Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «И. И. Козлов Вечерний звон»

Тема урока: И. И. Козлов “Вечерний звон”

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по
    восприятию нового поэтического произведения и
    его осмыслению;
  • создать условия для развития умений сравнивать,
    выделять главное, анализировать.

Тип урока: Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний и способов
деятельности.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация субъектного опыта.
  3. Проверка д/з.
  4. Изучение нового материала.( Первичное
    восприятие текста)
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление. (Вторичное восприятие)
  7. Обобщение и систематизация
  8. Информация о д/з
  9. Подведение итогов
  10. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Актуализация субъектного опыта.

Мотивация.

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья.
Для звуков сладких и молитв.

А С Пушкин.

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значит “рождены для вдохновенья”?

- Что может мир сделать прекраснее?

- Без поэзии мир стал бы серым, скучным, а люди
бедными душой.

- Я недаром начала наш урок с этих замечательных
слов. Сегодня мы будем продолжать работать над
поэтическим произведением.

- Как вы думаете, чему вы должны научиться на
этом уроке?

- Да, сегодня мы будем учиться выразительно,
читать стихи и понимать их красоту и глубину.
Стихи сделают наш внутренний мир богаче. А может
быть, эти стихи, затронут поэтические струнки
вашей души, и вы поймете, что рождены для
вдохновенья. Так же вы познакомитесь с новым
поэтическим произведением.

Актуализация опорных знаний и умений.

- А начнем мы наш урок с разминки.

  • Дыхательная гимнастика.

Сядьте прямо, не напрягаясь. Обратите внимание
на то , чтобы не было напряжения в плечах и шее,
слегка разверните плечи.

Сделайте небольшой выдох, задержите на
некоторое время воздух (до желания вдохнуть)

Незаметно вдохнуть через нос с закрытым ртом,
ноздрями не двигать, вдыхать плавно (5 сек).

Задержать воздух в легких (2-3 сек), чтобы
подготовиться к выдоху.

Выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке а,
экономно, плавно, без толчков.

Произнесите плавно и протяжно звук м: ммм;
присоедините гласные; произносите сочетания: ма,
мо, му, мэ, мы, ми. Слоги произносите звонко,
протяжно ( как при пении), на одной ноте.

Повторите упражнение, произнося слоги в
обратном порядке, следите за дыханием.

  • Упражнения на развитие внимания, памяти.

1 вариант. Чтение слов,
отличающихся одной буквой

МЕЛ _ МЕЛЬ _ МЫЛ _ МЫЛЬ _ МАЛ _ МЯЛ;

МОШКА _ МЫШКА _ МИШКА _МИСКА;

2 вариант. Чтение слов, в написании
которых имеются одинаковые буквы.

КУСТ _ СТУК _ СОСНА _ НАСОС _ МЫШКА _ КАМЫШ;

МАРКА _ РАМКА _ МАРШ _ ШАРМ.

  • “Фотоглаз”

Киев – мать городов русских.

Как вы понимаете эту пословицу?

  • О каком городе вы читали дома?
  • Кто автор этого произведения?
  • Какие чувства испытывает поэт к Киеву?
  • 3. Поверка домашнего задания.

    • Кто выучил отрывок из стихотворения наизусть?
    • Кто пытался написать свое стихотворение?
    • Что у вас получилось?

    4. Изучение нового материала.

    • Сегодня мы продолжаем знакомиться с
      творчеством И.И. Козлова.
    • Что вам запомнилось из его биографии?
    • Портрет. А.С. Пушкин был глубоко тронут судьбой
      слепого поэта, к творчеству которого он
      относился с большим вниманием и которому
      посвятил прекрасные стихи.

    Певец, когда перед тобой
    Во мгле сокрылся мир земной,
    Мгновенно твой проснулся гений,
    На все минувшее воззрел
    И в хоре светлых приведений
    Он песни дивные запел.
    О, милый брат, какие звуки!
    В слезах восторга внемлю им…

    Подготовка к восприятию нового
    произведения.

    • А сейчас послушайте музыкальный фрагмент. (Звон
      колоколов
      )
    • Что вы услышали в музыке?
    • Что представляли себе, пока слушали?
    • Сегодня мы будем говорить о произведении “
      Вечерний звон”. Будем учиться видеть те
      красочные средства, которые помогают поэтам
      раскрыть свои чувства и передать их читателю.
    • Как вы думаете, о чем стихотворение?
    • Послушайте его.

    Первичное чтение текста.

    • Понравилось вам стихотворение?
    • Что вас удивило?
    • Что запомнилось больше всего?

    5. Физкультминутка.

    Послушайте музыку. Закройте глаза и
    представьте те картины из стихотворения, которые
    вы запомнили.

    6. Закрепление.

    Повторное чтение.

    - Какие картины вы представили?

    - Теперь возьмите карандаши и, отмечая
    непонятные вам слова, читайте стихотворение в
    полголоса.

    - Какие слова были непонятны?

    - Как вы понимаете слова “вечерний звон”?

    - Кто и где звонит (Звенят колокола на
    колокольнях в церквях)

    - Зачем звенят колокола? (Зовут в храм на
    богослужение)

    - Слышали ли вы колокольный звон?

    - Всегда ли он звучит одинаково?

    - Попробуем все вместе изобразить мерные удары
    колокола, скажем так донн, донн, донн.

    - А теперь прочитаем слова из стихотворения:
    звон, он, родном, дом.

    - Похоже ли звучание этих слов на колокольный
    звон?

    - Какие звуки более всего похожи на удары
    колокола? (м, н, л)

    - Найдите строки, в которых часто встречаются
    эти звуки в словах.

    (И крепок их МогиЛЬНый соН
    Не сЛышеН иМ вечерНий звоН)

    (Напев уНылый Надо МНой
    В доЛиНе ветер разНесет)

    (И уж Не я , а будет оН
    В раздуМье петь вечерНий звоН)

    - Прочитайте стихотворение в паре и подумайте,
    какое слово является ключевым? (Раздумье)

    - О чем размышляет герой этого стихотворения? (О
    прошлом, о будущем, о том, что жизнь коротка)

    - Веселы или печальны раздумья поэта? (Печальны)

    - А в целом стихотворение, какое? (Грустное)

    - Найдите и прочитайте слова, которые создают
    печальное настроение. (Навек простясь, нет теперь
    в живых, могильный сон, лежать в земле сырой,
    напев унылый)

    - Как вам кажется, герой тихо печалится, или
    сильно переживает? (Сильно переживает)

    - Почему вы пришли к такому выводу? (Много
    восклицательных знаков)

    - Что героя так печалит? (Жизнь так коротка)

    - Исчезнет все бесследно или что-то повторяется
    на земле? (Все повторяется)

    - Какие строки об этом говорят? (Другой певец по
    ней пройдет…)

    - Как вы понимаете, слова петь “вечерний звон”?
    (Радоваться красоте вечернего звона и воспевать
    его в стихах)

    - Почему именно колокольный звон становится
    фоном всего стихотворения, и мы будто слышим его
    в самом звучании слов? (Звон церковных колоколов
    напоминает, что жизнь людей на земле коротка,
    надо думать о своей душе)

    7. Обобщение и систематизация.

    Подготовка к выразительному чтению.

    Как мы будем читать стихотворение?

    • Тихо — громко
    • Быстро – медленно – в умеренном темпе
    • Грустно – весело

    ПАУЗЫ


    Знаки препинания

    Счет

    Обозначения

    ,

    Раз

    /

    . … :

    Раз, два

    //

    ? !

    Раз, два, три

    ///

    Красная строка

    Раз, два, три, четыре

    ////

    После прочтения заглавия

    Раз, два, три, четыре, пять

    /////

    ЛОГИЧЕСКИЕ УДАРЕНИЯ


    Обозначения

    Слова, на которые падают логическое
    ударение

    —————

    Интонационный перенос (соединение
    строчек)

    +

    Повышение тона

    >

    Понижение тона

    <

    Чтение стихотворения выразительно с
    одновременным анализом.

    - Молодцы ребята. Я думаю, что чтение этого
    произведения оставило в ваших душах след. И вы
    задумались о смысле жизни, о ее быстротечности.
    Такие же чувства испытали и многие великие люди.
    Перед вами картина Левитана, которая называется
    “Вечерний звон”. На картине вечер, конец уже
    прожитого дня, и своеобразный звон, свойственный
    только вечерней службе. Окончание дня и закат
    солнца не могут не навеять некоторую печаль. На
    эти стихи написан замечательный романс, музыку к
    которому сочинил замечательный композитор
    Алябьев. Давыдов Денис Васильевич – герой
    Отечественной войны1812 года, командир гусарского
    полка, поэт-воин написал стихотворение, которое
    называется “Вечерний звон”, начинается оно так
    же, как и стихотворение И.И. Козлова.

    8. Домашнее задание.

    Дома вы все будете учиться читать
    стихотворение выразительно. Кто захочет, может
    выучить его наизусть. А может быть, кому-то
    захочется сочинить свое стихотворение или
    написать пейзаж.

    9. Итог урока.

    10. Рефлексия.

    На уроках литературы вы еще не раз встретитесь
    с творчеством И.И. Козлова. А закончим мы наш урок
    романсом на музыку Алябьева “Вечерний звон”.
    Пусть он прозвучит как награда вам за ваше
    понимание и отзывчивость.

    Следующий: