Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Д. Н. Мамин-Сибиряк Емеля-охотник обобщение

Цели:

  1. Обобщить прочитанное в форме диалога
    «учитель-ученик».
  2. Формировать интеллектуальные чувства
    (любознательность, удивление, чувство новизны).
  3. Развивать навыки умственного труда и умения его
    организовывать.
  4. Развивать самостоятельность и творчество.
  5. Воспитывать разум, чувства ребёнка.
  6. Прививать любовь к природе, уважение к матери.

Ход урока:

Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над
рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля –
охотник».

I) Беседа по прочитанному:

  • Какие два мира живут на страницах книг Мамина –
    Сибиряка?
  • Назовите главных героев рассказа «Емеля –
    охотник».
  • Дайте характеристику каждому из них (выборочное
    чтение).
  • Почему так трудно живут дед с внуком?
  • По отношению к внуку дед, какой?
  • Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы
    телёночка добыть…»)?
  • Что, по-вашему, самое главное во II части
    рассказа?
  • Почему так много солнца в этой части рассказа?
  • Давайте в этом ещё раз убедимся. (Чтение
    наизусть отрывков о природе).
  • Кого вы больше жалеете в этой части?
  • С какой стороны открылся Емеля во II части
    рассказа? (Старый опытный охотник)
  • Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?

II) Работа с текстом до чтения.

Беседа с учащимися.

  • Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
  • Такого ли финала вы ждали?
  • Какие минуты радости вы пережили, дочитывая
    текст?

Проверка качества чтения (работа на листочках):

О ком говорится в предложениях?

  • Весело гулял по лесу со своей матерью
    (оленёнок).
  • Упал в траву и не шевелился (Лыско).
  • Осторожно перебежал несколько сажен далее и
    опять остановился (олень).
  • Долго стоял на одном месте и всё улыбался
    (Емеля).

III) Работа с текстом во время чтения
(после смысловых частей):

  • Как состоялась встреча охотников с оленихой?
  • Почему олениха – мать названа благородным
    животным?
  • Почему так подробно описывается маленький
    оленёнок?
  • Почему Емеля сам спугнул оленёнка?
  • Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с
    охоты?
  • О чём говорят сны внука и деда?

IV) Работа с текстом после чтения:

  • Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу
    Гришутки?
  • Какой эпизод жизни ему вспомнился?
  • Почему автор сопоставляет олениху и мать
    Гришутки?
  • Что проявляют обе матери? (Cвою материнскую
    любовь).

- Мама!

Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шёл тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
Мама озаряет светом нежным
Дни, дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!

- Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё
не сказал о матери! Послушайте пословицы и
поговорки, и сами убедитесь в этом:

- На свете всё найдешь, кроме матери.

- При солнце тепло, а при матери добро.

- Материнская молитва со дна моря достанет.

- Птица радуется весне, а младенец матери.

- Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так
бьёт.

- Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

- Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Какую же историю мог вспомнить старый Емеля?
    (Творческий пересказ)
  • Только ли охотничьи качества Емели привлекают в
    нём автора?
  • Чем вас привлекает старый охотник?
  • Назовите третью часть этого рассказа («Пожалел
    малого зверя»).

Слово учителя:

«Емеля – охотник» — первый опубликованный
детский рассказ Мамина – Сибиряка (1884 г.). Он
сразу же был замечен и оценён: в этом же году
рассказ был отмечен премией педагогического
общества. Именно с этого рассказа для Мамина –
Сибиряка началось воспитание детской души
маленького читателя. Его сказки, рассказы дают
ненавязчивые уроки доброты, учат сочувствовать
всему живому, бережно относиться к природе. А
пример подают простые люди, такие как Емеля –
охотник, пожалевший маленького оленёнка,
которого он долго выслеживал.

Этот рассказ закончился благополучно, хотя,
конечно, впереди у Емели и Гришутки больше
трудностей и лишений, чем радости и счастья.
Такова была позиция автора – не скрывать от
детей жестокой правды жизни, говорить с ними не
только о доброте, но и о несправедливости,
неравенстве, тяготах жизни.

Д/З:

Подготовить чтение по ролям эпизода
встречи Емели и Гришутки, ответить на вопросы
после текста.

Следующий: