Значит, в волшебных сказках есть
чудодейственная сила, что-то чудесное,
фантастическое.

- Какие волшебные сказки вы читали?

3. Разгадывание кроссворда.

Сегодня мы познакомимся с волшебной сказкой, а
как называется эта сказка, узнаем, разгадывая
кроссворд.

Вопросы кроссворда:

  1. Назовите героя сказки, который нашел денежки,
    пошел на базар и купил самовар. (Муха)
  2. Имя курочки, которая снесла золотое яичко. (Ряба)
  3. Как звали братика Аленушки, которого собрали с
    собой гуси- лебеди. (Иванушка)
  4. Он дружок зверям и детям,
    Он живое существо,
    Но таких на белом свете
    Больше нет ни одного.
    Потому что он не птица,
    Ни тигренок, ни лисица,
    Ни котенок, ни щенок,
    Ни волчонок, ни сурок:
    Но заснята для кино
    И известна всем давно
    Эта милая мордашка,
    Что зовется ::. (Чебурашка)
  5. Стоит в поле. Он не низок, не высок. (Теремок)
  6. Эта героиня была на балу и потеряла хрустальную
    туфельку. (Золушка)
  7. А дорога — далека, а корзина — нелегка.
    Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
    - Кто это говорит? (Медведь)
  8. Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко,
    Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
  9. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
    Отгадайте без подсказки, из какой ушел я сказки? (Колобок)
  10. В какой сказке понадобилась сила мышки? (Репа)

- С какой сказкой мы сегодня познакомимся?
(Русская народная сказка «Хаврошечка»). (слайд
4)

4. Словарная работа.

- В этой сказке встречаются такие слова.
Прочитаем слова и значения этих слов. (слайд 5)

  • Пуд — старинная русская мера веса, равная 16,38 кг.
  • Прясть — скручивая (волокна), делать нити.
  • Ткать- изготовлять (ткать материал) из нитей.

В древности готового полотна не было. Не было
материала, из которого мы сейчас можем шить себе
красивое платье, рубашку. Все это нужно было
делать руками. Сначала нужно было прясть. Пряли
самопрялкой или куделем (слайды 6-7). Затем
начали ткать на ткацком станке (слайд 8).Готовое
полотно весной белили на снегу, чтобы этот холст
был белым. Потом складывали или катали в трубы. А
только потом можно было из этого полотна сшить
себе одежду. Сколько нужно было работать, чтобы
получить красивое платье или рубашку.

Давайте, ребята, посмотрим на рубашку из холста.
Такую рубашку носили чувашские мальчики и парни.
Очень красива рубашка с чувашской вышивкой.
Чувашский народ свою одежду украшал вышивкой.
Известно высказывание чувашского педагога,
просветителя И.Я.Яковлева: «У чувашского народа
сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч
вышивок». А вот полотенце, тоже с чувашской
вышивкой.



Познакомимся дальше со значениями слов (слайды
9-10)
.

  • Рябая коровка — пестрая с пятнами другого цвета
  • Заморили- в этой сказке: замучили
  • Распеклась на солнышке — пригрелась
  • Затрагивать- говорить
  • Лихо- зло
  • Наливное (яблоко) — сочное, созревшее.

5. Физкультминутка.

6. Чтение сказки.

7. Анализ произведения.

- Почему сказка «Хаврошечка» относится к
волшебным сказкам?

- Назовите главных героев сказки.

- Почему девочку звали Крошечкой — Хаврошечкой?

- Какая она? ( Ребята выбирают из предложенных
слов слова, характеризующие Хаврошечку.

(Добрая, сирота, хорошая, трудолюбивая,
послушная, работящая)

- Как жилось Хаврошечке у трех дочерей хозяйки?

- Как об этом говорится в сказке?

- Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к
своим дочерям?

- Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить?
Найдите в сказке отрывок и прочитайте.

Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою
корову? Почему? (слайд 11)

Коровушка.
Коровушка любимая.
Коровушка — матушка.
Коровка моя.

- Как относилась корова к Хаврошечке? лов
аврошесенных слов те слов

(Заботилась, переживала, беспокоилась,
помогала, любила,
ласкала, успокаивала,
утешала, переживала)

- Как узнала хозяйка, что девочку помогает
корова?

- Какая была последняя просьба коровушки?

- Прочитайте то место, где описывается какая
яблонька выросла из косточек коровы?

- Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке
яблоня не дала яблок?

- Кто из героев больше всего понравился в этой
сказке? Почему?

- Читая эту сказку, за кого вы переживали и
почему?

- У каждого народа свои сказки, но встречаются и
похожие сказки. Вот, например, «Медведь -
дурень» похожа на сказку «Маша и медведь».

- У чувашского народа нет ли сказки похожей на
«Хаврошечку»?

(Сказка «Пурнеске» похожа на эту сказку. Там
тоже девочка маленькая и зовут ее Пурнеске. Эта
девочка спряталась в ухо коровы. Хозяин по
приказу своей жены режет корову).

Чьи эти слова?


(слайды 12-18)

- Коровушка — матушка! Меня бьют — журят. Хлеба
не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне
велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в
трубы покатать.

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в
другое вылезь — все будет сработано.

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди
погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в
трубы катает?

- Спи, глазок, спи, другой!

- Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая,
хорошая!

- Режь, да и только!

- Коровушка — матушка! Тебя резать хотят.

- А ты, красна девица, моего мяса не ешь. Косточки
мои собери, в платочек завяжи. В саду их схорони и
никогда меня не забывай: каждое утро косточки
водою поливай.

- Девицы — красавицы, которая из вас мне яблочки
поднесет, та за меня замуж пойдет.

Словесное рисование.

- Какие рисунки можно было бы нарисовать к этой
сказке?

Выбери пословицу, которая выражает основную
мысль сказки.

(слайд 19)

  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Сделав худо, не жди добра.
  • В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
  • За добро добром и платят.

Обобщение: В сказке всегда добро
побеждает зло. Расскажите, как была награждена за
свою доброту и трудолюбие Хаврошечка.

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?




Следующий: