Урок литературного чтения в 4-м классе по УМК Гармония. Тема: Н. Н. Носов. «Клякса»

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова.
  • Развитие памяти, интереса к чтению, творческих
    способностей учащихся.
  • Развивать умение анализировать и оценивать
    поступки героев, соотносить их с собственным
    жизненным опытом.
  • Развивать речь учащихся обучая их построению
    собственных высказываний, творческое начало при
    прогнозировании содержания текста.
  • Воспитывать умение контролировать свою
    деятельность, оценивать её, опираясь на
    объективные показатели знаний.
  • Воспитывать нравственные качества.

Оборудование: выставка книг писателя,
лист достижений, задания, рисунки.

Лист достижений

Ученик(ца)Ф.И.______________________________


№п/п Знания, умения + или -
1 Знаю содержание рассказа.

Могу
восстановить план.

2 Знаю биографию Н.Н. Носова.
3 Умею характеризовать героя.
4 Умею соотносить пословицы с главной
мыслью.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости дорогие!

Давайте улыбнемся, друг другу, и от улыбок
станет всем нам уютнее и теплее!

Стало в классе светлее даже.

В хорошем настроении примемся за работу.

2. Знакомство с планом урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над новым материалом.

А) тема и цели.

Б) словарная работа.

В) «мастер слова»

4. Физминутка.

5. Анализ произведения.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

Желаю плодотворной работы.

3. Проверка домашнего задания.

С каким рассказом мы познакомились на
прошлом уроке?

«Огородники» Н.Н.Носова. кадр №1 (Презентация)

А знаете хорошо ли вы содержание? Проверим. (У
детей на партах листочки с 1 заданием:

1) Расставьте пункты плана по порядку.

1. Будем соревноваться!

2. Начало работы

3. » Когда в товарищах согласья нет:»

4. Хитрый план

5. «Ах мы ослы!»

6. Нас взяли на буксир.

7. Красное знамя все-таки досталось нам.

(обменялись листочками и проверили своего
соседа по парте сравнивая с образцом на доске)

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

- Какое было творческое задание ?

Каждая группа демонстрирует фрагмент
диафильма, сопровождая чтением текста.

2) «Демонстрация» диафильма «Огородники»

Вперёд!

(дети показывают рисунок и зачитывают отрывок
из произведения) группа 4чел.-1 с рисунком, 3чел.
читают по ролям).

Молодцы!

4. Подготовка учащихся к активному и
осознанному усвоению нового материала.

Прочитайте записи про себя записи на карточках.
кадр№2.

Что общего в них?

Это названия рассказов Н.Н.Носова. Это весёлые,
смешные рассказы.

Да, мы не первый урок изучаем (читаем)
произведения Н.Носова .

А что вы знаете о этом писателе? Каким он был
человеком?

1) Проверка знания биографии писателя :

На листках зелёного цвета текст (биография
писателя) оставьте только достоверные факты
ненужное зачеркните.

(Один человек у доски. Он выбирает карточки со
словами необходимыми для заполнения пропусков
слов). кадр №3.

Проверим. Оценим себя.

У кого так?

Ставите +, нет -.

Вывод: молодцы хорошо знаете биографию
писателя.

Что характерно для произведений Н.Н.Носова?

Они короткие, весёлые, четко сконструированные.

Вот как отзывается о Н.Н.Носове ещё один
замечательный писатель Валентин Катаев. кадр
№4.

2) Сообщение темы и целей изучаемого материала.

С каким произведением мы познакомимся сегодня
на уроке?

Прочитайте начиная с большой буквы. кадр № 5.

Что такое клякса?

Клякса — это пятно от капнувших с пера чернил.

На уроках литературного чтения мы чему учимся?

Каковы цели сегодняшнего урока?

  • Познакомиться с произведением.
  • Выявить авторский замысел.
  • Учиться правильно читать (бегло, без ошибок,
    выразительно).

Главный вопрос урока?

Какова идея произведения? (записано на доске)

3) Словарная работа.

Цель:

На этом этапе мы поговорим о значении
некоторых слов, которые встречаются в тексте. Как
вы думаете, с какой целью мы будем это делать?

Чтобы понять смысл этих слов, обогатить свой
словарный запас, точнее понять смысл
произведения.

В произведении встретятся : слова. Если мы не
сможем их объяснить толкователем
будет:(Хадаровская Кристина).

  • флакончик
  • волдыри
  • лишаи
  • язвочки
  • разъедает
  • ластик
  • потешать

Вывод: Разобрались в словах. Молодцы.

4) Упражнения на развитие навыка чтения.

Чтобы избежать ошибок при чтении,
потренируемся в чтении этих слов.

1)

  • Спешить — смешить
  • Перепутался — перепугался
  • Понимать — поднимать
  • Опустить — отпустить
  • Хватался — хвастался
  • Прозвенел — прозвонил

(кто готов «домик»)

2) Упражнения для глаз.

Поморгайте. Зажмурьте сильно глаза, затем
широко их распахните.

5. Знакомство с текстом произведения. (мастер
слова , народный артист СССР Лев Дуров- 5минут
запись ). Анализ произведения (художественного
образа).

Подошло время узнать, о чём это произведение.

Прослушайте внимательно мастера слова,
народного артиста СССР Льва Дурова.

Цель: к какому жанру относим произведение. Кто
главный герой? Следите по тексту, следите за
интонацией.

(прослушивание 5 минут)

Вам понравилось произведение? Чем?

По характеру какой серьёзный или смешной,
грустный или радостный?

К какому жанру относится это произведение?

Рассказ.

Почему?

Соответствует всем признакам рассказа.

Небольшой объём, описание одного эпизода, мало
героев.

Кто главный герой этого произведения.

Федя Рыбкин. Этот герой обладает набором
определённых качеств характера.

Но в тексте ни разу об на прямую не упоминается.

Попробуйте сейчас определить те качества,
которыми обладает Федя.

Отметьте +. (жёлтые листочки)

  • Жестокий
  • Озорной
  • Корыстный
  • Злобный
  • Смешной
  • Шаловливый
  • Трудолюбивый
  • Непоседливый
  • Предусмотрительный
  • Искренний
  • Ответственный

Правы вы или нет мы узнаем, когда найдём в
тексте те предложения, отрывки, которые помогают
узнать о качествах характера героя.

Каким предстаёт перед читателями главный герой
рассказа в начале произведения?

«:У него была привычка смешить весь
класс:перемена сейчас или урок»

Значит какой он?

озорной

Подтвердите описанием его поступка:

«Феде очень нравилось:нос тушью»

кривляка

смешной

шаловливый

Каким образом отреагировала Зинаида Ивановна
на проделку Феди?

Она удивилась. Рассказала какую опасность
подстерегает Федю.

Почему учительница вела себя именно так? Ваше
мнение.

Она хотела прочить непослушного мальчика, но
так, чтобы он сам понял свою ошибку.

Изменился ли Федя после всей этой истории? Что
заставило его измениться?

» Федя перепугался:пролепетал он.»

Зачитайте отрывок, который подходит к
иллюстрации.

«:Федя снова принялся:это не помогло».

непоседливый

наивный

искренний


Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

Какие выводы сделал для себя Федя?

«:за эту неделю Федя: и то не всегда»

Ваше отношение к герою в начале произведения.

Он своим поведением мешал остальным ребятам
учиться. Мешал учителю. Это плохо. Ведь в школу
приходят получать знания, а не срывать уроки, не
хулиганить.

Ваше отношение к герою в конце рассказа.

Он молодец понял исправился.

Вы сопереживали герою?

Да.

Остроумно и весело рассказывает писатель о
Феде Рыбкине. Самые обычные жизненные случаи
превращаются в рассказах Н.Н. Носова в необычно
смешные поучительные истории. Писатель не
навязчиво без «взрослых нравоучений показывает
бессмысленность, нелепость дурных поступков. Он
описывает тревогу, волнение, которое испытывает
маленький школьник, совершивший неблаговидный
поступок. Читатели сопереживают героям, потому
что сами могли оказаться в таких ситуациях.

Давайте вспомним наш главный вопрос урока. Для
более точного выражения своих мыслей
используйте пословицы. (кадр №6.)(кадр №7).

Соотнеси пословицы с главной мыслью
рассказа.

Подчеркни те высказывания, которые отражают
главную мысль произведения. (розовые листочки)

Обоснуйте свой ответ.

  • Одни учатся на опыте других, а иные на своих
    ошибках.
  • Умел ошибиться, умей поправиться.
  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Поспешишь — людей насмешишь.

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

Ответили мы на главный вопрос урока?

7. Рефлексия.

Было ли интересно на уроке? (по таблице с
помощью сигнальных кругов)

:

Оценивая нашу совместную работу (использовать
оценочную таблицу), я вижу, что у нас хорошо
сформированы умения::::::, нужно поработать
над развитием:::.

8. Домашнее задание.

Дома вы выполните задания, связанные с
изучением на уроке произведения, при этом каждый
выберет задание для себя по силам.

кадр №8.

1) Прочитать рассказ. Разделите текст на части.
Составьте план.

2) Прочитать рассказ. Подготовиться к игре
«Радиотеатр».

3)* Постановка маленького спектакля по этому
рассказу.

Рекомендации: прочитайте другие рассказы
Н.Н.Носова.

У вас всё получится.

кадр №9.

Следующий: