Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «М. М. Пришвин Выскочка»


Цель:

  • развитие нравственных качеств личности;
  • привитие бережного отношения к природе,
    наблюдательности;
  • оказание воспитательного воздействия на
    ребёнка.

Задачи:

  • Познакомить детей с произведением М.М.Пришвина
    «Выскочка»;
  • Учить свободно, ориентироваться в тексте и
    пользоваться выборочным чтением;
  • Учить пересказывать текст от третьего лица;
  • Развивать воображение, внимание,
    наблюдательность;
  • Воспитывать любовь к природе, родине;

Оборудование: компьютеры, учебник,
смайлики, цветные карандаши, тетрадь по чтению,
мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

- На парте у вас лежат разные смайлики, где
изображено настроение у человечков. Выберите тот
смайлик, какому настроению сейчас
соответствуете вы.

II. Постановка проблемы. Приложение
1 (Слайды 3-8)

Показываются слайды с изображением природы.

- Какова будет тема урока?

- О чём будут произведения этого раздела?

- Что такое природа?

- Правильно, на уроке мы много будем говорить о
природе, о животных, о себе. В конце выполним тест
у компьютера, поэтому в течение урока будьте
активными и внимательными.

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с писателем М.М.Пришвиным

- Этот раздел открывает известный писатель
М.М.Пришвин. Показывается слайд с портретом
писателя (Слайд 9)

Чтение цитаты со слайда М.М.Пришвина «Дорога к
другу».

(Слайд 10)

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверям — лес, степь и
горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу
- значит охранять родину». [5]

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Природа наша очень богата и каждому живому
существу на земле своё место предназначено. Если
мы будем охранять природу, значит, наша Родина
будет ещё богаче.

- Вспомните, какие произведения этого автора
вам известны?

- О М.М.Пришвине нам расскажет Ирина, она
подготовила небольшое сообщение.

2. Подготовка к восприятию. Постановка вопроса
для актуализации (появляется сорока на слайде,
рядом с портретом Пришвина).

- Скажите, почему рядом с портретом я поместила
сороку?

- Что вы знаете о сороке?

- Какая она, посмотрите на внешний вид. Что
знаете о повадках этой птицы?

- Отгадаем кроссворд и узнаем название
рассказа. (Слайд 12) Приложение 2

- Почему рассказ называется «Выскочка»?

- Интересно будет узнать, правильно ли мы
предположили?

3. Знакомство с произведением (читают текст
хорошо читающие ученики). Появляется слайд с
названием рассказа. (Слайд 11)

- При чтении пользуйтесь карандашом, чтобы
отметить яркие и важные события. Может увидите
описание героев, потом будет легче работать с
текстом.

4. Вопросы после прочтения. Словарная работа.

- Какие слова вам были не понятными? (Слайд13)

- Было ли жалко кого-то?

- А может, кому-то было стыдно за кого-то?

- Кто главный герой в рассказе?

- Какую картину вы представили наиболее ярко?

IV. Закрепление нового материала

1. Выборочное чтение.

Найдите описание Вьюшки?

- Какие художественные средства использует
автор? (эпитеты, сравнения)

- А для чего автор использует эти
художественные средства?

- Вспомним, с чего всё началось? (Кульминация)

- Какое событие в рассказе главное?

- Почему сорока так поступила?



- А как автор это объясняет?

Найдите слова автора, где он поясняет крылатое
выражение «В семье не без урода».

- Что сороке говорили его сородичи?

- Что думает автор о ней?

- Чем закончилось наступление выскочки?

Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает
сороку после наступления.

2. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию, как себя чувствует
сорока в этот момент?

Итог: Почему Пришвин назвал рассказ
«Выскочка»? Подтвердились ли наши
предположения?

- Назовите русскую пословицу, подходящую к
нашему рассказу. (Если не скажут, то дать варианты
ответов на слайде:(Слайд14) «Поспешишь, людей
насмешишь», «Где смелость, там и победа»,
«Терпение и труд, всё перетрут»



- К какому жанру вы бы отнесли это
произведение? (рассказ)

- Какой этот рассказ? (познавательный)

3. Деление на части. Составление плана.

- На сколько ярких фотокадров вы бы поделили
это произведение? (4)

Работа в группах на 5 минут.

Появляется слайд с планом. (Слайд15 )

4. Творческий пересказ.



- Расскажите от лица собаки Вьюшки

V. Итог.

- Можно ли сравнивать поведение птицы с
поведением человека?

- Пришвин М.М писал (открывается слайд)

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же
только о людях и думаю»

- Свяжите это высказывание с нашим уроком и
сделайте вывод.

VI. Тест в компьютерном варианте.
(Каждый ученик присаживается к компьютеру и
выполняет тест) (Приложение 3)
Самооценивание.

VII. Рефлексия.

- Над чем ты задумался на уроке?

- Встречал ли ты людей похожих по характеру с
сорокой?

- Выберите смайлик, который соответствует
вашему настроению в конце урока и покажите всем.

Литература:

  1. Библиотека развивающего обучения. Литература
    как предмет эсэтетического цикла Г.Н.Кудина. З. Н.
    Новлянская. Томск: Пеленг1984г
  2. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать
    текст. Практикум для учащихся: 1-4 классы.-М.ВАСО
    2007г
  3. Методика личностно-ориентированного обучения.
    Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя
    /А.В.Хуторской.- М.Изд-во Владос -Пресс 2005г.
  4. 1982Методика развития речи младших школьников.
    Пособие для учителя -2-е изд. Перераб. — М:
    Просвещение 1985г. М.Р.Львов.
  5. Пришвин «Дорога к другу», изд-во: «Детская
    литература», Ленинград,
  6. Я иду на урок в начальную школу: Чтение -М:
    Издательство «Первое сентября» 2000г



Следующий: