Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Г. Х. Андерсен. Сказка Русалочка

Цели урока:

  1. Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть
    взаимосвязь между сказочным и реальным миром.
  2. Учить выделять главную мысль произведения.
    Развивать наблюдательность, творческое
    воображение.
  3. Воспитывать нравственные черты характера:
    доброту, человеколюбие и т. д.

Задачи:

  1. Проверить знание содержание текста.
  2. Работать над выразительностью чтения.
  3. Развивать умение слышать и слушать, четко
    отвечать на вопрос учителя.

Предварительная работа: выполнение
рисунков к каждой части.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • художественные книги Г. Х. Андерсена;
  • иллюстрации к сказке;
  • выполненные учениками.

(ДОСКА: Ради любви можно пожертвовать даже
жизнью. )

Тип урока: урок-обобщение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

- Сегодня мы завершаем изучение произведения
Андерсена “Русалочка”, будем учиться выделять
главную мысль этой сказки и попытаемся раскрыть
связь между сказочным и реальным миром.

3. Беседа о писателе.

- Кто из вас хочет рассказать о том, кто же такой
Г. Х. Андерсен? (пересказ заранее подготовленного
материала).

- А теперь проверим, кто слушал внимательно:

- В какой стране родился и жил сказочник?

- Как создавал Андерсен свои сказки?

- Почему предметы быта становятся героями
сказок Андерсена?

- На кого они похожи?

- Каким человеком был Андерсен?

4. Работа над содержанием и художественными
особенностями сказки.

Работу над анализом произведения можно
начать с вопроса о том, какое впечатление
произвела сказка, какие эпизоды понравились, что
запомнилось, взволновало.

- Какое впечатление произвела на вас сказка?

- Какие эпизоды вам понравились и почему?

- Где живет Русалочка? (в подводном царстве).

- Зачитайте описание моря, подводного царства,
дворца.

- Как автор передает красоту и необычность
морской воды, дворца морского царя? (зачитайте).

- Как живется Русалочке на морском дне?

- Чем отличалась она от своих сестер?

- Найдите в тексте портрет героини и зачитайте
его.

- Какой прием использовал автор, говоря о ее
красоте? (сравнение).

- А по характеру какой была Русалочка?

- О чем она мечтала?

- Почему ей очень хочется подняться поскорее на
поверхность моря?

- Расскажите, какой оказалась первая встреча
Русалочки с людьми. (пересказ).

- Почему Русалочка спасает принца?

- Какими чертами характера обладает Русалочка?
(смелость, доброта).

- Какими словами из текста это можно
подтвердить? (зачитать со слов: “… стала ждать,
не придет ли кто- нибудь на помощь бедному
принцу”).

- Почему Русалочка решила стать человеком?

5. Инсценировка.

Во время подготовки инсценировки обратить
внимание детей на интонацию голоса Русалочки во
время диалога ее с ведьмой, это поможет зрителям-
ученикам понять чувства Русалочки (сказала
дрожащим голосом, так ей очень страшно, но она
готова на все — даже лишается голоса ради своей
мечты, ради принца)

Наши ребята подготовили инсценировку диалогов
Русалочки с бабушкой и морской ведьмой. Ваша
задача посмотреть и ответить на вопрос: “Почему
Русалочке было тяжело осуществить свою мечту?”.

Ответ на вопрос.

- А какой вы представили ведьму?

- Как автор помогает нам понять чувства
Русалочки?

- Как относится принц и его свита к Русалочке?
(все ей любуются).

Зачитайте.

- А каково Русалочке во дворце? Зачитайте и
выберите главную мысль этого эпизода. (Принц
никогда не узнает, что Русалочка спасла ему
жизнь).

- Почему эта мысль главная?

- Как вела себя Русалочка, когда принц предложил
ей порадоваться его счастью? (веселится и
смеется, танцует со смертельной мукой на сердце и
ее сердце вот- вот разорвется)

- Почему она выдерживает и душевную и
физическую боль? (она мужественная. Любит принца
и мечтает стать человеком).

- А кто пытается помочь Русалочке не погибнуть?
(сестры).

- Почему они это делают?

Прочитайте последний эпизод сказки.

- О чем говорят действия героини?

- Каким настроением проникнуты последние
строчки сказки? (печалью, все произошло так, как
предсказала колдунья).

Кто виноват в гибели Русалочки?

- В чем же заключается главная мысль сказки?

6. Рефлексия.

- Красивую сказку написал Андерсен, и мы с вами
не смогли остаться равнодушными к ней и
попытались наиболее понравившиеся эпизоды
изобразить на своих рисунках.

- Какие чувства вы испытали, рисуя эпизоды
сказки?

- Сейчас в логической последовательности нужно
расположить рисунки. Создадим свой альбом
“Любовь и мечта Русалочки”. (2 человека
индивидуально).

- А мы напишем свои отзывы о сказке по следующим
вопросам:

а) Автор, название сказки.
б) Тема сказки.
в) Основные герои.
д) Эпизод, который произвел впечатление. 3
е) В чем заключается главная мысль? (работа в
парах).

Чтение отзывов.

Отзыв на сказку “Русалочка” Хусаиновой
Ларисы:

“Сказка “Русалочка” пронизана красотой и
любовью. Красотой моря, подводного царства,
красотой принцесс. Любовью бабушки к внучкам,
Русалочки к принцу. В этой сказке много доброты.
Несмотря на свою молодость, Русалочка оказалась
очень доброй и умной, способной на бескорыстную
любовь, ради которой она пожертвовала своей
жизнью”.

Отзыв на сказку Беляева Андрея:

“В этой сказке рассказывается о Русалочке, о ее
приключениях и гибели. Главный герой сказки -
Русалочка. Она умная, жизнерадостная, красивая. В
этой сказке у меня нет любимых героев, но все
герои интересны по- своему. Эпизод гибели
Русалочки произвел на меня сильное впечатление.
Тема сказки была такова — ради любви люди готовы
на все. ”

Отзыв на сказку Микуновой Стелы:

“Я прочитала сказку “Русалочка”, автором
которой является Ганс Христиан Андерсен. Тема
этой сказки состоит в том, что Русалочка из- за
любви к принцу пошла на страдания. Основные герои
произведении я- это тихая, задумчивая Русалочка,
которой все всегда приходилось ждать дольше
своих сестер. Страшная, злая морская ведьма с
ужасным голосом и ужасными волосами, красивый,
молодой принц. Мне понравилась Русалочка потому,
что она была добрая, красивая. А ведьма не
понравилась потому, что она злая и бессердечная.
Сильное впечатление произвел на меня эпизод,
когда Русалочка разговаривала с морской ведьмой.
Главная мысль сказки заключается в том, что
любовь сильнее всего на свете”.

Отзыв на сказку Горяниной Екатерины:

“Мы читали сказку Г. Х. Андерсена “Русалочка”.
Автор в этой сказке хочет нам сказать о судьбе
Русалочки, которая живет в море со своей семьей.
Русалочка была очень красивая- “ее кожа была
чистая и свежая, как лепесток розы”, с синими
глазами и чудесным голосом. Ведьма была в образе
злого осьминога, но она всем помогала и еще брала
за это деньги. Мне понравилась Русалочка потому,
что она была смелая и не боялась умереть. Больше
всего меня поразил эпизод, когда Ру4салочка
превращалась в морскую пену. Я представила себя
на ее месте — и мне стало страшно…Мне ее жаль.
Главная мысль произведения в том, что любовь
сильнее смерти”.

7. Оценивание учащихся с комментированием.

Следующий: