Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «С. А. Есенин стихотворение Береза»

Цели урока:

  • Показать многообразие произведений С. Есенина о природе;
  • Уметь передавать свои чувства через выразительное чтение;
  • Учить сравнивать разные стихи, их интонационные рисунки, чувства поэта;
  • Показать красоту поэтического языка;
  • Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения;
  • Знакомить с картинами художников.

Оборудование урока:

  • Учебник Л. А. Ефросининой;
  • Презентация, подготовленная учителем;
  • Портрет С. Есенина;
  • Репродукция картины «Февральская лазурь»;
  • Фотографии берёзы в разные времена года;
  • Романсы: «Отговорила роща золотая», «Тихо струится река серебристая»;
  • Магнитофон.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Постановка темы (на экране 1 слайд)

Рисунок 1

Звучит романс на стихи С. Есенина  «Тихо струится  река серебристая» в исполнении вокального трио «Реликт».

Сегодня мы немного необычно начали наш урок: с прослушивания  прекрасного произведения «Тихо струится река серебристая».

  • Как вы думаете, почему я вдруг начала наш урок  с исполнения произведения? (мы изучаем С. Есенина,  а слова написаны им)
  • О чём это произведение?
  • Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
  • Конечно же вы правы, мы продолжаем работать с  произведениями С. Есенина по теме «Стихи о природе», но сегодня я хотела бы  поговорить с вами о стихах, посвящённых берёзе.
    (появляется слайд 2)

Рисунок 2

3. Вступительное слово (во время беседы появляются слайды 3, 4)

Вы, наверное, не раз слышали выражение «модная песня». Так говорят о песне, ставшей известной, популярной. Правда, мода скоро проходит, и такие песни забывают. Но есть песни, которые не подвластны изменчивой моде.  Их пели наши предки, и будут петь потомки. Я говорю о народных песнях. Эти песни находят отклик в душах людей, потому что выражают их мысли и чувства. Среди русских народных песен есть немало таких, где поётся о деревьях: ивушке, рябине, клёне, берёзе.

Рисунок 3

Обычно это трогательные, красивые, порой печальные песни, напоминающие о родных местах, об ушедшей юности. Каждое дерево по-своему красиво. И песни о них очень хороши. Знал и любил эти песни и Сергей Есенин.

В одном из своих стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу», которое вы будете изучать в старшей школе,  поэт называет Россию «страной берёзового ситца». (Появляется слайд 5)

Рисунок 4

  • Как вы поняли «страна берёзового ситца»?
  • Что такое ситец?
  • Какие авторские приёмы, помогающие показать красоту речи вы знаете?
  • Что такое метафора, олицетворение, сравнения?
  • Какой приём использовал автор, чтобы показать красоту страны?  (метафора)
  • Правильно. Автор не раз признавался в любви к берёзке.

4. Разбор отрывков из произведений С. Есенина

Давайте откроем учебник на стр. 63 и посмотрим на первый отрывок.
а) Чтение учеником первого отрывка
б) Разбор

  • Что значит золотые косы?
  • Что автор называет «холщовым сарафаном»?
  • Можем ли мы по такому короткому отрывку определить, о каком  времени года говорится в этом стихотворении?
  • Докажите (появляется картинка).
  • Найдите метафору в этом отрывке (холщовый сарафан, золотистые косы).

в) Чтение второго отрывка

  • Берёзы напоминали поэту стройных девушек. Посмотрите
    на следующий отрывок  (чтение учеником).

г) Разбор

  • В какое время года описана эта берёзка?
  • Почему вы так решили? (появление картинки)
  • Что значит зеленокосая?
  • О какой белой юбчонке говорит автор?

Обратите внимание: листва с ветвями – это косы, а ствол автор называет по – разному сарафан и юбчонка. (появление картинки)

5.Физминутка

(Танцевальные движения под песню «Во поле берёза стояла»).

6. Стихотворение «Берёза»

а) Вступительное слово учителя.

  • В январе 1914 года в детском журнале «Мирок» № 1 появилось стихотворение «Берёза», которое не осталось незамеченным. Это было первое печатное произведение С.  Есенина, опубликованное под псевдонимом Аристон, что означает «музыкальный ящик».

б) Чтение учителем

в) Разбор

  • Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
  • Прочитайте это стихотворение ещё раз про себя.

г) Чтение  учениками про себя

д) Описание красок

  • Скажите в какое время года стоит берёза? Докажите словами из текста. (появление слайда)

Рисунок 5

— Как вы думаете, какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать эту берёзку? (белая, чёрная, серебряная, бледно – розовая, золотистая)

— Вот какое многообразие красок, хотя поэт описал заснеженную берёзу. С. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это сделано для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. С этой же целью поэт использует сравнения.

е) Поэтические приёмы

  • Сколько строф в этом стихотворении?
  • Что такое строфа?
  • С чем автор сравнивает снег в 1 строфе?
  • С чем автор сравнивает опушенные кисточки берёзовых веток? (появляется слайд)

Рисунок 6

Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В 1 строфе  идёт явное сравнение – автор говорит «точно». Подберите синоним к слову «точно».

  • А какой приём использует автор в последней строфе? (Метафора, здесь идёт скрытое сравнение, автор сразу называет снег серебром, надеясь, что мы догадаемся)
  • Какой ещё приём использует автор, чтобы показать красоту берёзы зимой? (олицетворения)
  • Зачитайте олицетворения (принакрылась снегом, заря лениво, заря обсыпает, заря обходит)
  • Молодцы. А теперь я хочу проверить вашу сообразительность. Есенин пишет «снежинки горят в золотом огне». В каком значении употреблено слово «горят»? (переносном)
  • Конечно же. Ведь мы часто говорим глаза горят, работа горит. Но ведь глаза не могут гореть, как дрова, да и работа не может полыхать.
  • Как вы думаете, откуда взялся золотой огонь? (свет зари)
  • Что такое заря? (появляется слайд)

Рисунок 7

Зимой небо озаряется не так ярко, как летом.

  • А теперь вопрос сложный: как долго стоит берёза в сонной тишине? (от утренней зари до вечерней зари, сначала на востоке, а  потом на  западе)
  • Давайте прочитаем последнюю строфу. (чтение учеником последней строфы)
  • Почему поэт называет зарю ленивой? (заря начинается позже, чем летом, как будто ей лень встать пораньше, и горит она не так ярко, как летом)
  • Как автор относится к берёзе?

ж) Подготовка к выразительному чтению

  • Теперь, когда мы внимательно разобрали стихотворение, нам надо выбрать нужную интонацию для чтения.
  • Какая строка подсказывает нам, как надо читать это стихотворение?  (И стоит берёза в сонной тишине)
  • Как надо читать стихотворение – быстро или неторопливо?
  • Громко или не очень громко? (Негромко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу. Неторопливо, так, чтобы все слышали, а также постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)

з) Выразительное чтение

7. Итог урока

Мы с вами сегодня говорили о прекрасных стихах Есенина посвященных берёзе.

Уже полвека живёт неповторимое есенинское песенное слово. Многие произведения положены на музыку. Один из романсов мы с вами слушали вначале урока. Закончить наш урок я так же хочу замечательным романсом на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая». А вы, слушая его, закройте глаза и попробуйте представить себе все картины, которые описывает автор.

Приложение

Следующий: