Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «И. Соколов-Микитов Русский лес»

Цели и задачи урока.

Развивающие.

1. Развивать воображение, мышление, речь.

2. Развивать творчество детей.

3. Развивать эмоциональную, социальную и
познавательную мотивацию.

4. Обогащать словарный запас и кругозор детей.

Обучающие.

1. Познакомить с произведением И.
Соколова-Микитова “Русский лес”.

2. Учить осознанному восприятию текста.

3. Учить краткому пересказу.

4. Познакомить с деревьями русского леса.

Воспитательные.

1. Воспитывать уважительное отношение к
девочкам и любовь к матери.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Воспитывать чувство дружбы и
взаимопонимание.


Оборудование.

1. Компьютер и его составляющие.

2. Экран.

3. Картинки с изображением деревьев.

4. Карточки с названиями деревьев.

5. Портрет И. Соколова-Микитова.

6. Иллюстрации детей на тему “Моя Родина”.

7. Плакаты детей на тему “Мы хозяева нашей
природы”.

8. Ароматизатор хвои.

9. Магнитофон.

10. Слова, трудные для чтения и понимания.


Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы предоставить право сесть красиво
первым девочкам!

- А теперь тихонечко сядут мальчики.

- Почему мальчики должны уступать девочкам
место, защищать и уважать девочек? (Потому что
девочка будущая мама, а мама даёт нам жизнь)

- Как М. Пришвин относился к своей маме? (Очень
любил её и ещё любил пить с ней по утрам вкусный
чай)

II. Проверка домашнего задания.

- С чего начиналась родина для М. Пришвина? (С
мамы, с восхода солнца, с ранних прогулок в
природе)

1 уровень. Выразительное чтение 1
и 2 части.

- С чего Родина начинается для вас?

Просмотр иллюстраций “Моя Родина”.

2 уровень. Пересказ 3 и 4 части от III
лица.

- Как понять выражение “кладовая солнца”. (Так
автор образно называет природу. Солнце даёт свет,
тепло, жизнь; природа хранительница жизни и
земных богатств)

Просмотр плакатов на тему “Мы хозяева нашей
природы”.

3 уровень. Составить рассказ на
тему “Охранять природу – значит охранять
Родину”.

- О Родине и природе написано много рассказов и
стихов. Обратите внимание на выставку книг,
представленную вашему вниманию. Одно из
стихотворений З. Александровой есть на экране.

Слайд 1.

Презентация

Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

- Прочитайте медленно, быстро, тихо, громко. Как
нужно правильно читать это стихотворение?

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по
просторам нашей Родины, а для этого нужна помощь
друга. Мальчики откройте свои ладошки, а теперь
девочки положите им сверху свои. Почувствуйте
тепло друг друга. Оно поможет вам во время нашего
путешествия.

- Закройте глазки и попробуйте представить,
куда мы пойдём. Звучит музыка. Слайд 2

- Посмотрите, куда мы попали? (В лес)

- Правильно и думаю, что хотя этот лес с картины
русского художника Шишкина, но находится он
рядом с нашей школой, и мы часто его посещаем.

- Вдохните воздух полной грудью. (Ароматизатор
хвои)

- А какое сказочное существо живёт в лесу?
(Леший) Слайд 3

- Он сегодня у нас в гостях.

Леший:

Я лес люблю таинственный, густой,
Где по ночам в зелёном гуде
Глушь измеряю путаной верстой
И по ночам деревья все бужу я:

Трещу валежником, в ладоши громко бью,
И на крыло тетёрок подымаю;
Росу по искорке с листвы зелёной пью,
Но отчего я пьян не понимаю!

И запеваю песни невпопад,
Когда во все свистульки птицы дуют
Я красоте и дикой воле рад…
И никогда из леса не уйду я!

-Я хочу узнать, знаете ли вы деревья наших лесов?
Поэтому я принёс вам задание. Выберите из
карточек только названия деревьев наших лесов. Слайд
4

Работа в группах. Индивидуальное задание.
(Найти деревья наших лесов на картинках)



Проверка выполнения задания. Слайд 5

V. Сообщение темы урока.

- Вот именно об этих деревьях мы сегодня и
поговорим. А поможет нам в этом произведение И.
Соколова-Микитова “Русский лес”.

- Рассказ об авторе.

- Как вы думаете, почему именно так автор назвал
своё произведение?

Рассказ учителя с компьютером.

- Наша страна огромна, и леса в ней разные. На
севере простирается широкая полоса хвойных
лесов. Там растут ель, пихта, лиственница, кедр.
Потом идёт полоса смешанных лесов. В них рядом с
елью и сосной растут берёза, осина, ольха.
Великолепны берёзовые рощи. А ещё южнее
раскинулись лиственные леса из дуба, клёна, липы
и ясеня.

VI. Чтение текста учащимися.

- Давайте прочитаем рассказ “Русский лес” и
найдём строки, в которых показывается, как автор
относится к природе.

Чтение сильными учащимися со слайдами на
экране. Слайды 6-9

- Как же автор относится к русской природе?

VII. Словарная работа.

Посмотрите на доску, прочитайте слова. Слайд
10

Береста.

Увядающая.

Малейший.

Развесистые.

Распространённое.

Живописный.

Пурпурный.

Ютятся.

Проворные.

Шелестящим.

Оголенные.

Приготовившиеся.

Лапчатые.

Издавна.

1 уровень: Научитесь читать
правильно целыми словами.

2 уровень: Составьте
словосочетания с этими словами.

3 уровень: Составьте предложения
с этими словами.

VIII. Физкультминутка.

- Давайте сделаем привал, встаньте

Руки подняли и покачали -
Это деревня в лесу.
Руки сомкнули, кисти стряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылышки ложем назад.

- А теперь ручки вперёд и продолжим чтение о
деревьях нашего леса.

IX. Работа по содержанию текста.

1) Чтение по цепочке.

- Давайте перечитаем текст и найдём, то новое,
что узнали о деревьях русского леса.

2) Чтение про себя. Работа в группах.

- А теперь прочитаем этот текст ещё раз про себя
и найдём слова, которые будут рассказывать о
дереве, но не называть его, а другие группы

Будут отгадывать. (Задание на ушко)

1 уровень. Ель.

2 уровень. Берёза и дуб.

3 уровень. Липа и клён.

Проверка выполнения.

3) Вопросы “Лешего”. Слайд 11

  • Для чего нам нужен лес?
  • Что мы можем сделать из дерева?
  • Как лес помогал партизанам во время войны?
  • Кто в лесу живёт?
  • Что в лесу растёт?
  • Почему лес надо беречь?
  • 4) Загадки. Слайды 12-15

    Клейкие почки,
    Зелёные листочки,
    С белой корой
    Стоит под горой. (Берёза)

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос.
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок,
    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня всё ж обижают:
    Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

    Что за дерево стоит:
    Ветра нет, а лист дрожит? (Липа)

    IX. Домашнее задание.

    1 уровень. Прочитай и расскажи о
    любом понравившемся дереве.

    Нарисуй его.

    2 уровень. Прочитай и перескажи о
    двух деревьях. Разгадай кроссворд.

    3 уровень. Подготовь краткое
    описание каждого дерева.

    Составь свой кроссворд “Русский лес”.

    X Итог урока.

    1) Выставление оценок за урок. Самооценка.

    2) Чтение учителем стихотворения о лесе.

    Лес не только для нашей забавы,
    Он богатство нашей страны.
    Все деревья в нём, ягоды, травы
    Нам на пользу, друзья взращены.
    Каждый куст берегите, ребята!
    Где росток ты увидишь простой
    Может вырасти дуб в три обхвата,
    Березняк иль малинник густой.

    - Как же нужно относится к лесу? Как вести себя в
    лесу?

    3) Хоровое чтение с экрана. Слайд 16

    Кто любит лес, тот будет его беречь.

    Мы охотно бережём и охотно охраняем то, что
    любим.

    А наш русский лес очень нуждается в друзьях –
    охранителях. Д. Кайгородов.

    4) Исполнение песни “Лесной марш”.

    Приложение




    Следующий: